Наталья Кумачёва
Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы «900 дней и ночей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о истории своей страны, своего города, воспитывать детей в духе патриотизма, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города –блокаде.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Пробуждение интереса к истории страны, к истории своего города.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
Публикация «Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы „900 дней и ночей“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
-Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Необходимый материал
- Ленточки Ленинградской победы (по количеству детей,
- Метроном,
- Разрезанные картинки с изображением блокадной ласточки (по 1 шт. на 5 детей,
- Иллюстрации: медаль «За оборону Ленинграда», мемориальный комплекс «Цветок жизни»,
- портрет Ольги Берггольц, Тани Савичевой
Предварительная работа:
Беседы с детьми о блокаде, выполнение аппликаций Роща «900 берез»
Ход досуга:
Ведущий:
27 января мы, Петербуржцы отмечаем памятную дату –день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады (Ленинградом назывался наш город в 1944 году, когда это произошло). Жители и защитники города одержали героическую Победу над голодом, холодом, страхом и болью.
Ребенок 1:
Хотели враги Ленинград уничтожить.
Стереть этот город с земли,
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Ребенок 2:
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Ведущий обращает внимание детей на ленточки, приколотые у них на груди:
- кто из вас знает, что за ленточки у вас на груди?)
Это ленточки Ленинградской победы. Оливковый символизирует Победу, а зелёный - цвет жизни. Эти ленты повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.
Демонстрация иллюстрации
Медаль «За оборону Ленинграда» - это государственная награда. Её получили военные и мирные жители, защищавшие город Ленинград.
Ребенок 3:
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Задание детям: собрать картинку с еще одним символом ленинградской блокады
Дети по подгруппам собирают изображение ласточки с письмом в клюве
Ведущий:
В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц писала в то время:
Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: "Жду письма".
И сегодня многие люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее, несмотря на трудные жизненные ситуации. Для этого порой необходимо получить поддержку - добрую весть.
Дети читают стихи
Ребенок 4
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно беда.
Ребенок 5
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Город прорвался!
Город воскрес!
Город остался!
Никуда не исчез!
Ребенок 6
Блокады нет.
Уже давно напрасно
Напоминает надписью стена
О том, что "наиболее опасна
При артобстреле эта сторона".
Обстрел покоя больше не нарушит,
Сирены по ночам не голосят.
Блокады нет.
Но след блокадный в душах, -
Как тот неразорвавшийся снаряд.
Ребенок 7
В истории – не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Ведущий:
Едва ли не единственной связью с миром для жителей Ленинграда в блокадные дни было радио. Оно не прекращало вещания ни на минуту. По радио транслировались информационные сообщения, звучали радиовыпуски газет, музыка и поэзия, передавались ленинградская хроника событий, новости культуры и искусства, зачитываемые по радио фронтовые письма заменяли не работавшую почту.
В перерывах между передачами звучал метроном, как свидетельство того, что город еще жив. По стуку метронома жители определяли обстановку в городе. Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки.
Минута молчания под стук метронома
Викторина для детей :
- Как во время блокады назывался город Санкт-Петербург? (Ленинград)
- сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (872)
- назовите дату полного освобождения Ленинграда от блокады. (27 января 1944 года)
- Со страной во время блокады Ленинград связывала единственная дорога, как она называлась? (Дорога жизни)
- По какому озеру проходила Дорога жизни? (Ладожское озеро)
- Назовите место захоронений жертв блокады и воинов Ленинградского фронта. (Пискаревкое кладбище)
- Какая ленинградская школьница вела блокадный дневник, о котором узнал весь мир? (Таня Савичева)
- Сколько граммов хлеба в день выдавали по норме иждивенцам? (125 грамм)
- стук чего называли живым биением сердца Ленинграда? (стук метронома)
- Какому животному, помогавшему ленинградцам во время блокады, в городе возведены памятники? (Кошкам)
- Как в блокадном Ленинграде назывался документ дающий право приобрести продукты? (Карточка)
- Куда прятались люди во время бомбежки? (Бомбоубежище)
- Где брали воду жители блокадного Ленинграда? (В реке Неве)
- Как называлась печка, которую ставили в квартирах и домах для отопления? (Буржуйка)
- Какую роль во время блокады сыграл автомобиль «Полуторка»? (Перевозил продукты и людей по льду Ладожского озера)
- назовите имя знаменитой ленинградской поэтессы, которая каждый день выступала по радио. (Ольга Берггольц)
- Как называлась военная операция, в результате которой Ленинград полностью освободили от вражеской блокады? (Искра)
Фотовопрос
Ведущий демонстрирует детям иллюстрацию с изображением монумента «Цветок жизни» - дети называют памятник
«Нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом — паспорта». Строки из стихотворения Юрия Воронова, бывшего блокадного школьника, которые как нельзя лучше повествуют о подвиге юных ленинградцев. Они наравне со взрослыми переживали нечеловеческие испытания блокадного времени: голод и смерть близких, учебу и многочасовой труд, вражеские бомбежки. Дань памяти и уважения их мужеству — многие мемориальные сооружения.
«Цветок жизни» — один из них.
«Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда» - эти слова выбиты на плитах мемориала.
Аллея Дружбы связывает «Цветок жизни» и траурный курган «Дневник Тани Савичевой».
Демонстрация иллюстрации
На невысоком насыпном холме — восемь гранитных стел. Это листки записной книжки – страшная блокадная летопись Тани Савичевой, написанная неровным детским почерком. На страницах дневника – даты смерти родственников девочки: братьев Таниного отца, родной сестры и брата, бабушки, мамы.
Мемориальный комплекс окружен рощей из 900 берез.
Демонстрация иллюстрации
Количество деревьев здесь равно количеству дней блокады. Во времена существования пионерской организации появилась традиция повязывать на березы красные галстуки. Увидеть их на деревьях можно и сейчас.
Фотографирование детей с поделками «Березовая роща»