Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Ольга Данилова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Основа духовно-нравственного воспитания – культура семьи, образовательного учреждения, общества – то есть той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие и становление.

Уже в дошкольном периоде, и даже ранее, необходимо прививать навыки вежливого поведения, бережного отношения к игрушкам, к вещам, к природе, ко всему. Все это прививается в процессе игр, труда по самообслуживанию, наблюдения.

Суть нравственного воспитания заключается не в банальном заучивании правил и привычек поведения, это процесс самоопределения, самоуправления в соответствии с нормами морали, это общение и взаимодействие, процесс деятельности, принятия тех или иных решений, преодоление противоречий! Старший дошкольный возраст – ответственный этап становления личности и поведения человека.

Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, человеколюбие, уважение к людям, к их индивидуальности, к их мнению; патриотизм, гуманизм, стремление совершать добрые поступки, не отвечать злом на зло, просить прощение и прощать в ответ, проявление терпимости, толерантности; дисциплинированность, забота, сострадание, совестливость, ответственность, трудолюбие, честность, справедливость.

Семья – как первичный институт воспитания главным образом влияет на формирование нравственности. В первую очередь именно родители – объект для подражания, и они, как никто другой, формируют у ребенка определенные ценностные ориентиры, а затем уже влияет социальное окружение, в особенности детский сад. Чем младше дети, тем больше можно повлиять на его чувства и поведение. Сначала формируется алгоритм социального поведения, а осознание критериев морали происходит намного позже. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении к окружающему миру, поэтому нужна практика: ежедневно включать ребенка в бытовые ситуации – забота о братике,сестричке, о домашних питомцах, о комнатных растениях, помощь родителям, бабушке, дедушке – то есть посильные ребенку дела, соблюдая при этом все меры безопасности.

Очень важно приобщать детей к народной культуре, народным традициям и обычаям. Это способствует развитию познавательного интереса у детей, осознанию себя частью своего народа, привитию гуманных и патриотических чувств. Накопленные веками различные наблюдения – за погодой, за поведением птиц, животных и насекомых отражаются в приметах и обычаях – это огромный источник информации о жизни людей, об их культуре, о труде, заботах, условиях.

Мощнейшее влияние на сознание, чувства и разум ребенка оказывает художественная литература. Детям необходимо регулярно читать сказки! И не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Вследствие небольшого жизненного опыта, ребенок зачастую не может извлечь главное из произведения, правильно оценить и объяснить поступок того или иного персонажа. Беседы о литературе способны раскрыть ребенку многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенностями поведения в различных ситуациях. Словом можно «окрылить» ребенка, подтолкнуть на добрые поступки.

Успех в духовно-нравственном воспитании дошкольников зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Расхождений во мнении быть не должно: к примеру, бережное отношение к игрушкам должно быть не только дома к своим собственным, но и к имуществу детского сада, или к игрушкам друзей, сверстников; или элементарные навыки поведения за столом во время принятия пищи должны соблюдаться и дома тоже. В противном случае все старания привить ребенку определенные качества окажутся тщетными.

Будьте внимательны к своим детям, к их жизни в детском саду, внутренним переживаниям! Будьте опорой для них, другом, авторитетом! Будьте примером для подражания! Читайте детям сказки! И беседуйте! Беседуйте обо всем на свете!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 12:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД