Васильева Надежда
Конспект занятия «Древние и современные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие представлений о древних и современных птицах в процессе овладения действием схематического изображения внешнего вида птицы, развивать экологические представления о жизни птиц
Задачи: Познакомить детей с древней птицей археоптерикс. Упражнять детей в образовании сложных слов. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться со сверстниками, аргументировать свои выводы.
Публикация «Конспект занятия „Древние и современные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал к занятию : Иллюстрация следов птиц на снегу, изображения современных (голубь, коршун) и древних птиц, пособие «Эволюционная лестница», мяч, карточки для д/и «Кто чем питается?»
Раздаточный материал: перья птицы, лупы, маркер, лист бумаги.
Предварительная работа: Беседа о птицах. Наблюдение за птицами. Рассматривание иллюстраций птиц. Чтение литературы В. Бианки «Рассказы и сказки»
Ход занятия.
Воспитатель: Воспитатель загадывает загадку о птицах.
Пробегает по дорожке На коротких тонких ножках. Часто хвостиком трясёт, И под крышею живёт.
Ребята, посмотрите что я нарисовала. Как вы думаете что это?
Рассматривание иллюстрации следов вороны, воробья, голубя, синицы и сороки на снегу.
Воспитатель: Чьи это следы? (Птиц) Как вы догадались? (Воспитатель показывает картину птиц)
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы думаете, всегда ли птицы были такими какими вы их видите?
А давайте мы продолжим с Вами путешествие во времени. Возвращаемся в мезозойскую эру, где обитают не только динозавры, но и необычные птицы — археоптериксы. (Презентация)
Сегодня я хочу рассказать вам о древней птице.
На мольберте выставлены по 2 иллюстрации древних и современных птиц. (Презентация)
Предками современных птиц были древние пресмыкающиеся, которые постепенно превратились в древних птиц. Одной из таких птиц была птица-Археоптерикс.
Археоптерикс жил 150 миллионов лет назад. Он - древнейшее животное, которое больше всего напоминает современных птиц. Окаменелости этой птицы показывают, что её тело было покрыто перьями, а длинные лапы были подобны птичьим.
Большие челюсти археоптерикса были усеяны многочисленными острыми зубами. Они не были предназначены для измельчения растительного корма. Но археоптериксы не могли быть и хищниками, поскольку большинство животных того периода были очень большими и не могли быть для них добычей. Основу питания археоптериксов, вероятно, составляли насекомые. В Мезозойскую эру жило много насекомых, которыми они могли бы питаться. Скорее всего, археоптериксы сбивали крыльями стрекоз или, с помощью длинных лап, собирали на земле жесткокрылых и других насекомых.
Говорят,что эти древние птицы были переходным звеном после динозавров.
Ребята,посмотрите внимательно на мольберт и ответьте чем похожи и чем отличается древняя птица от современной?
Ответы детей:
У современных птиц небольшой вес, передние конечности превратились в крылья, более легкие кости, отсутствуют зубы, быстрое пищеварение.
Физ. минутка
А чем покрыто тело птицы? (Перьями). А все ли перья одинаковые? Давайте мы их рассмотрим поближе. Для этого разделитесь на пары.
Проводится экспериментальная деятельность. Дети работают в парах.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим маленькое перо. Какое оно? Из чего оно состоит? Как вы думаете, как оно называется? Да, это пуховое перо. Кто знает, где находится это перышко у птицы? Какое значение играет пуховое перо для птицы? Да, пуховое перо, как вы заметили, состоит из множества пушинок, которые создают воздушное пространство, а воздух удерживает тепло. Скажите, а где человек использует пух птиц?
Воспитатель: Ребята, вы увидели, что перья птиц бывают разные, но и птицы на Земле живут самые разнообразные. Их существует на Земле почти 9000 самых разных видов. Чтобы узнать какими бывают птицы, давайте мы с вами поиграем в игру с мячом «Скажи какая?».
Проводится игра с мячом «Скажи какая?»
Воспитатель: Я вам буду бросать мяч, называя разные признаки птиц, а вы должны ответить какая это птица.
1. Если птица с острым клювом, то она какая? – остроклювая.
2. Если птица с пестрыми крыльями, то она…
3. Если птица с длинной шеей, то она…
4. Если птица с красной грудкой, то она …
5. Если птица с быстрыми крыльями, то она…
6. Если птица с длинными ногами, то она…
7. Если птица питается насекомыми, то она…
8. Если птица питается всем, то она…
А чем птицы отличаются от всех животных? Давайте попробуем схематично изобразить птицу так, чтобы все признаки были видны (Один ребенок рисует по подсказке детей). А теперь давайте посмотрим, на какой ступеньке лестницы жизни разместим изображение птицы?
(Дети размещают схематическое изображение птицы на эволюционную лестницу)
Молодцы, ребята! Вот до какой ступени развития живых существ мы с вами уже дошли!
Итог: О ком мы сегодня говорили?
Каких древних птиц вы знаете?
Какие птицы радуют своим прекрасным пением?
Птицы — это наши меньшие друзья.
Какое правило вы должны знать и помнить? : Беречь и охранять птиц. В зимнее время подкармливать.