Елена Заяц
Коллекционирование как эффективная форма работы по реализации ФОП ДО
Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, «хламом»: пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если ребенок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Впервые термин «коллекционирование» был использован Цицероном примерно 2000 лет назад. Именно этот знаменитый древний оратор употребил слово «коллекция», назвав сборник разных предметов, объединенных в одно собрание по какому-то признаку.
В нашей стране впервые признаки коллекционирования появились в 10 веке. Русские коллекционеры этой эпохи собирали рукописи и хранили их в монастырях или храмах. Коллекционную деятельность относят к методам формирования у ребенка научных понятий и к познанию окружающего мира.
В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (н-р: филателия, нумизматика, так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.
Федеральная образовательная программа предлагает включить коллекционирование в работу с дошкольниками, т. к. данный вид деятельности помогает решить многие задачи ФОП ДО.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.
При выборе форм, методов, средств реализации Федеральной программы педагог учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности:
интерес к миру и культуре;
инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
24.1. Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1. уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2. организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
3. поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
4. внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
5. поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Актуальность
Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не дает в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.
И здесь одним из средств развития познавательной сферы дошкольника выступает коллекционирование.
Актуальность использования коллекционирования в ДОУ заключается в том, что их средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО и ФОП ДО.
Коллекции способны
обогатить детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.
Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, но в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета.
проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,
научить ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Коллекционирование (от лат. collectio – собирание, сбор) – это систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».
Коллекционирование развивает познавательную активность личности, её исследовательский потенциал, расширяет кругозор, вооружает знаниями.
Определение слова «коллекция» данное в толковом словаре В. И. Даля наиболее подходит по своей сути при организации работы с детьми.
«Коллекция – собранные вместе однородные и чем – либо замечательные вещи, предметы».
В других определениях слова «коллекция» упор делается на то, что это собрание предметов, представляющих историческую или художественную ценность. Понятно, что для повседневной работы с детьми собрать такие предметы нереально. Можно собрать предметы и создать коллекцию замечательных предметов, может быть и очень простых, но интересных детям.
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
Значение коллекционирования для развития познавательных интересов дошкольников.
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
1. Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
2. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
3. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы детей.
4. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Дети приобщаются к миру прекрасного и интересного.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.
Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.
Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.
Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.
В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей (фигурки из киндер-сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».
Министерство Просвещения РФ и Институт возрастной физиологии РАН в «Рекомендациях по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации ОП ДО» рекомендует иметь разнообразные коллекции в соответствие с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Виды коллекций
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно-прикладного искусства.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
• выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
• доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
• разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
• учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
• учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. ;
• педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.) и выставки;
• безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и нетравмоопасны в работе с ними;
• учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).
Расположение и хранение коллекций в группе.
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
все объекты должны быть систематизированы по категориям;
целесообразно вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами коллекции.
Этапы работы по организации коллекционирования и приемы работы.
Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный:
• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной:
• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
• чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;
• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
• Познавательная:
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
- развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
- реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
• Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
• Речевая – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи,
• Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
• Продуктивная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Коллекционирование имеет следующие достоинства:
- не требует много времени (в отличие от хобби, которое связанно с получением какого-либо умения и навыка - например, занятий танцами или музыкой) и хорошо подходит для занятых людей;
- способствует интересу коллекционера к истории объекта коллекционирования;
- дает возможность общения с людьми, у которых такое же увлечение, способствует заведению новых знакомств.
Целью коллекционирования является обеспечение успешного усвоения детьми знаний о свойствах объектов живой и неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Коллекционирование служит один из способов привлечения внимания детей к окружающему миру.
Литература:
1. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения. Уч. для вузов. - Изд. : Питер, 2014
2. Каспарова Ю. Что такое коллекционирование. // Ж. "Игра и дети", No3-2004.
3. Рыжова Н. "Как стать коллекционером"// Ж. "Игра и дети", No4-2004.
4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы:
пособие для педагогов. /О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. -М. : Просвещение, 2012. -205 стр.
5. Горенкова И. Н. Организация коллекционирования с детьми старшего дошкольного возраста.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/19/organizatsiya-kollektsionirovaniya-s-detmi-starshego-doshkolnogo