Елена Потольская
Дошкольники в мире изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНИКИ В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Визуальная коммуникация – основной способ познания мира ребенком. Рисунки, сделанные детской рукой, имеют такое же значение для развития малышей, как и рисунки первобытных людей на стенах пещер для развития человечества. В настоящее время, время СМИ и Интернета, общение с помощью визуальных образов выходит на первый план. К сожалению, нередко дети начинают свое знакомство с миром образов и изображений не посредством бумаги и цветных карандашей, а при помощи экрана телефона или планшета. Безусловно, современные дети должны быть знакомы с современными технологиями. Но это не значит, что нужно забыть о традиционных методах художественного творчества. Так как в семье все чаще детям предоставляется телефон намного раньше, чем карандаши и краски, педагогам образовательных учреждений необходимо уделять особое внимание ознакомлению дошкольников с миром изобразительного искусства.
Публикация «Дошкольники в мире изобразительного искусства» размещена в разделах
Дети рисуют то, что видят и знают. И познакомиться с новыми предметами и явлениями им намного проще, когда они увидят и нарисуют их. В процессе творчества дошкольники размышляют о строении и значении изображаемого. Человеку свойственно заимствовать зрительные образы и символы для того, чтобы передать информацию и таким образом осуществлять визуальное общение между автором и зрителем. Это форма открытого диалога, общение при помощи искусства [1, c.5].
Для развития метафорического мышления, детям необходимо делать копии всего, что их окружает. Изобразительное искусство помогает детям представить реальность в виде образов, понять и осмыслить уже имеющиеся знания и опыт. Оно является частью когнитивного развития, способом выражения мыслей, чувств и идей [3, c.152].
Рисуя, дети сталкиваются с множеством проблем. Нетвердая рука не слушается, получается совсем не похоже на оригинал: форма, размер и цвет не всегда удовлетворяют автора. Стремление нарисовать лучше толкает детей на поиски новых способов и техник рисования. Так они учатся не отступать перед трудностями, справляться с негативными чувствами, неизбежными при любом виде деятельности.
Важнейшую роль в развитие творческого начала у дошкольников играет чтение сказок. Книги не только являются мощным мотиватором речевого развития детей, но и источником вдохновения детского изобразительного искусства, так как самая интересная книга для юного читателя – это та, что содержит красочные иллюстрации. Картинки, так же как и само повествование, дают дошкольникам новые знания и опыт. Сказка в дошкольном возрасте – это своеобразный канал, который дает информацию об окружающем мире и о нас самих и помогает понять себя [2, c. 48]. Беря за основу волшебные истории, дети будут создавать игры, рисунки, рассказы, которые будут соответствовать их потребностям и желаниям, символически представлять мысли и проблемы, с которыми ребята сталкиваются в жизни. Выбирая книги для чтения дошкольникам, педагог должен обращать внимание не только на содержание, но и на оформление. Яркие иллюстрации важны не менее, чем глубокий смысл произведения. Они крайне важны для развития ценностно-смыслового восприятия.
Часто дети рисуют, когда скучают, не задумываясь о смысле изображаемого, бессознательно оставляя на бумаге точки, линии. Для такого рода рисунков в русской языке принято использовать слово «каракули». Научный термин для такого рода искусства – «грифонаж». Но стоит ли педагогам обращать внимание на детские каракули? Последние научные исследования в области когнитивной психологии дают положительный ответ на этот вопрос. За точками и крючками, хаотично разбросанными по листу бумаги, скрыты образы, мечты и страхи автора. Необходимо поощрять такой вид изобразительного творчества детей. Желание рисовать возникает спонтанно, непонятные на первый взгляд картинки появляются на асфальте, на песке, на снегу – на любой поверхности: юные творцы очень изобретательны. Эти рисунки отражают эмоциональное состояние художника, дают ключ к пониманию внутреннего мира личности [4, c.115].
Как же мотивировать детей познавать мир художественных образов и добиваться первых успехов в рисовании? В первую очередь необходимо снабжать юных художников разнообразной информацией из области искусства; занятия ни в коем случае не должны быть однотипными, одни и те же факты можно представлять в разном свете.
Поддержанию интереса к творчеству способствует организация конкурсов, выставок. Дети выступают не только в качестве участников, но и в качестве организаторов мероприятия, конечно, совместно с педагогами и родителями. Когда речь заходит о конкурсах, часто возникает вопрос: стоит ли выбирать победителей или победить должна дружба? Однозначного ответа нет. Да, ребенок расстроится, если не займет первого места. Но ведь если все будут победителями, пропадает интерес, стимул к совершенствованию. Памятные призы и подарки получают все участники конкурса, но лишь некоторым достается звание призера. Важно научить детей радоваться победам своих товарищей, поддерживать тех, кто не занял призового места. В этом случае как раз и побеждает дружба.
