Канаева Татьяна Александровна
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
Педагогический проект
«Духовно-нравственное воспитание детей
младшего дошкольного возраста по средствам малых фольклорных форм»
Подготовила: воспитатель
Канаева Т. А
Г. Саранск
Актуальность проекта
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Аннотация проекта
Данный проект создан и реализован в группе раннего возраста МБДОУ ДС №2 г. Николаевска-на-Амуре. Он направлен на приобщение детей раннего возраста к традиционной народной культуре.
В нем представлены цель, задачи образовательной деятельности с детьми, предложен план-график, стратегия и механизмы их реализации.
Данный проект может быть интересен воспитателям, методистам ДОУ, студентам педагогических специальностей.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный (1 месяц)
Продолжительность : 01.02.2017-28.02.2017 года
Участники: Шалаева А. А-воспитатель
Дети группы раннего возраста №1- 20 детей
Родители воспитанников
Проблема
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).
Цель проекта: приобщение детей раннего возраста к традиционной народной культуре.
Задачи проекта:
1. Создавать развивающею среду для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формировать и обогащать словарь;
3. Развивать нравственно-эмоциональные чувства такие как: сопереживание, доброта, честность.
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I. Этапы реализации
Сроки их выполнения - 01февраля – 28 февраля 2017 года
II. Ресурсное обеспечение:
Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети детского сада №2. Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.
• Материально-техническое:
иллюстративный материал (фото, открытки
Информационное :
художественная литература, авторские презентации по теме проекта, альбомы для рассматривания по теме проекта,
• Кадровое:
Воспитатели,
Музыкальный руководитель,
Родители
III. Ожидаемые результаты:
Научиться узнавать по карточкам и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки.
Продукт проектной деятельности:
1. Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы.
2. Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
3. Создание уголка русско-народное творчество
4. Создание альбома «Русское народное творчество»
5. оформление сборника : "Матрёшкины потешки".
План-график работ.
Наименование этапов работ
Мероприятия
Сроки
Результат
Ответственные
Подготовительный этап
01.02-05.02
Пополнение развивающей среды группы
Воспитатель
Практический этап
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Создание уголка русско-народное творчество
Создание альбома «Русское народное творчество»
оформление сборника : "Матрёшкины потешки".
Беседы;
Образовательная деятельность;
Работа с родителями
05.02-27.02.
Обогащение знаний детей и родителей
Воспитатель
Аналитический этап
Педагогическая диагностика
27.02-28.02
Применение знаний в игровой и практической деятельности
Воспитатель
План мероприятий
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Детская литература
Потешки :
«Собака на кухне пироги печёт»,
«Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!»«Мишка косолапый»
Подбор материала к Д/И «Пригласим матрешек в гости».
Цель: создание условий для упражнения детей в соотнесении величин, формирования умения использовать в речи понятия, характеризующие размер предметов.
Изготовление Д/И «Варежки»
Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание;
Анкетирование по теме
Вовлечение родителей по созданию уголка -"Русское народное творчество".
Вовлечение в совместную творческую деятельность по оформлению сборника : "Матрёшкины потешки
памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Потешки-небылички:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»,
«Под меленкой, под вертеленкой»
Русская народные сказки:
«Репка».
«Колобок»
«Теремок»
«Гуси –лебеди»
Наглядный материал
Подборка иллюстраций в альбом «Русское народное творчество»
Изготовление Д/И «Подбери картинку к сказке (потешке)»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Знакомство потешек «Собака на кухне пироги печёт»,
«Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке»
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?»,
«Что растёт на огороде?».
«Какие потешки я знаю»
Д/И /и «Собери матрешку»
Д/и «Укрась поднос»
НОД на тему:
Развитие речи «Ладушки в гостях у бабушки»
Создание уголка -"Русское народное творчество".
Оформление сборника : "Матрёшкины потешки
10.02-17.02
Беседа о колыбельной песне.
Беседа о закличках
П/И «Семья». «Оладушки», «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Пальчики», «Дождик»
НОД «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
Беседа «Русская народная игрушка»
Цель: Побеседовать о русских игрушках: кукле, матрешке,. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Уметь обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки.
17.02-27.02
Рассматривание альбома «Русское народное творчество»
Разучивание Потешек-небыличек:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»,
«Под меленкой, под вертеленкой»
П/И «Кот и мыши»
Хоровод «Пузырь»
Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши спать»
«Купание куклы Кати».
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Результат:
Работая над данным проектом, мы научились рассказывать,узнавать по карточкам, обыгрывать потешки.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
В ходе реализации проекта детям были заложены первоначальные представления о фольклоре. Проект можно считать реализованным, так как 90% детей знают потешки,заклички,предметы русского быта. Пытаются анализировать свои поступки и поступки литературных героев. Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в подборке потешек. Участвовали в создании уголка «Русское творчество».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
1. Анкетирование родителей.
2. Фото- и видеоматериалы.
3. Анализ проведенных мероприятий.
Литература:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.