Светлана Павлова
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния ДОУ и мероприятий педагогического характера.
Проект создан с целью приобщения детей к национальной культуре на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством и предметами, большую часть, которых можно трогать. Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действии.
1. Информационная карта проекта
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Наименование Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и основные задачи реализации проекта Цель : формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков.
Задачи:
1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных мероприятиях.
2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время.
3. Прививать интерес к культуре народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры.
Сроки реализации 2 года
Социальный статус Дети дошкольного возраста.
2. Содержание проекта
2.1. Актуальность проблемы приобщения детей к народной культуре
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов – авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи…
Народные отличия сохранятся и в ХХI веке,
если мы будем озабочены воспитанием души,
а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У дошкольного учреждения в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. В дальнейшей жизни самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. В работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Поэтому важно создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на обогащение цельности миропонимания и приобретение опыта нравственного уклада жизни.
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков.
Задачи проекта :
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях.
2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время.
3. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры.
4. Формировать интерес к музею, как к хранилищу духовных и материальных ценностей, навыки поведения в музее, бережное отношение к культурному наследию наших предков и расширять кругозор дошкольника.
5. Развивать творческие и познавательные способности детей.
6. Воспитывать уважение к нравственным нормам.
7. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
2.2. Условия и механизмы реализации проекта. Управление проектом.
Научно-методическое и информационное обеспечение проекта :
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
2. А. Е. Писарева, В. В. Уткина «Живём в «Ладу» методическое пособие М. : 2007
3. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2013
4. Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» Волгоград 2013
5. Ботякова О. А., Зязава Л. К., Прокофьева С. А. «Российский этнографический музей - детям». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений 2001г.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красная изба…». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами и бытом в музее детского сада 2000г.
7. Журналы «Воспитатель ДОУ» №10,11 2010г., №12 2008г., №4 2009г. ,
№ 4,6 2011г.
8. Интернет – источники.
2.3. Приоритеты проекта :
Создание атмосферы национального быта
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
Знакомство с народным искусством
Знакомство с русскими народными играми
Знакомство с историей Руси
2.4. Приоритеты русской культурной традиции:
1. Приоритет духовных ценностей, целей над ближайшей прагматической выгодой.
Всё, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого, - это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных ценностей. Ими пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин.
2. Одухотворённость труда.
Вхождение в русскую культурную традицию даёт богатые возможности для организации работ технически сложных, интересных, позволяющих реализовываться и развиваться творческой индивидуальности. Важно и то, что народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, в ежедневном труде и быте.
3. Приоритет «коллективного» в русской культурной традиции.
Для русского народа приоритет коллективного – не просто признание «общественного выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом.
4. Значение слова в русской культурной традиции.
Значение языка гораздо шире, чем просто как средства передачи информации. Язык формируется как выражение доминирующих движений души. И это заключённое в языке богатство служит для ребёнка источником мощных развивающих факторов.
2.5. Реализация проекта
Основные направления проекта :
Социально-нравственное развитие: познавательные беседы, экскурсии в музеи, рассматривание альбомов;
Познавательно-речевое: образовательные мероприятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин;
Художественно-творческая деятельность: рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи;
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд, выполнение работ в разных техниках: фелтинг и другие;
Музыкальная деятельность: развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов;
Физическое развитие: подвижные (народные игры).
Доминирующие формы педагогической работы с детьми :
Образовательные мероприятия
Познавательные беседы
Тематические досуги, праздники, развлечения
Творческие задания
Игровая деятельность детей
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
Показа сказок (педагогом, детьми);
Рассматривание иллюстраций, репродукций;
Проведение дидактических игр;
Наблюдений;
Экскурсий;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
Ответов на вопросы педагога;
Проведения разнообразных игр;
Загадывание и отгадывание загадок;
Рассматривание наглядного материала.
Практический метод используется, когда необходима организация продуктивной деятельности: в рисовании – при росписи игрушек, посуды и т. д., в лепке – при выполнении разных предметов, ручной труд – при изготовлении Грушиной куклы, пасхального зайца и др.
Предпочтение при организации данного процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствует развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.
Работа с родителями предполагает :
Организацию консультативной работы для родителей по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста;
Анкетирование;
Организацию совместных мероприятий, собраний, посиделок.
При изучении духовно-нравственного воспитания важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому особое внимание уделяется привлечению родителей к совместным мероприятиям. Для родителей оформляется наглядная информация, проводятся консультации и беседы.
Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др.
Для более эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие педагогические условия:
предметно-развивающая среда (аудиоматериалы, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам и др.)
музейная комната - экспозиции «Русская изба»; «История России»;
использование проблемных ситуаций, вопросов;
театрализованных и игровых методов в процессе освоения воспитанников музейного компонента;
сотрудничество воспитателей с семьёй.
Образовательные мероприятия: «Былины – кладезь народной мудрости», «Хлеб всему голова»
Театрализованные представления: «Кто же в гости к нам пришёл?»
Выставки, конкурсы: «Мастерская деда Мороза», «Ёлочка», «Такие разные куклы».
Праздники, развлечения: «Посиделки на 8 Марта», «Масленица»
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
Подбор методической литературы и её изучение;
Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
Подбор методического и дидактического материала,
Организация развивающей среды;
Создание мини-музея.
2. Основной:
Организация образовательного процесса,
Реализация основных мероприятий,
Разработка тематических праздников;
Изготовление поделок для праздников;
Работа с родителями, анкетирование;
Проведение родительских собраний;
Консультирование родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
3. Заключительный:
Подведение итогов работы – итоговое тематическое мероприятие
2.6. Планируемые результаты:
У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
Сформировались чувства национального достоинства.
