Марина Кондратенко
Дошкольное образование и ценности дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование и ценности дошкольного детства.
«Детство – каждодневное открытие мира» - писал В. А. Сухомлинский. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью, добротой, непосредственностью. Переступив порог детского дошкольного учреждения, ребенок начинает стремительно развиваться в физическом, психологическом и умственном плане. Те качества, которые он приобретет на начальном этапе своего развития, станут впоследствии тем «багажом», с которым он останется на всю жизнь.
Публикация «Дошкольное образование и ценности дошкольного детства» размещена в разделах
В дошкольном возрасте мир ребенка расширяется и не ограничивается его семьей. В поле его общения входят теперь другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша более значимыми для него становятся контакты со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками является той отправной точкой, от которой будет развиваться личность ребенка в дальнейшем. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом.
Что же значит «ценности детства»? Под ценностями дошкольного возраста следует понимать обусловленные возрастной стадией онтогенеза личностные проявления, воплощенные в специфике самосознания, действий, поступков детей, характерных внешних поведенческих образцах, служащие обобщенными признаками детства, факторами, обеспечивающими успешность дошкольного образования.
Характер проявления возрастных ценностей, как отмечают В. С. Мухина, Я. З. Неверович и др., во многом связаны с образом жизни детей. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую внутреннюю позицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых развёртывается педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка (детей).
Я считаю, что время меняет ценности, приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль педагога в современном дошкольном образовательном учреждении остается неизменной.
Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоничному развитию. Идеи о самоценности детства сегодня нередко звучат на научных форумах, конференциях, семинарах. Известный российский психолог, академик В. П. Зинченко считает: «Детство – это пора открытия множества миров, вхождения в них, начало построения своих собственных миров, которые мы несём в себе всю нашу дальнейшую жизнь и не можем от них избавиться».
На мой взгляд, ценностью детского сада, как и ценностью педагога является сохранение особенности каждого ребенка и развитие способностей, заложенных от природы. Главное - чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними». Дошкольное детство меняется быстрее и значительнее, чем любой другой отрезок жизни человека. Причем мы не видим поступательного движения к одному полюсу – отрицательному, либо положительному. Оно, как цветок раскрывает свои лепестки и расцветает в разных оттенках. И этих оттенков становится все больше.
Список литературы
1. Детство как ценность в современном мире и образовании : монография / О. Г. Филиппова, М. Н. Терещенко, И. Ю. Иванова, М. Ю. Буслаева, И. Н. Евтушенко, Л. К. Пикулева ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 219 с. ISBN 978-5-907538-33-7: 06.05.2023.
2. Ежкова Нина Сергеевна Дошкольное образование : научный взгляд // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. №1 (17). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-nauchnyy-vzglyad (дата обращения Филиппова, Оксана Геннадьевна).
3. Сиддикова Юлдуз Собировна, Ширинова Мохитобон Аюбжоновна СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА // Наука и образование сегодня. 2021. №7 (66). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-psihologicheskaya-tsennost-doshkolnogo-detstva (дата обращения : 06.05.2023).
4. Современные ценности дошкольного детства : мировой и отечественный опыт [Текст] : сб. науч. ст. / Нижнетагильский филиал государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; Нижнетагильский педагогический колледж №2/ под науч. и общ. ред. И. В. Жижиной, Н. Г. Лыжиной. –Нижний Тагил, 2019. – 324с.