Бугаева Людмила Валерьевна
Досуговое мероприятие по теме «Экология души человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованное представление
по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
п. Орловский Орловского района Ростовской области
2019год
В своей работе мы большое внимание уделяем тому, как людям жить в дружбе с природой, но в этом году мы решили обратить внимание ещё и на экологию отношений между людьми.
«Экология духа – вот что сегодня, наряду с экологией природы и культуры, особенно важно. Ведь многие наши проблемы, в том числе и экологические, - прямой результат человеческой безнравственности»
Публикация «Досуговое мероприятие по теме „Экология души человека“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Экология отношений в воспитании детей»
В начале ХХ1 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем – экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени, ведь он ещё учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышено внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.
Физическая активность ребёнка – естественная потребность в движении, процедуры закаливания в д/саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании.
Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребёнка. Важное значение имеет понимание ребёнком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Психологи знают о явлении «импринтинга» - запечатления. Взрослые своим примером обучают ребёнка правилам поведения. В возрасте 3-4 лет у малыша осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология : чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребёнку вызывают у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своём или тактично уступить – всё это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Экология пространства – это тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетичное оформление помещения, не зашумлённая обстановка (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие «лишних вещей и предметов, культура громкости звука (речи, музыки и др)
Если внимательно относиться к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребёнок (именно на усилия, старания, а не только на результат, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развивающей силе чувства взрослости. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путём расширения прав ребё нка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребёнок уже вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует неверный поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребёнка к ошибочному действию. Тогда-то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя своё внимание на поступке ребёнка, мы тем самым фиксируем и внимание ребёнка на этом действии, таким образом осуществляется тренировка того, чего на самом деле хотим избежать). И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются (взрослый часто убеждён, что так и должно быть – ребёнок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребёнка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступку малыша, который в чём-то преодолел себя, поборол, например, желание что-то оставить только себе! Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений в воспитании детей.
Актуальность в «Экологии отношений в воспитании детей»
Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Внутренний мир каждого ребёнка сложен и многообразен и помимо качеств у каждого есть ещё и ценности, которые также влияют на поведение и поступки.
Экологическое воспитание души — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.
Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить.
- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Царевна-лягушка на проверку оказывается – Царевной Прекрасной, а Гадкий утёнок – прекрасным лебедем.
Поэтому мы решили представить вашему вниманию театрализованное представление по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
Новизна замысла данного мероприятия заключается в том, что именно через театрализованное представление, мы хотели донести до души каждого ребёнка богатство духовно-нравственного мира человека, побуждать их к совершению нравственно-правильных поступков, оказывать взаимопомощь и поддержку, быть внимательными друг к другу и окружающему миру, так как экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается не только в устойчивых знаниях о природе и существующих в ней взаимосвязей, но и в моральных и экологически ценных установках, поведенческих умений.
С самого раннего детства взрослые стараются научить детей основным понятиям, природным явлениям, и фактам: как «общаться» с животными и заботиться о природе, об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема – то серьёзная. Что такое «Экология души»? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской. Мы живем в довольно странное время, когда ни у кого не вызывающая сомнений истина «чтение для души-все равно, что пища для тела» практически уже и не вспоминается. Пищей для души довольно часто объявляется что угодно, но только не книги. И это весьма актуально звучит, когда речь идет о воспитании детей. Порой ту пищу для души, основу которой должно составлять духовно-полезное и просто хорошее чтение, заменяет что угодно, мультфильмы и компьютеры, но только не книги. А между тем, ничего не имея против хороших мультфильмов и обучающих компьютерных игр, все-таки скажем, что книгу до сих пор не заменит ничто. Таким образом, мы загрязняем собственную экологию. Как это исправить? Самым эффективным методом является привлечение к чтению, творчеству и искусству.
ЦЕЛИ:
1. Показать детям дошкольного возраста с помощью драматизации сказки «Гадкий утёнок» богатство духовно-нравственного мира человека.
