Светлана Худикова
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора
▼ Скачать +Заказ
Подготовила: воспитатель Светлана Анатольевна Худикова
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Поэтому я посчитала необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору, а именно широкое использование фольклора в повседневной жизни (потешек, прибоуток, пословиц, поговорок, народные подвижные игры) и т. п.
В работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:
-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;
-формирование интереса к устному народному творчеству.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает мне реализовывать данный принцип дошкольного образования.
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности, близок и понятен ребенку, потому что связан с игрой. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
Для повышения результативности работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора мною были определены цель и задачи, намечены пути их реализации. ]Цель
Знакомить детей с потешками, как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге. Учить играть народные игры, и т. д.
Задачи
Повышать интерес к русским народным потешкам.
Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.
Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Для развития внимания к разговорной речи побуждала детей произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
Совместная деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей речевого развития. Это, прежде всего, включение устного народного творчества в режимные моменты.
В своей работе стараюсь включать фольклор во все виды детской деятельности: при организации наблюдений за объектами и явлениями природы, что способствует развитию умения называть их, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия окружающего. при организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешек, прибауток, а также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей, для организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями помогают развивать координацию движений, совершенствовать двигательные навыки. Включаю элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижные игры на прогулке, во время умывания - ритмичные слова вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Помогает потешка и в процессе кормления, и во время одевания на прогулку, перед сном, и т. д.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Ведь сказка – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость, научить смекалке.
Таким образом, патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Так, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В своей работе мы и читаем сказки, и слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку (настольный театр, а также используем сказку в различных комбинированных занятиях.
Должное внимание в своей работе с детьми я уделяю знакомству с народными сказками. Сказка – это особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
Сказки учат:
«Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми;
«Маша и медведь» - предостерегает о том, что в лес одним ходить нельзя -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
«Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить, помогать друг другу;
«Гуси-лебеди», «Снегурочка», –учат быть послушными;
«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» - в сказках осуждается хитрость;
Сказки я чаще рассказываю. Я стараюсь, чтобы речь моя была эмоционально выразительной. Для наилучшего восприятия сказки часто использую различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаю детей к участию, вместе мы инсценируем сказки. После рассказа сказки, с помощью вопросов к детям, игр- драматизаций с выразительными движениями я доношу до детей идею каждой сказки.
В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители
Родителям я предлагаю самые простые традиции: начните с малого – это чтение на ночь. Даже если ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что ему говорят, только звук голоса будет для малыша необыкновенно полезен.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Уже сегодня, анализируя работу по патриотическому воспитанию, я могу с уверенностью сказать, что наши воспитанники проявляют интерес к народному творчеству. Они знают потешки, народные песенки, народные подвижные игры, народные сказки. Дети осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру. Дети стали более открытыми в общении со взрослыми и своими сверстниками. Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником не только народной мудрости, но и эффективным средством в воспитании патриота.