Применение различных техник изобразительного искусства также помогает разнообразить занятия. Их существует огромное множество. Приведем примеры некоторых их них.
1. Дети очень любят играть с морскими камушками. Они сами по себе уже кажутся им сокровищами, привезенными с дальних морских берегов. Можно предложить детям раскрасить гальку, превратив ее таким образом в клубнику или яблоко, рыбку или лягушку, пчелу или совушку. Если взять камни покрупнее и нарисовать на них дома, получим целый город, который можно заселить человечками, так же изображенными на гальке.
Попробуйте положить морские камушки в разные краски, а затем аккуратно с помощью лопатки перенести их на бумагу, свернуть ее и немного покатать по столу. Получится картина в стиле абстракционизм. Далее юные Кандинские и Малевичи могут обсудить свои произведения, озвучить эмоции, которые вызывают их картины.
2. В продолжение морской темы: почувствовать себя Айвазовским детям поможет техника нанесения краски на предварительно смоченную водой бумагу. Акварель растекается, образуя мягкие переходы цвета. Экспериментируя с цветом, можно изобразить море во время бури и тихую морскую гладь.
3. Сделаем картину с помощью игрушечных машин. Опускаем колеса в краски и катаем по бумаге. Сам процесс вызывает восторг у детей, а полученные рисунки чем-то напоминают шедевры Ван Гога и Поллока. И вот уже дети знакомы с импрессионизмом и экспрессионизмом в живописи.
4. Попробовать свои силы в пейзажной живописи можно с помощью листьев. Собираем на прогулке осенний букет и используем листочки для создания силуэтов деревьев. Макаем их в краску и прикладываем к бумаге. На таком занятии нужно рассказать о творчестве Шишкина, которого по праву называют «царем леса».
Вот так, прибегая к разным нетрадиционным техникам рисования, можно познакомить детей с разными жанрами и направлениями живописи.
Необходимо отметить тот факт, что изобразительное творчество помогает всестороннему развитию подрастающего поколения:
- физическому развитию: во время лепки и рисования работают различные группы мышц, совершенствуется зрительно-моторная координация, мелкая моторика;
- социальному развитию: во время творчества дошкольники учатся делиться (как материалами, так и идеями, взаимодействовать друг с другом во время подготовки к занятию и уборки после него;
- познавательному развитию: самые маленькие художники во время рисования узнают и закрепляют название цветов и фигур, учатся смешивать основные цвета и получать новые оттенки; художникам постарше необходимо провести небольшое исследование перед каждым занятием, например, внимательно осмотреть дерево, прикоснуться к его коре, понаблюдать за формой и цветом листьев и плодов;
- эмоциональному развитию: рисунок дает возможность ребенку выразить те чувства, которые он пока не в состоянии вербализовать. Педагогам следует уделять внимание пропорциям изображения, так как часто дети преувеличивают размер того, что для них является важным. Необходимо подбирать такие слова при оценке работ дошкольников, которые помогают повышать их самооценку. Нельзя ограничиваться общими фразами по поводу работы всего коллектива детей, обязательно надо обсудить каждую работу и искренне отметить успехи каждого обучающегося.
- развитию воображения: изобразительное искусство предоставляет безграничные возможности для удовлетворения детской любознательности. Маленькому Ване интересно, что получится, если рисовать тремя кисточками одновременно. Он просит воспитателя связать три кисточки одной резинкой. Таким образом, он изобретает новую технику рисования. Пусть Ваня не произвел революцию в живописи этим поступком, зато он прошел путь настоящего изобретателя от возникновения идеи до ее воплощения. В будущем этот ребенок, возможно, поможет человечеству в поиске альтернативных источников энергии или лекарства от рака.
- речевому развитию: интерпретация изображения всегда субъективна, поэтому произведения изобразительного искусства можно обсуждать бесконечно, тем самым совершенствуя речь дошкольников и обогащая их словарный запас. Будьте уверены, дети заметят даже в самых известных картинах то, чего не увидели именитые искусствоведы.
Педагоги и родители открывают детям дверь в мир изобразительного искусства, учат видеть красоту в произведениях знаменитых художников и скульпторов, а дети помогают нам снова увидеть прекрасное в окружающем нас мире.
Литература:
1. Комарова Т. С. -стр. 5-сборник статей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»-2015г.
2. Кусукина Л. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 47-50.
3. Левина Л. Э., Курашинова С. Г. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL : https://e-koncept.ru/2016/56838.htm.
4. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.