2. Развить способность понимать эмоциональное состояние другого, формировать умение принимать окружающих такими, какие они есть, приобщить воспитанников к совместной творческой работе.
3. Через воспитание терпимости к различиям между людьми обогатить внутренний мир ребёнка.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать в детях такие нравственные качества, как отзывчивость, доброта, терпимость, милосердие, сострадание и др.
2. Побуждать их к совершению нравственно-правильных поступков, оказывать взаимопомощь и поддержку, быть внимательными друг к другу и окружающему миру.
3. Содействовать формированию культурно-нравственного воспитания как внутри ДОУ, так и за его пределами.
4. Приобщить родителей и других членов семьи к совместной работе с ребёнком, в том числе над понятием «экологическое воспитание души».
В театрализованном представлении приняли участие два воспитателя и 10 детей старшего дошкольного возраста (5 и 6 лет).
1.1 Содержание мероприятия
Оборудование: ноутбук, маски и костюмы рассказчицы, Гадкого утёнка, мамы – Утки, трёх утят, главной Утки, двух лебедей, гусыни, курицы, декорации к сказке – домик, скала, плетень, пруд, большое яйцо, подсолнухи, кувшинки, домашние птицы, лягушки.
Музыка: композиции Людмилы Волковой для балета «Гадкий утёнок»
Сценарий сказки в стихах «Гадкий утенок»
Действующие персонажи:
Сказочник
Утята (3)
Гадкий утенок
Гусыня
Курица
Главная Утка
Мама утка
Лебеди (2)
Звучит музыка, появляется Рассказчица
Рассказчица
За ступенькою ступенька –
Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько –
Будет песенка,
А колечко на колечко –
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
В сказке может всё случится
Наша сказка впереди…
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке – заходи!
Часть 1. В лопухах
Рассказчица:
Однажды у обычной мамы-утки
На свет явились три малютки.
Прекрасные все малыши –
На удивленье хороши!
Рассказчица: Одна лишь странность оказалась:
Еще одно яйцо осталось.
Утка: Утят должно быть только трое!
Утенок 1: Кря-кря-кря, яйцо большое!
Утенок 2: Мама, мама, посмотри –
Утенок 3: Что-то там стучит внутри!
Гадкий утенок: Как прекрасен этот свет!
У. 1: Ты кто такой? А ну, ответь!
Гадкий утенок: Кто я? Наверное, ваш брат,
Чему я несказанно рад!
У. 2: Такого быть совсем не может!
У. 3: На нас совсем ты непохожий.
Вон, шея – длинная и тонкая.
У. 1: Еще и лапы в перепонках!
Утка: Ну-ну, утята, успокойтесь!
Скорей за мною все постройтесь!
Не надо ссориться с братишкой.
Вы все родные мне детишки.
И не о чем вам спорить тут!
Идем, поплаваем на пруд.
(Уходят, появляется Сказочник)
Рассказчица: Самое важное для мамы на свете-
Ее дорогие, любимые дети.
Мать-Утка всех детей полюбила.
Хотите узнать, что дальше там было?
Часть 2. На пруду
Утка: Дети, в воду заходите,
Лапками скорей гребите.
И не бойтесь: без сомненья,
Утки плавают с рожденья!
Утка (обращается ко всем утятам) :
Молодцы, что и сказать!
Вы порадовали мать!
Младший плавал лучше всех,
Его ждет большой успех.
Настоящий ты утенок.
Сто процентов, мой ребенок!
У. 1: Все равно он очень странный.
У. 2: А еще он очень страшный!
У. 3: Мамочка, гляди, какой большой.
Он какой-то не такой!
Утка: Все! Закончим этот спор!
Мы идем на птичий двор!
(Уходят за кулисы, выходит Сказочник)
Рассказчица: Важна ли внешность или нет?
Кто нам подскажет, даст ответ?
Бывает часто окруженье
Свое навязывает мненье.
Не будем забегать вперед,
Посмотрим, что Утенка дальше ждет…
Часть 3. Птичий двор
(Под музыку выбегают жители птичьего двора)
Гусыня: Га-га-га! Сюда-сюда!
