Таисия Родкина
Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование и цифровизация : риски и возможности
Тема «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации» в последнее время стала весьма популярной.
Важность составляющих темы – Будущее. Цифровизация. Образование – очевидна. Если задать себе вопрос: «Как система образования связана с будущим и цифровизацией? - то ответом будет следующее: образование должно реагировать на изменения в обществе. Общество же, не владеющее информацией на технологическом уровне оперирует лишь короткими прогнозами.
Публикация «Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности» размещена в разделах
Что такое цифровизация? Если кратко охарактеризовать это понятие, то цифровизация - это процесс преобразования информации в цифровой формат, применение цифровых образовательных ресурсов в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Цифровизация - один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др.
Остановлюсь на цифровизации в образовании. Уже давно всем нам очевидна цифровизация административной деятельности в ДОУ. Даже сады, в которых информационно-коммуникационные технологии используются по минимуму, бухгалтерскую отчетность, взаимодействие с вышестоящими организациями осуществляют с помощью компьютера.
Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как:
- анимация,
-единые образовательные платформы,
- ресурсы в интеренете.
Подготовка педагогических и управленческих кадров – так же неотъемлемая часть цифровизации образования. Вспомним хотя бы:
- онлайн-курсы,
-цифровые учебники,
-вебинары и др.
Тем более что вопрос цифровизации образования уже давно рассматривается в государственных программах, проектах.
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являются и федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», и указы президента о стратегическом развитии информационного общества, и поручения Президента по стратегическому развитию национального проекта «образование».
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
• Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
• Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
• Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;
• перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства;
• перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
• перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. № Пр-1383.
• Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ».
В ходе реализации стратегического направления в области цифровизации образования должны быть внедрены следующие технологии:
• искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя");
• большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных ("Создание и внедрение системы управления в образовательной организации");
• системы распределенного реестра ("Цифровое портфолио ученика");
• облачные технологии ("Библиотека цифрового образовательного контента", «Электронная школа»).
Стратегическое направление утверждено до 2030 года и охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
Все это содержание нашло отражение в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Как наверняка вы уже отметили, во всех этих документах нет прямого указания на цифровизацию дошкольного образования. Но, во-первых, дошкольное образование – первый уровень общего образования и ФЗ об образовании в РФ и ФГОС ДО требует от нас создания информационно-образовательной среды, которая должна включать в себя электронные образовательные ресурсы, комплекс цифровых технологий и аудиовизуализацию технических средств обучения, интернет-ресурсы (веб-сайт организации, система электронного взаимодействия (электронный почтовый ящик, электронный документооборот, система дистанционного обучения и др.
Составляющие реализации цифровизации дошкольного образования)
№п/п Составляющие цифровизации образования Содержательное решение
1 Интернет-ресурс, состоящий из нескольких виртуальных страниц (веб-сайт организации) Направлен на информационную поддержку и методическое обеспечение образовательного процесса
2 Система электронного взаимодействия (электронный почтовый ящик) Помогает поддерживать коммуникационное взаимодействие с участниками образовательного процесса и сторонними организациями
3 Система электронного документооборота Осуществляет процесс обмена данными, анализа данных, сбора и хранения информации. Кроме того, обеспечивает планирование деятельности сотрудников ДОО и их ресурсного обеспечения
4 СДО (система дистанционного обучения) Реализует принцип доступности образования для всех участников образовательного процесса
5 Система поддержки пользователей компьютерной техники Создает технические условия для бесперебойной работы компьютерной техники
6 Интреактивные средства обучения (интерактивные доска, стол, планшет, девайс, пол, песочница, лаборатории и др.) Направлены на повышение познавательного интереса, усвоения материала, развитие памяти, творчества, воображения детей
, а во-вторых, уже с 2018 г. в рамках выпуска научных статей таких научных деятелей как Комарова Ирина Ильинична (Комарова Ирина Ильинична, о ней, проведения научных конференций (XI Научно- практическая школа- семинар «Информационные технологии в управлении образованием – 2020, онлайн-конференция «Дошкольное образование в цифровую эпоху») обсуждаются вопросы и проблемы, связанные с реализацией подходов цифровой трансформации ДО.
Да еще и пандемия показала необходимость цифровизации ДО (социальное взаимодействие с родителями воспитанников, изменения в сфере труда педагога – дистанционное образование).
Кроме того произошла смена образовательной парадигмы : от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование теперь превращается в динамично меняющийся вид человеческой деятельности.
Развиваются неинстуциональные формы образования (видеоуроки – видеоролики, которые можно смотреть онлайн или скачать на свой компьютер; онлайн-конференции, вебинары, дистанционные занятия с преподавателем в режиме видеоконференции онлайн и др.). Все это стало необходимым условием внедрения цифровизации в дошкольном образовании.
