Екатерина Кормилицина
Доска Бильгоу как форма эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В поисках новых форм оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития, была изучена программа мозжечковой стимуляции.
Публикация «Доска Бильгоу как форма эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Программа мозжечковой стимуляции -это комплекс упражнений, выполняемый с применением специального оборудования. Для работы над стимуляцией мозжечка применяется балансирующая доска Бельгау. Ребенок выполняет упражнения, стоя на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся какими-то необычными и сложными, их систематическое выполнение повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Совершенствуя работу мозжечка, мы меняем общую работу мозга. В процессе занятий появляются новые нейронные цепочки, которые увеличивают продуктивность деятельности мозга, повышая эффективность его работы. Межполушарные связи, которые образуются в ходе занятий, способствуют развитию пластичности мозга и дают возможность компенсации функциональных или органических нарушений, повышают способность мозга лучше и быстрее усваивать новую информацию!
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную экспериментальную доску. Работая с плохо читающими детьми, педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей.
Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик. Универсальность и полная безопасность — немаловажное преимущество.
Занятия на балансировочной доске Бильгоу схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Если ребёнок
• отвлекается,
• невнимательный,
• по скорости выполнения заданий отстает от сверстников и менее самостоятелен,
• быстро утомляется,
• медлителен и моторно неловок (неуклюж,
• трудно осваивает бег, прыжки на двух/одной ноге,
• испытывает трудности в обучении езде на велосипеде и подвижным играм, в том числе с мячом,
• имеет трудности в освоении навыков мелкой моторики (завязывании шнурков, застегивании пуговиц, раздевании/ одевании, пользовании вилкой и ложкой,
• неразборчиво пишет,
• испытывает трудности в обучении чтению, письма.
В этих случаях рекомендована Балансировочная мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОТРЕБУЕТСЯ НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ?
• 1й КУРС - 6 недель.
• Занятия проводятся
• 3 раза в неделю.
• Длительность занятия:
• индивидуaльнoе-30 мин.
• 2й КУРС - 6 недель.
• Занятия проводятся
• 3 раза в неделю.
• Длительность занятия:
• индивидуaльнoе-30 мин.
• Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения и определить форму работы.
• Специальной подготовки ребенка не требуется.
• Начинать заниматься могут дети с 3 лет.
МЕТОДИКА БИЛЬГОУ
Стоя на балансировочной доске, ребёнок выполняет задания педагога, при этом сохраняя равновесие. Специальные ограничители регулируют наклон платформы. Чем больше интенсивность качания, тем сложнее задания.
Среди простых упражнений для мозжечковой стимуляции по Бильгоу — переброска с педагогом мячом или мешочком, держа равновесие на балансировочной доске. Затем, задание усложняются и ребенок должен называть буквы, цифры, названия животных, растений. Тренировки на балансировочной доске похожи на интересную подвижную игру, которая увлекает детей своей динамичностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ
• Улучшение зрительно-моторной координации, моторной ловкости, способности удержания тела
• Улучшение работы артикуляционного аппарата
• Улучшение графомоторных навыков
• Улучшение показателей внимания - переключаемость, концентрация, объем, распределение
• Развитие зрительно-пространственных представ-
• лений
• Повышение контроля и саморегуляции
• Стабилизация эмоционального фона ребенка
• Положительные изменения в психическом развитии ребенка
• Освоение сложных видов разнонаправленных движений (велосипед, лыжи, коньки)
Часто родители ошибаются, списывая неловкость в движениях ребенка на его личностные особенности. Неуклюжесть и неловкость это явные признаки того, что есть более серьезные проблемы психологического, интеллектуального и логопедического характера. Важно не упустить проблему и вовремя начать своевременную мозжечковую стимуляцию с помощью балансировочной доски Бильгоу.