Утка главная не в духе!
Курица: До нее дошли тут слухи,
Будто у ее сестры
Утят должно быть только три.
Гусыня: Я была тут на пруду.
Я гляжу: они идут.
Курица: Один из них ужасно жалкий,
Сказала бы я – даже гадкий!
Гусыня: Тише, Утка-Мать сюда идет
И детей своих ведет!
Давайте, тихо постоим,
Что будет дальше – поглядим!
(Утка с утятами идут «гуськом», произносят речевку)
Утка: Раз-два-три-четыре, кряк!
У. 1: Кто шагает дружно в ряд?
У. 2: Это уточек отряд!
У. 3: Кряк, четыре-три-два-раз!
Гадкий утенок: Не найдете лучше нас!
(Останавливаются у Главной Утки и ее пажей, которые обмахивают ее листьями лопуха)
Утка-мать: Здравствуй, милая сестрица!
Вот пришла я похвалиться.
Тебе новость рассказать,
Своих деток показать.
Главная Утка: Знаю все уж я давно.
Знать хочу я лишь одно:
Почему утят не трое?
Один лишний, что ли?
Утка-мать: Что за вздор и ерунда!
Посмотри скорей сюда:
Их милее нет на свете.
Все мои родные дети!
Главная Утка: Эти трое, я согласна,
Без сомнения, прекрасны.
А четвертый – неуклюжий,
Нам в семье такой не нужен!
Гадкий утенок (бросается к матери) :
Мама, мамочка, прости!
Мать-Утка: Лучше уж тебе уйти!
Гадкий Утенок: Мамочка, прошу, не надо!
Мать-Утка: Ты пойми, тебе не рады!
(Отворачивается, смахивает слезу.)
Рассказчица: Очень сложно быть другим,
Быть некрасивым, не таким.
Никто с Утенком и не дружит
Своей он маме стал не нужен.
(Уходит. Появляется Утенок)
Гадкий утенок: Стая птиц летит на юг,
Подальше от дождей и вьюг.
До чего ж они красивы!
Вот бы мне так горделиво
К ним подняться ввысь небес,
Чтоб не находиться здесь.
Почему я не такой?
Некрасивый и смешной?
Мне совсем никто не рад.
В чем же я тут виноват?
Выгоняли меня всюду.
Что теперь я делать буду?
Спрячусь в этой я скале,
Все забудут обо мне…
(Прячется в декорацию скалы. Появляется Сказочник)
Рассказчица: герой остался наш один.
Никем не понят, не любим.
Долго ли быстро, а время идет.
Утенок в скале в одиночку живет.
Осень прошла с золотым листопадом.
В прошлом остались уже снегопады.
Вот и весна по миру идет.
Что же Утенка нашего ждет?
Часть 5. У скалы на озере
(Появляются Лебеди. Утенок за ними подглядывает из - за «скалы»)
Гадкий Утенок: Это же те самые птицы,
К которым хотел я прибиться.
Одиночество меня заело.
Жизнь такая надоела.
Не могу я быть здесь вечно.
Лучше выйду к ним навстречу.
Пусть уж лучше засмеют
Или даже заклюют,
Чем сидеть здесь одному,
Быть ненужным никому!
(Выбегает из-за скалы в образе Лебедя и закрывается руками)
Лебедь 1: Что ж ты прячешься от нас
И не можешь поднять глаз?
Лебедь 2: В нашей стае лебединой
Никого мы не обидим!
Лебедь 1: Ты же Лебедь, ты наш брат!
Каждый будет тебе рад!
Гадкий утенок: Кто я! Лебедь! Это шутка!
По рождению я – утка (разглядывает себя)
Лебедь 2: Настоящий лебедь ты,
Небывалой красоты!
Лебедь 1: Будешь жить теперь ты с нами:
Принимаем в нашу стаю!
Гусыня: Га-га-га! Сюда-сюда!
Дамы все и господа!
Лебеди с небес спустились,
Чтобы все мы восхитились!
(Главная Утка подходит к «Гадкому утенку»)
Главная утка: Ах, какой же Вы прекрасный!
