Марина Волкова
Сценарий детско-родительского досуга в подготовительной группе «Городецкая глиняная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила педагог
первой квалификационной категории
Волкова М. В.
2016г.
«Русская культура это не только литература, театр, балет, но и народные промыслы. Они, пожалуй, как ни что другое передают традиции народа, его менталитет и образ мышления»
Цель: Формировать традиции проведения семейного досуга. Способствовать укреплению детско – родительских отношений во время совместной творческой деятельности, развивать позитивное отношение родителей к детскому саду.
Публикация «Сценарий детско-родительского досуга в подготовительной группе „Городецкая глиняная игрушка“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игрушки. Сценарии развлечений с любимыми игрушками
- Игрушки. Сценарии развлечений, досугов
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Расширять представление детей и родителей о художественных промыслах своего города; воспитывать интерес к промыслам родного края. Развивать творческий потенциал, повысить эмоциональный фон, получить удовольствие от совместной деятельности.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Гости: Климова Лидия Андреевна – почетный гражданин г. Городца. Учитель с 55-летним стажем, научный сотрудник МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс», местный краевед. Автор ряда книг, в том числе о мастерах-ремесленниках. Коллекционирует глиняную игрушку с 1980г.
Структура.
1. Рассказ Климовой Л. А. о своей коллекции глиняных игрушек, об истории возникновения и развитии жбанниковской игрушки.
2. Викторина между командой родителей и детей на тему «Город Городец».
3. Мастер-класс для детей и родителей по лепке жбанниковской игрушки. Проводит Седова Н. А. (родительница группы) – директор «Детского музея на купеческой», мастерица жбанниковской игрушки.
4. Обмен мнениями.
Место проведения: группа, где оформлена выставка жбанниковской игрушки,
приготовлены рабочие места для лепки (глина, доски, стеки).
Приложение №2.
Викторина на тему: «Город Городец».
Цель: закрепить знания о родном городе, как о частице нашей Родины; воспитывать чувства любви к своей малой Родине;
способствовать развитию интереса и желания в изучении родного края;
Материал: фишки, разрезные картинки гербов г. Городца и России, слайдовые презентации музеев г. Городца и музейных экспонатов.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители, ребята, прежде чем вы сами попробуете слепить игрушку, мы проведем небольшую викторину. Для этого мы разделимся на две команды: команду родителей (Умники) и команду детей (Знайки). А Лидию Андреевну с Надеждой Андреевной попросим быть судьями.
Первый конкурс: «Разминка». Я буду задавать вопросы, а та команда, которая ответит первой – получит фишку.
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России?
- Что означают слова малая Родина?
- Как называется наш город?
- Как наш город назывался раньше? (Малый Китеж)
- Как называются жители нашего города?
- Сколько лет нашему городу? (864)
- Кто основал наш город? (Юрий Долгорукий)
- На какой великой, русской реке стоит город Городец?
- Какой наш город? (Древний, славный, город мастеров)
- Река Волга какая?
Второй конкурс: «Собери картинку»
У команды детей конверт с разрезной картинкой - «Герб Городца». У команды родителей конверт с разрезной картинкой – «Герб России».
Команда должна собрать картинку и назвать, что за герб они собрали.
Третий конкурс: «Узнай и назови»
Слайдовая презентация – дидактическая игра «Узнай и назови?» (на экране фотографии музеев - Краеведческий, Пряника, Самоваров, Добра, Лапшиной, Город Мастеров, Детский и их экспонатов – шлем, пряник, самовар, школьные парты, глиняные игрушки, замки.)
Команда, которая первой определяет, что это за музей, или в каком музее находится данный экспонат – получает фишку.
Подведение итогов.
Приложение №1.
Выступление Л. А. Климовой.
Русская народная игрушка – один из самых удивительных феноменов в традиционном искусстве России. Фантазия и реальность в ней тесно переплетаются. Но эти глиняные игрушки – подлинные произведения искусства. Народная игрушка имеет свою длительную историю.
Игрушка – извечная спутница человека. Первыми игрушками были камешки, корешки и сучки деревьев. Возраст древнейшей игрушки в мире около 3 тысяч лет.
Глиняной свистульке восемь веков! Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.
Отправимся же и мы в живое «игрушечное» путешествие. Мы попробуем всмотреться в отдельные игрушки, чтобы понять, какой большой смысл и великая красота скрываются в этих малых вещицах.
