Олеся Закревская
Драмогерменевтический подход в обучении детей с ОВЗ в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Если расшифровать сам термин — то в переводе с греческого drama — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие".
Публикация «Драмогерменевтический подход в обучении детей с ОВЗ в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Драмогерменевтический подход к обучению является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока (занятия) всеми его участниками, включая учителя (преподавателя). Как направление в педагогике драмогерменевтика еще ждет своего детального описания и более широкого распространения, основные же положения, проясняющие контуры ее органической целостности, следующие:
___1. Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.
___2. Знания, умения и навыки каждой из этих сфер переплетаются со знаниями, умениями и навыками сфер других. Но всем им не свойственна жесткая дискретность, все они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга, и отражаясь в каждой части драмогерменевтической целостности.
3. Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связно могут формироваться его представления о драмогерменевтике. Разница в профессиональном и жизненном стаже обусловливает одновременное существование несхожих пониманий, толкований, осуществлений драмогерменевтики, что закономерно и нормально.
4. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Использование драмогерменевтического подхода – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как "проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
-для самовыражения и самореализации.
Изучая данный подход, педагоги открывают для себя новый "язык выразительности действий. Язык действий, основанный на "теории действий" стал фундаментом для "социоигрового стиля обучения", где главным показателем является живой интерес ребёнка ко всему происходящему. Методы и приемы театральной педагогики позволяет педагогам снизить возрастной барьер благодаря использованию данного стиля обучения. Социоигровой подход даёт возможность каждому участнику образовательных отношений (ребёнку, педагогу, родителю) достичь своей собственной цели. Позволяет научить воспитанников жить среди своих сверстников, учиться у них, передавать свои знания, умения, навыки своим ровесникам, которые в них нуждаются.
Применение драмогерменевтического подхода в обучении детей с ОВЗ обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а также влияет на развитие многих компонентов личности детей данной категории.
Список литературы:
1. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. — 152 с.
2. Шулешко Е. Е. Ершова А. П., Бухатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике, Красноярск, 1990г.
3. Букатов В. М. Драмогерменевтика как инновационное звено в современном развитии отечественной дидактики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2015. — № 3.- С. 128—139.