Рассмотрим риски и возможности этого процесса.
Какие возможности открывает внедрение цифровизации дошкольного образования? Это прежде всего:
1. Вовлеченность детей в обучение. Повышение интереса, внимания. Есть масса вариантов заинтересовать ребенка: интерактивная доска, обучающие роботы.
2. Возможность моделирования различных ситуаций, которые сложно понаблюдать в жизни (например, изучение космических объектов).
3. Приучение к самостоятельности детей. Получив необходимы объем знаний, ребенок может действовать самостоятельно, тем более, с подключением обратной связи при правильном-неправильном выполнении задания.
4. Экономия. Снижение времени на поиск информации.
5. Развитие творчества педагога и дошкольника. Педагог в работе с детьми творчески подходит к подаче материала с использование ЭСО, используя в своей деятельности озвучку, анимацию, цифровые эффекты, 3Д-моделирование и др. Использование же интерактивного оборудования открывает для ребенка возможности создания творческих проектов.
Однако следует отметить и восемь основных проблем развития цифровизации ДО :
1. Во-первых, Доступность. В условиях развития цифровизации есть регионы, которые до сих пор не обеспечены сетью интернет или обеспечены мало скоростным интернетом.
2. Следующая проблема - Оснащенность. Для развития доступной и гибкой цифровой среды в ДОО необходимы специальное оборудование и современная техника, что не каждое учреждение может себе позволить.
3. Готовность педагогического коллектива. Для развития цифровых компетенций у ребенка педагогу необходимо, прежде всего, сформировать данные компетенции у себя. Умение работать с техникой, выбирать обучающую информацию, создавать виртуальные занятия и проводить их - это умения, которыми должен обладать педагог (Профстандарт педагога).
4. Новизна и современность программ. Информация в современном мире быстро обновляется. Важно разрабатывать и внедрять новые цифровые программы, игры, образовательный контент. а сейчас еще и проблема с обновлением программного обеспечения от санкций.
5. Бесконтрольное включение детей в цифровое пространство. Необходимо системное и планомерное обучение.
6. Вред здоровью. Работа с клавиатурой и планшетом может привести к изменению физиологии пальцев, могут поменяться строение костей, суставов, мышц. Снижение слуха из-за наушников, ухудшение зрения от мониторов, от сидячего образа жизни -нарушение состояния мышц, осанки, сколиоз. Гиподинамия. Психологическая зависимость. Проблемы с речью, деградация речи. Кибербуллинг.
7. Как ни парадоксально звучит, но еще один минус это Снижение мыслительной и разумной деятельности. Порой мы перестаем использовать арифметические и логические действия, чтобы найти ту или иную информацию, анализировать и принимать решения при дефиците информации. Теперь нам достаточно ввести запрос и информация появляется на экране.
8. Плохая социализация. Погружение в виртуальный мир, Неумение общаться «вживую». Отсутствие желания познавать мир из вне, страх публичного выступления. Снижение эффекта взаимодействия взрослого и ребенка при нерациональном использовании ЭОР. (Взрослый дал ребенку планшет или телефон и свободен). Теряется воспитательная роль взрослого. Ведь воспитание предполагает «социальную ситуацию развития» (Выготский Л. С.).
Как же преодолеть негативное влияние цифровизации на детей и обеспечить их безопасное развитие?
Пути ослабления негативного влияния цифровизации
1. Необходимо государственное регулирование процесса цифровизации в ДО. Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для обучения и воспитания в ОО и в семье. Необходимы конструктивные законодательные решения, способствующие адекватному использованию цифровых технологий во всех сферах жизни, касающиеся ребенка (цифровые игры и игрушки). Ведь кроме требований в СанПиНе по длительности использования никаких других нормативных документов нет.
2. Необходимо разработать адекватную психолого-педагогическую теорию цифровизации ДО. Как уже говорилось выше сегодня идет речь о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости проведения теоретико-методологических прикладных исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей, о целесообразности использования цифровой образовательной среды с учетом психо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
3. Создание детского позитивного контента. Обеспечение безопасного развития детства как чувство защищенности, внутренне психоэмоциональное благополучие, порождающее целостно-позитивную систему отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе. Детский позитивный контент распространяется не только на информационные технологии и электронные средства, детские сайты и Интернет но и на свою культурно-информационную инфраструктуру детства: телевидение, кинематограф, анимацию, детскую печать, книжную продукцию, детский театр, парки развлечений, игры, игрушки.
В заключении, все же отмечу, что необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении.
Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку, задумываться, о рациональности их использования.
Коллеги, девизом нашей деятельности должно стать высказывание: «Шагая в ногу со временем, не навреди ребенку!».