Чепланова Анна
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания необходимо создать педагогические условия, подходящие для полноценного личностного и духовно-нравственного развития ребенка. Многие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Ю. П. Азаров, Н. Е. Щуркова и др.) утверждают, что формирование духовно-нравственных представлений, запечатление системы духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственных чувств, главным образом, происходит во взаимодействии детей друг с другом и со взрослыми (в общении, в совместной деятельности и др.). Следовательно, встает вопрос о создании педагогических условий, где особое место занимает создание нравственной социальной среды благоприятной для взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим, в образовательном процессе ДОО особое внимание уделяется созданию атмосферы доброжелательности, уважения и доверия (Ш. А. Амонашвили, Н. Е. Щуркова, Ю. П. Азаров и др.). Таким образом воспитатель содействует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования. Развивая у дошкольника чувство уверенности и уважения к себе и другим, педагогу необходимо всем своим поведением показывать, что он понимает ребенка, готов посочувствовать в случае неудачи, порадоваться его успехам и т. д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников позволяют возрастать дошкольникам в добрых чувствах.
Процесс духовно-нравственного воспитания предполагает развитие способности уважительно относиться к окружающим и учитывать их мнение. Исходя из этого, формулируем следующее условие духовно-нравственного воспитания дошкольников - искреннее принятие педагогом своих воспитанников, т. е. признание их уникальности, согласие заботиться и воспитывать детей таких, какие они есть, раскрывая их потенциальные способности. Важно признавать и право голоса воспитанника в решении различных ситуаций. Часто в силу возраста невозможно обеспечить ребенку полного равенства прав. В подобном случае следует предлагать детям выбирать из допустимых образцов в пределах социальной нормы. Ответственность за себя и других воспитывается у детей через осознание и самостоятельную оценку ситуации, через независимый выбор правильной линии поведения. На практике часто воспитатель сам оценивает поступки и поведение ребенка, определяет «меру наказания» за провинность, чем препятствует формированию ответственности за свои действия. На наш взгляд, важно учить ребенка осознавать свои поступки и самому пытаться искать способ исправления последствий. Допустимо помочь советом. В подобной ситуации важно иметь ввиду внутреннее действие (работу сердца воспитанника, совершающееся в данный момент. Именно так человек приобретает личный опыт нравственного поведения. Подтверждая мысль, приведем высказывание К. Н. Вентцеля о том, что «моральный катехизис» должен быть каждым ребенком написан самим для себя, а не составленным воспитателем по одному шаблону для всех детей вообще. Он должен быть плодом творческой мысли самого ребенка [1, с. 445].
Также к педагогическим условиям духовно-нравственного воспитания можно отнести обучение детей видению в окружающих людях всего хорошего, положительного, доброго, что им свойственно. Этого можно достичь, если взрослые в присутствии детей будут вслух отмечать, то хорошее, что найдут в своих воспитанниках - радостное настроение, опрятный внешний вид, добрый взгляд, честность, заботливость, стремление помощь, желание и способность совершать нравственные поступки и т. п.
Не менее важно учить детей следить за своими мыслями. Любой поступок – это результат работы души. Изначально человеку приходит помысел что-то сделать (или чего-то не делать). На этом (первом) этапе происходит либо принятие помысла, либо его отклонение. В случае принятия благого помысла, в душе начинают пробуждаться благие чувства (второй этап). Человек может испытывать сочувствие, сорадость. Пробуждается желание помочь или разделить радость. На третьем этапе человек переходит к действию, совершает поступок. Нередко в жизни случается, что приходит худой помысел и овладевает чувствами. Например, дошкольнику вдруг приходит желание отнять игрушку у товарища, чтобы поиграть самому. В данном случае, ребенок встает перед выбором: отнять игрушку и удовлетворить свои желания, или не отнимать игрушку, поступить правильно, как учили, но при этом остаться недовольным. С чувствами бороться сложнее (они приходят на втором этапе). Следует учить детей бороться с худыми помыслами (помысел приходит на первом этапе, следить за своими мыслями, «оставлять в своей головушке только добрые мысли (пока они не овладели сердечком, а плохие прогонять прочь».
Одним из значимых условий духовно-нравственного воспитания в ДОО является организация целенаправленной ценностно-ориентационной деятельности. Н. А. Иванова отмечает, что осмысление и оценка ценностей ребенком может осуществляться через организацию ценностно ориентационной деятельности, которая, являясь по сути духовной, устанавливает отношения между объектом и субъектом, то есть дает объективно-субъективную информацию о ценностях [2].
Воспитатель сможет достичь эффективных результатов в духовно-нравственном воспитании только опираясь на собственную активность ребенка. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. В связи с этим педагогам ДОО следует подбирать и предлагать воспитанникам игры, способствующие формированию представлений о духовно-нравственных ценностях, воспитывающие положительное отношение к нравственным поступкам, предлагающие возможность нравственного выбора.
Создание педагогических условий духовно-нравственного воспитания в ДОО напрямую зависит от личностных и профессиональных качеств воспитателя. Именно культурный, высоконравственный, творчески работающий педагог, имеющий высокую психологическую, дидактическую, а также методическую подготовку, любящий детей и свою работу способен создать вышеперечисленные условия.
Список литературы
1. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х т. т. Т. 2. Педагогика творческой личности / К. Н. Вентцель. – М., 1912.
2. Иванова Н. А. Проблема ценностного самоопределения ребенка // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов III международной научно практической конференции / Н. А. Иванова. Под общ. ред. О. Б. Широких. Коломна: ГСГУ, 2016. - С. 80-83.