Вы, наверное, здесь главный?
Гадкий утенок: Я приветствую Вас, тетя,
Вы меня не узнаете?
Вы меня все обижали,
Из семьи своей вы гнали.
Приказали мне уйти.
Птицы хором: Ты прости нас всех, прости!
Гадкий утенок: Я, конечно, всех прощаю.
Помогать вам обещаю.
Зла на вас нет у меня.
С вами мы теперь - родня!
(Все обнимаются, выходит рассказчица)
Рассказчица: И теперь, с тех самых пор,
Весь гордится птичий двор,
Что прекраснейшая птица
С ними хочет породниться!
Дам я вам совет, друзья:
По лицу судить нельзя.
И красота, как ни крути,
Исходит не снаружи – а изнутри!
1.3. Результаты мероприятия
По нашему мнению, в результате проведённого театрализованного представления по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» детьми старшего дошкольного возраста есть положительные результаты:
1. Развитие в детях таких нравственных качеств, как отзывчивость, доброта, терпимость, милосердие, сострадание и др.
2. Побуждение детей к совершению нравственно-правильных поступков, оказанию взаимопомощи и поддержки, быть внимательными друг к другу и окружающему миру.
3. Формирование культурно-нравственного воспитания как внутри ДОУ, так и за его пределами.
4. Приобщение родителей и других членов семьи к совместной работе с ребёнком, в том числе над понятием «экологическое воспитание души».
1.4. Выводы о проведённом мероприятии
Мы показали детям дошкольного возраста с помощью драматизации сказки «Гадкий утёнок» богатство духовно -нравственного мира человека, попытались развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека, формировать умение принимать окружающих такими, какие они есть, приобщить воспитанников к совместной творческой работе, а также попытались обогатить внутренний мир ребёнка через воспитание терпимости к различиям между людьми.
Наши ребята, как настоящие актёры, хорошо справились с поставленными задачами, проявили активность, трудолюбие, отзывчивость и на примере этой сказки показали, что нельзя судить о людях только лишь по их внешнему виду.
А с проблемами, возникшими при подготовке и реализации мероприятия (отсутствие детей по причине болезни и финансовое обеспечение, мы благополучно справились…
2. Заключение
Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
• Расширяются знания дошкольников об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
• Формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
• Развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
• Обогащается словарный запас;
• Развивается память, фантазия, образное мышление;
• Совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
• Развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
• Воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для детей подготовительной группы, которые готовятся к вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Проведя анализ реализованной деятельности, хочется отметить, что разработанный материал подобран соответственно возрасту. Дети с удовольствием слушали сказку, не нарушая дисциплину. Эмоционально реагировали на понравившихся героев. Оформление, декорации, реквизиты были соответственно подобраны и помогали создавать нужное настроение. Рассказчица смогла создать нужный настрой на просмотр сказки.
В конце спектакля дети в очень хорошем настроении поднялись в группы и ещё долго обсуждали театрализованное представление.
Оценивая свою деятельность и деятельность всех участников, хочется сказать, что цели, поставленные к данному мероприятию, были реализованы.
В перспективе, согласно одной из задач стандарта ФГОС, мы будем и дальше продолжать работать в данном направлении.
Отзыв родителей
Родители и дети выражают благодарность воспитателям и участникам театрализованной постановки за то, что эта сказочная история учит детей быть такими же искренними, как гадкий утенок, уметь сдерживать свои эмоции и не оскорблять других людей за их различия во внешности или взглядах. Подобное правило важно для ребёнка, так как он подрастает и готовится к взрослой, самостоятельной жизни. А в ней он может оказаться как на стороне гадкого утёнка, так и его собратьев из птичника. Так и в современном обществе важно не переставать игнорировать презрение других и всегда оставаться самим собой, и только тогда любой человек может превратиться из «гадкого утёнка» в «прекрасного лебедя».
Мы довольны, что педагоги знакомят детей с такой поучительной литературой. Браво! Ганс Христиан Андерсен - великий писатель детской литературы!