Надежда Петерленко
Достижение метапредметных результатов через технологию исследовательской деятельности во внеурочное время
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Достижение метапредметных результатов через технологию исследовательской деятельности во внеурочное время.»
Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса школы.
Публикация «Достижение метапредметных результатов через технологию исследовательской деятельности во внеурочное время» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Цель внеурочной работы в школе–
развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей :
• - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
• создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Виды внеурочной деятельности
• Игровая
• Познавательная
• Проблемно-ценностное общение
• Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение)
• Художественное творчество
• Техническое творчество
• Трудовая (производственная) деятельность
• Спортивно-оздоровительная деятельность
• Туристско-краеведческая деятельность
• и многие другие
Формы внеурочной деятельности
• Познавательные беседы,
• предметные олимпиады,
• факультативы, нравственные и этические беседы;
• викторины,
• культпоходы в музеи, театры, выставки
• игры с ролевым акцентом,
• дидактические игры,
• спортивные соревнования,
• беседы о здоровом образе жизни,
• творческие мастерские,
• образовательные экскурсии,
• детские исследовательские проекты
В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу исследовательской деятельности, через библиотечные уроки, которые позволяют:
• выявить творческие способности учащегося;
• улучшить контакт с учащимися;
• дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Исследовательская деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
На мой взгляд, исследовательская деятельность – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
На 1 этапе исследовательской деятельности
формируется цель исследования
Ставятся задачи, выбирается тема исследования
Для выбора темы исследования применяется метод «мозговой штурм», который помогает выявить проблему и приди к единому решению.
- Идет формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
- Обсуждение плана работы учащихся (индивидуально или в группах).
Цель исследования :
• воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
• развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
• развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
• развитие критического мышления.
• выявление наиболее способных обучающихся и развитие у них познавательных интересов к работе со словарями
ставятся задачи, которые надо достичь
познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации при работе со словарями;
мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности в поиске и изучении материалов словарей;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
На 2 этапе идет сбор информации и обработка данных.
Виды проведения исследования
• Работа с различными источниками информации.
• Самостоятельная работа в группах.
• Подготовка учениками творческого отчета о проделанной работе в виде презентации и публикации.
• Представление результатов на научно – практической конференции.
Этапы исследования
• Анкетирование
• Конференции
• Выставки
• фестивали
• конкурсы
• презентация проектов
Теоретическая работа
• Сбор информации
• Самостоятельная работа со словарями
• Беседа с родителями
Особенности исследования
• имеет практическую направленность;
• носит групповой характер;
• предполагает работу с различными источниками информации;
• сотрудничества детей с членами своей семьи;
• реализует задачу выявления творческих способностей;
• включает предметную и метопредметную связь
На 3 этапе - Ожидаемые результаты, которые мы хотим увидеть
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно – практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующим проблемам при помощи разного вида словарей;
- реализовывать право на свободный выбор;
Обучающиеся способны проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий, пополнять свой словарный запас;
- Расширять кругозор, строить речь, свободно ориентироваться в обществе сверстников;
- работать в коллективе, группе, паре.
Представлю исследовательскую деятельность, которая проведена учащимися 6 классов. Где учащиеся все исследования проводили самостоятельно.
Выбрали тему для исследования поставили цель, сформулировали задачи.
Продумали этапы.
На 1 этапе. Самостоятельно составили анкету, провели анкетирования с учащимися, учителями, родителями. Анкету обработали и записали результаты опроса в виде таблице, где четко видны все позиции анкетирования.
На 2 этапе. составили инструкционную карту.
Карта состоит из 3 пунктов
1. написали определения что же такое словарь? из разных источников информации
2. ИСТОЧНИК – откуда брались все данные
3 пункт. Виды словарей, которые были указаны в анкетирование. нашли назначение этих словарей. Поставили рейтинг практичности.
То есть определили самый распространенный и широко используемый словарь.
На 3 этапе. идет размышление над темой. Раскрыли ли тему, добились ли поставленной цели.
Далее вывод.