Елизавета Молочаева
Консультация «ДОУ и семья в подготовке к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно: изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы- образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, но в сложившейся социально- экономической ситуации этого уже недостаточно.
Публикация «Консультация „ДОУ и семья в подготовке к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребенка. Практика убедительно показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся:
- тестирование дошкольников при приеме в школу;
- форсированная целевая специальная подготовка к школе;
- отсутствие познавательной мотивации к учению;
- психотравмирующий характер познавательного общения
родителей с ребенком в семье;
- жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;
- отсутствие у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
- боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей.
Принципы такой работы заключаются в непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Интеграция образовательных задач приводит к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на основе которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, позволяющих учитывать особенности возраста, осваивать познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребенком индивидуально-го стиля общения со взрослыми и сверстниками; преодолению затруднений, возникающих в процессе общения; стимулированию личностного роста; повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Интеграция образовательных задач при подготовке детей к школе включает три блока : информационно-аналитический, содержательно-методический, контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки - памятки, библиотека родителей, видеотека.
Содержательно-методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребенком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно- ориентированного общения. Используются такие формы взаимодействия, как игротеки, открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс- методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий.
Применяются также методы оценки отсроченного результата: собеседование с детьми, учет активности родителей, повторная диагностика или анкетирование.
Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьей :
- появление у родителей интереса к содержанию занятий;
- возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- размышление родителей о правильности используемых ими методов воспитания;
- повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.
И в заключение хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.