Евгения Евгеньевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой…»
Сухомлинский В. А.
Понимая уникальность дошкольного возраста – периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму, педагоги интегрируют духовно – нравственный компонент во все виды детской деятельности. Я работаю над проблемой духовно-нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Цель моей работы - воспитать в детях духовно-нравственное начало средствами художественно-творческой деятельности в обстановке доброжелательности, взаимопонимания, верности традициям России. Значение изобразительной деятельности в формировании личности дошкольника, ее влияние на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — писал К. Д. Ушинский, призывая педагогов опираться на эти особенности детского мышления.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
ФГОС ДО определяет художественно-эстетическое развитие как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу, отображая увиденное, дети пытаются определить и нравственную ценность изображаемого. Эстетические, духовно-нравственные чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.
В художественно-творческой деятельности дошкольников обратила внимание на то, что многие темы воспринимаются детьми поверхностно и недостаточно захватывают их эмоционально-личностную тему. В итоге дети не имеют возможности проявить самостоятельность, фантазию, не имеют права выбора, поэтому демонстрируют нам одинаковые, лишённые какой-либо индивидуальности работы.
Поэтому, работая над проблемой духовно-нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности, в своей работе я применяю нетрадиционные техники рисования. Выбор этот неслучаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет ребёнку отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызывает у него интерес, затрагивающий эмоционально-личностные переживания, помогает творить.
Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Самореализация детей в художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник рисования неразрывно связана с обогащением духовного опыта ребёнка, развитием его личностных качеств, творческого мышления, воображения и способности к самовыражению.
В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию решаю следующие задачи:
- создание условий для духовно-нравственного развития детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;
- развитие художественного вкуса, эмоционально-образного восприятия художественных произведений литературы и искусства, окружающего мира;
- знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования;
- развитие познавательных способности детей, творческой активности и художественной продуктивности на основе духовности;
- формирование наглядно-образного мышления, творческих способностей, основ творческой самостоятельности, навыков взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитание любви и интереса к искусству и культуре своего народа, уважения к труду и бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей;
- совершенствование конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения духовно-нравственного и творческого развития ребёнка.
Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствует творческому росту детей, установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию и воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.
Дети – это наше отражение. Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.