Ольга Яганова
Консультация «Подготовка детей к школе в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 2.
Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.
Подготовка к школе – организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.
Публикация «Консультация „Подготовка детей к школе в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.
Слайд № 3 - 5.
Психологи и педагоги выделяют:
• общую готовность к обучению в школе
• специальную готовность к обучению в школе
Слайд № 6.
В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дьяченко) :
1. Личностная готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Социально-психологическая готовность.
4. Эмоционально-волевая готовность.
5. Психомоторная (функциональная) готовность.
Слайд № 7- 15.
Специальная готовность.
Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.
А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой.
Б) Развитие элементарных математических представлений.
В) Кругозор ребенка.
Слайд № 16 - 17.
Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе :
Слайд № 18.
Актуальность проблемы: в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДОУ.
Слайд № 19.
Задача нашего МДОУ № 1 «Аленушка» - обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволяет ему быть успешным при обучении в школе.
Детский сад и школа. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Слайд № 20 – 42.
- Основные задачи сотрудничества ДОУ и СОШ.
- Формы преемственных связей.
Уровень готовности ребенка обучению в школе.
Слайд № 43.
Критерии подготовленности ребенка к школе :
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Слайд № 44.
Воспитатель должен:
1. Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.
2. Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.
3. Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Слайд № 45 – 51.
Школьная зрелость.
1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;
2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю».
Слайд № 52.
Модель выпускника.
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе.
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Т. е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 53.
Видеофрагменты НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
1. «Сказочная книга» (занятие по познавательному и социально – коммуникативному развитию).
Воспитатель высшей квалификационной категории Леонтьева Т. В.
Цель: Повышение уровня правовой культуры и обобщение знаний у детей о гражданских правах.
2. «Путешествие Капитошки: круговорот воды в природе» (интегрированное занятие по познавательному развитию). Воспитатель высшей квалификационной категории Щекоткина Е. В.
Цель: Совершенствовать представления детей о состояниях воды, познакомить с круговоротом воды в природе, развивать познавательную активность детей.
Слайд № 54. Выводы.