Ольга Русина
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
1. Особое место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
2. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия педагогов и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители - главные ответственные за воспитание своих детей.
3. Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Главной целью воспитательной деятельности является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.
4. (4-10)Нравственное развитие воспитанников осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией ООД.
Сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе обучения оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение педагога, его жесты, манера разговаривать; характер общения с ним при различных обстоятельствах. Педагог требует от воспитанников аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. При умелой организации деятельности у детей формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна : чем лучше природная почва, тем богаче урожай.
5.(10-16) Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.
6. (17)Включение детей в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Дети приобретают трудовой опыт и желание трудиться приводя территорию участка в порядок. Сгребание снега, постройка горки, крепости да и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Участвуя в различных акциях, дошкольники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества. Участвуя в дошкольных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.
7. Начиная с дошкольного возраста дети должны принимать полноценное участие в домашнем труде. Старшие дошкольники могут взять на себя заботы связанные с уборкой своей комнаты, поддерживанием в чистоте своей одежды. В воспитательном отношении важно, чтобы это осознавали дети как проявление их заботы о родителях.
Чтобы прививать дошкольникам тонкости вежливости, такта и искусства общения, помочь усвоить добрые и нравственные привычки хороших манер, правил культур поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к старикам, инвалидам, заботы и внимания к близким, маленьким детям, используем разнообразную тематику, формы деятельности: беседы, уроки вежливости, уроки хороших манер.
8.(19) Другим важным источником нравственного опыта дошкольников является включение детей в систему нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации возникают при подготовке и проведении коллективно-творческих дел, музыкальные праздники, выставки детских работ, соревнования, конкурсы.