олеся романенко
Подготовка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе
Сидеть за партой – дело не простое
До сентября осталось несколько месяцев. Для кого-то это много, можно все успеть, целое лето впереди. А для будущих первоклашек этого времени не хватит даже для того, чтобы настроится на смену обстановки, не то, что научиться концентрировать внимание на учители и высиживать несколько уроков подряд. Поэтому готовиться лучше заранее, за полгода-год – с 6 лет.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Шестилетки и семилетки по уровню развития – это, можно сказать, два разных ребенка. В 6 лет ребенок еще импульсивен, уровень его произвольного внимания, памяти, способность концентрировать свое внимание на каком-то объекте длительное время ограничены, ему хочется играть, двигаться, общаться, но только не учиться.
Совсем другим станет ваш ребенок всего через год: он уже более мотивирован на обучение, познание нового и поэтому подготовить его к обучению проще.
«Отсидка»
Но подготовка эта должна заключаться не в том, чтобы научить ребенка читать и писать, этому его можно научить за пару месяцев, а в развитии мелкой моторики и усидчивости. С ребенком нужно рисовать, лепить, писать крючочки-палочки, сейчас, слава богу, издается достаточно литературы, и это очень доступно каждому родителю.
Дело в том, что пальцы рук связаны с корой больших полушарий. Когда мы развиваем мелкую моторику рук, мы развиваем мозг ребенка. Поэтому паззлы, любые виды конструктора, лепка, вырезание, склеивание, особенно поделки из бисера – все это должно стать верным спутником детского досуга. Кроме моторики, разовьются усидчивость, произвольное внимание.
Но начинать занятия не нужно слишком рьяно, заставляя ребенка часами просиживать на одном и том же месте, - у ребенка может развиться неприязнь к учебе. Нужно начинать с коротких занятий, не больше 15-20 минут. После ребенок должен обязательно отдохнуть, отвлечься, все должно проходить как игра, а не ритуал принуждения.
В то же время задача родителя научить ребенка высиживать какое-то время спокойно, не отвлекаясь на посторенние звуки и предметы, – минимум 30 минут, перерыв, а потом еще полчаса. В это время можно просто сидеть и читать сказку, учить наизусть стихотворение, развивать память слуховую и зрительную, используя игры на внимательность.
Растет ли занятие?
Когда ребенок находится на уроке, он может слушать учителя, выполнять задание, но при этом он сидит, не вскакивает и не бежит, куда ему вздумалось, как он иногда делает это дома. Задача родителей добиться, чтобы таких «побегов» было как можно меньше – развивать моторику и внимание, одновременно приучая ребенка-импульса к дисциплине.
При этом нужно одновременно увеличивать продолжительность занятий с 15 до 30 минут, времени, в течение которого ребенок сможет сидеть на одном и том же месте, и менять вид деятельности ребенка. Но не намешивать в эти 30 минут лепку, рисование и бисероплетение, а выполнять какую-то одну работу в течение заданного времени, увеличивая объем произвольного внимания. Ведь в школе математика не сменяется русским через 5-7 минут.
А вот сокращать перерыв между занятиями, подгоняя его под размеры школьной перемены, не стоит. Адаптация к временным интервалам между уроками у ребенка пройдет в школе, его не нужно учить этому специально. Родители, наоборот, должны создать дома комфортную обстановку, где малыш будет отдыхать от нагрузок школы, а не видеть ее продолжение.
Большое значение имеет, леворукий или праворукий ребенок. Потому что существует статистика, согласно которой левши сложнее адаптируются к первому классу в силу того, что у них образное мышление превалирует над логическим. А с другой стороны – это дети более творческие, которые реализуются потом как создатели и впоследствии могут добиться большого успеха в жизни.
Но в адаптации к первому классу, они имеют определенные трудности и требуют особого внимания. Кроме всего прочего, важно обращать внимание на физиологические потребности ребенка – любого, не зависимо от ведущей руки. Дело в том, что нагрузка на нервную систему, которую испытывает первоклассник, сравнима с нагрузкой космонавта в невесомости. В первые две недели начинается физиологическая буря – ребенок испытывает стресс в новой обстановке: много детей, которых он не знает, учитель, которого почему-то нужно слушаться.
Организм не обмануть
Пусть даже ему заранее рассказывали об обстановке в школе, у него будет стресс. В такой ситуации нужно поддержать физиологию ребенка. Это правильное питание: в рационе должно быть много орехов, семечек, сухофруктов, наличие поливитаминных комплексов, но не тех, что продают готовыми, а разделить несовместимые витамины на группы и пить их с разными приемами пищи, поскольку в готовом комплексе одно вещество часто препятствует усвоению другого.
- Обязательно нужно соблюдать водный режим – ребенок должен много пить, - предупредила Елена Лемешева. – Мы все недопиваем, не выпиваем нужного количества воды и забываем, что все процессы нервной системы происходят в водной среде. Если ребенок не пьет достаточное количество именно воды – ни соков, ни компотов, то нервная система не будет работать с должной эффективностью, ребенок будет достаточно быстро утомляться, начнет нервничать, капризничать.
Родителям стоит завести дома графин с чистой водой, идеально - купить в аптеке и положить на дно его минералы, – ребенок взрослеет, головной мозг растет, поэтому ему требуется больше воды, чес взрослому.
А еще ребенок должен много спать. Считается, что первоклассник должен спать не менее 10 часов в сутки, то есть это полноценный ночной сон, когда ваш первоклассник лег не позже половины десятого вечера (ведь ум отдыхает только с 9 до 12 часов, все остальное время отдыхает только тело, и по возможности хоть полчаса поспал или полежал после обеда.
Уроки начинать делать сразу после прихода из школы не стоит, должно пройти немного времени, пока малыш отдохнет. Но и затягивать нельзя – ребенок должен закончить) выполнять уроки до 6 вечера. «Но мы работаем!» - скажете вы, уважаемый читатель. Тогда приучайте ребенка к самостоятельности – пусть сам делает уроки днем, а вы только проверите вечером.
P.S. Подготовить ребенка к школе непросто, еще сложнее, когда он привыкает к обстановке первого класса. Поэтому стоит соблюдать советы специалиста – в этом случае у ребенка будут силы и ресурсы для того, чтобы спокойно пройти процесс адаптации. А там, не успеете оглянуться, и выпускной бал не за горами.