Расширились знания о традициях, обычаях русского народа.
У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Тематическое планирование образовательных мероприятий
Месяц № Тема мероприятия Содержание
сентябрь
1
«История возникновения
Руси» Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Дать представление об укладе жизни древних славян.
2
«Знакомство с крестьянской избой» Формирование представлений о жизни и быте русского народа (мини-музей «изба»); прививать интерес к русской культуре, история своего народа.
3
«Жили-были дед да баба» Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой). Разыгрывание сюжета сказки «Курочка Ряба»
октябрь
4
«Хлеб - всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Приготовление традиционного летнего блюда косарей и бурлаков – тюрю.
5
«Октябрь пахнет капустой» Знакомство с русскими традиционными предметами обихода – деревянным корытцем, кадушкой и тяпкой. Заготовка квашеной капусты.
ноябрь
6
«Щи да каша пища наша» Знакомство с русской традиционной кухней, предметами обихода: чугуны, ухват, половник, ложка. Разыгрывание сюжета из сказки «Каша из топора».
7
«Гончарные мастеровые»
Знакомство детей с домашней утварью: крынки глиняные, горшки, рассказ о гончарной промышленности. Разыгрывание сюжета сказки «Лиса и кувшин».
Месяц № Тема мероприятия Содержание
декабрь 8 «Ой, вы, гости-господа»
Знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведением в гостях. Русский самовар и чаепитие.
9
«С Новым годом, со всем родом».
Рассказ о традициях празднования Нового года, Рождества. (Переодевания, ряженья, гаданья, пляски, появление Деда Мороза и Снегурочки).
10 Наряжаем «Новогоднюю елку». Выставка старинных новогодних игрушек.
История появления новогодней елки. Первые новогодние игрушки (вата, папье-маше)
январь 11 Знакомство с древнерусской обувью. Познакомить детей с обувью, которую носили наши предки.
12
«Эх, лапти мои, лапти липовые» (примерка лаптей) Знакомство с материалом изготовления лаптей. Познакомить с выражением «Лапотная Русь», русский фольклор.
13 «Валенки – не подшитые, стареньки» (чуни)
Фелтинг – валяние шерсти. История валяной обуви. Знакомство с материалом изготовления валенок (чуня) – овечья шерсть.
февраль
14
«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство с различными способами глажения белья. Загадывание загадок, знакомство с домашней утварью: утюг угольный, рубель (валек).
15
«Хозяйкины помощницы»
Знакомство с предметами обихода: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска, прищепки, веник, совок, передник. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «О рыбаке и рыбке». Стирка кукольного белья, уборка – подмети полы веником.
16
«Масленица пришла весну привела». Масленая неделя. Рассказать, что каждый день масленой недели имеет свое название. Традиционный блин – символ солнца-красного, традиционное сжигание чучела.
Месяц № Тема мероприятия
Содержание
март
17
«Дымка – вятская игрушка» Продолжать знакомство с характерными особенностями и свойствами материала, (игрушка тяжевая, прохладная, легко бьется)способом изготовления игрушек.
18
Светлая Пасха – Воскресение Христово.
Изготовление пасхального зайца. Знакомство с русским народным праздником, его символами, традициями. Красное яйцо – символ Пасхи, куличи, печенье «жаворонки», делают «пасху» из творога. Вызывать радостное настроение, признаваться своим родным в любви и дружбе, и дарить друг другу пасхальное яйцо.
апрель 19 Знакомство с разными видами игрушек: глиняная, деревянная. Русская народная игрушка: матрешка. Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, ее традициями.
20
«Русская матрешка» (игровое занятие) Познакомить с родиной матрешки (г. Семеново, г. Загорск, расписным крестьянским нарядом (сарафан, платок, полушалок, передник). Закрепить представление о том, что красивые предметы создают радостное настроение, украшают быт.
21 «Тряпичная кукла» Знакомство с изготовлением первых кукол – из соломы, затем тряпичной куклы. Игра «Свертеть куклу».
май 22 «Кто же в гости к нам пришел?» Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки». Познакомить детей с понятием «обереги».
23 Итоговое занятие «Русская изба» Обобщить и систематизировать знания детей об элементах народной культуры и быта «Русская изба». Учить выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.
2.7. Ожидаемые результаты
Проект «История, культура и традиции русского народа», реализуемый в ДОУ, предусматривает, что дошкольники получат разнообразные знания, благодаря которым у них сформируются нравственные качества, как милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию у детей будут следующие результаты:
Сформированность основ ценностных сфер личности;
Целостность восприятия мира;
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребёнок будет знать в общих чертах историю России, а также традиции, рождённые во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребёнок получит комплексное представление о быте, культуре, искусстве русского народа.
Инновационные продукты:
• Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
• Комплект методических материалов:
Для педагогов:
- Беседы для детей дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и традициями русского народа (перспективный план с конспектами).
- Конспекты досугов, праздников.
- Аудиоматериалы.
- Электронный каталог музейных экспонатов.
Для родителей:
- Консультации.
- Информационные папки-копилки.
- Фотоальбомы.
• Комплект дидактических материалов:
- Справочный и наглядный материал.
- Литературный материал.
- Картотека народных игр.
Практический материал, представленный в данном проекте, может стать хорошей основой для создания и реализации творческих проектов в дошкольных учреждениях. На основе проекта можно обобщить педагогический опыт работы.
Перспективы развития проекта :
1. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
2. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
3. Продолжить работу по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православной культуры.