Наша глина излучает тепло и свет, от того и игрушки такие веселые и добрые, даже огнедышащий дракон Змей Горыныч или лев веселы и приветливы. Тот, кто работает с глиной, знает, что она боль и хворь снимает с человека. В старину было замечено, что с помощью свиста можно лечить заболевшего человека. Не случайно свистулька появилась, как культовый музыкальный инструмент для проведения ритуальных обрядов сельскохозяйственной, охотничьей и лечебной магии во время язычества, а сегодня превратилась в игрушку - потеху.
Существуют легенды об игрушках-свистульках. В одной говорится о том, что в стародавние времена к г. Хлынову (ныне г. Киров) подошло огромное войско кочевников. Городу грозила неминуемая гибель, и тогда жители пошли на хитрость. Все взрослые и дети получили по свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Так, видимо, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого облетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружает страшный враг и в страхе бежали.
Глиняная игрушка считалась обережной. Её использовали, например, во время Святок, высвистывая нечистую силу из всех тёмных уголков.
Городецкий край считается заповедным. Он богат легендами и сказаниями, здесь жили старообрядцы. Человека окружал неведомый мир, населённый домовыми, лешими и другой нечистью. Детей пугали Лизуной, которая своим шершавым языком может зализать ребячьи пятки и заставит смеяться до колик, или русалкой Ягармой, которая того и гляди утащит в свой омут. А то были ещё лисицы-сестрицы Слащуха и Заманиха — они старались беспечного грибника или собирателя ягод закружить, завертеть и увести в такую чащобу, из которой вовек не выбраться.
Свистулька — настоящее чудо. Разве не удивительно, что найденные при раскопках средневековые свистульки до сих пор свистят, их голоса звучат через века. Мастер когда-то вдохнул в них жизнь, и они живые до сих пор.
Промысел глиняной игрушки сопутствует гончарному, а гончарное ремесло в России когда-то было повсеместным, а свистулечников мало.
Дело в том, что для дудки нужна своя особая, жирная глина, которой были богаты окрестности деревень Смиркино, Новопокровское, Мокушино, Кривоносово, Рыжухино, а также урочище Кривяк на Узоле. Эта глина, кстати, обладает целебными свойствами. Недаром у мастеров-игрушечников ладони гладкие, почти без морщин. Кстати, знающие люди говорят, что глина только тогда послушна, когда человек приходит к ней с доброй, открытой душой. Тогда и свист хорош, и товар пригож.
Мало игрушку слепить — её надо ещё и раскрасить. Сейчас всяких красок предостаточно. А старые мастера использовали природные материалы: разводили сажу, сушили и толкли до порошковой массы чернику. А с появлением настоящих красок промысел буквально расцвёл. Когда мастеру-художнику Лариону Потатуеву из Жбанникова в начале тридцатых за его удивительные игрушки прислали из Москвы краски в тюбиках, посмотреть на это чудо сбежалась вся деревня.
Игрушечный промысел то развивался, то затухал. Временем подъёма был НЭП, а также предвоенные годы, когда работали заготконторы, собирая и игрушку. Дудки лепили даже в суровые военные годы. Известная мастерица Прасковья Степановна Тимофеева (1925–2009) вспоминала, как её отправили в Балахну рыть окопы. Когда Пане удавалось побывать дома, в Жбанникове, она привозила оттуда дудки в Балахну. Уже на перевозе её поджидали ребятишки. Завидев мастерицу, кричали: «Ну, Паня, привезла петушков?». Свистульки помогали голодным детям выжить, верить, что победа не за горами, что будет ещё мирная, счастливая жизнь. Нет, не зря говорят: «Игрушка — не балушка»…
После войны мастера делали дудки в виде солдат – защитников Отечества. И все же в основном лепили привычных, хорошо знакомых животных и птиц.
В 1970-е годы появились новые сюжеты и образы, взятые из жизни и сказок, книжек и фильмов, легенд и преданий. Стали появляться и мистические образы: чёртики, домовенки, шапки-невидимки… Во все времена мастера лепили добрых животных.
Игрушки, сделанные добрыми руками мастера, будят фантазию детей. Каждый ребенок видит в игрушке то, что хочет, и если мастер вкладывает в работу теплоту своей души, то игрушки становятся еще и целительными. Неслучайно, многие дети держат игрушки в руках, гладят их, словно они живые, ведь они сделаны из живительной глины.
Вы успели рассмотреть экспонаты моей коллекции, и я готова вам рассказать о той игрушке, которая вам понравилась
(Рассказ о нескольких игрушках)