Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора

Светлана Худикова
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора
▼ Скачать +Заказ

Подготовила: воспитатель Светлана Анатольевна Худикова

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Поэтому я посчитала необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору, а именно широкое использование фольклора в повседневной жизни (потешек, прибоуток, пословиц, поговорок, народные подвижные игры) и т. п.

В работе с детьми я поставила перед собой следующие задачи:

-средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

-воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

-формирование интереса к устному народному творчеству.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает мне реализовывать данный принцип дошкольного образования.

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности, близок и понятен ребенку, потому что связан с игрой. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

Для повышения результативности работы по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора мною были определены цель и задачи, намечены пути их реализации. ]Цель

Знакомить детей с потешками, как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге. Учить играть народные игры, и т. д.

Задачи

Повышать интерес к русским народным потешкам.

Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.

Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Для развития внимания к разговорной речи побуждала детей произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.

Совместная деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей речевого развития. Это, прежде всего, включение устного народного творчества в режимные моменты.

В своей работе стараюсь включать фольклор во все виды детской деятельности: при организации наблюдений за объектами и явлениями природы, что способствует развитию умения называть их, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия окружающего. при организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешек, прибауток, а также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей, для организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями помогают развивать координацию движений, совершенствовать двигательные навыки. Включаю элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижные игры на прогулке, во время умывания - ритмичные слова вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Помогает потешка и в процессе кормления, и во время одевания на прогулку, перед сном, и т. д.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Ведь сказка – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость, научить смекалке.

Таким образом, патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке. Так, сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

В своей работе мы и читаем сказки, и слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку (настольный театр, а также используем сказку в различных комбинированных занятиях.

Должное внимание в своей работе с детьми я уделяю знакомству с народными сказками. Сказка – это особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

Сказки учат:

«Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми;

«Маша и медведь» - предостерегает о том, что в лес одним ходить нельзя -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

«Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить, помогать друг другу;

«Гуси-лебеди», «Снегурочка», –учат быть послушными;

«Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» - в сказках осуждается хитрость;

Сказки я чаще рассказываю. Я стараюсь, чтобы речь моя была эмоционально выразительной. Для наилучшего восприятия сказки часто использую различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаю детей к участию, вместе мы инсценируем сказки. После рассказа сказки, с помощью вопросов к детям, игр- драматизаций с выразительными движениями я доношу до детей идею каждой сказки.

В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители

Родителям я предлагаю самые простые традиции: начните с малого – это чтение на ночь. Даже если ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что ему говорят, только звук голоса будет для малыша необыкновенно полезен.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Уже сегодня, анализируя работу по патриотическому воспитанию, я могу с уверенностью сказать, что наши воспитанники проявляют интерес к народному творчеству. Они знают потешки, народные песенки, народные подвижные игры, народные сказки. Дети осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру. Дети стали более открытыми в общении со взрослыми и своими сверстниками. Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником не только народной мудрости, но и эффективным средством в воспитании патриота.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора
Опубликовано: 10 августа 2023 в 14:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Худикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД