Гришина Татьяна
Дошкольник-волонтер как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник — волонтер,
как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности.
«Самое прекрасное зрелище на свете вид ребенка,
уверенно идущего по жизненной дороге
после того, как вы показали ему путь»
Конфуций.
В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.
Публикация «Дошкольник-волонтер как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
Современная система образования требует внедрения инновационных методик развития личности воспитанников дошкольного учреждения. Перед педагогами стоит задача реализовывать образовательные технологии в наиболее эффективном формате, чтобы деятельность детей была разносторонней и значимой, затрагивала социальные аспекты, развивала их личные качества. Одно из основных направлений работы с детьми- социализация. Именно в дошкольном возрасте этот процесс считается наиболее важным. Необходима интеграция в образовательную деятельность техник и приемов, соответствующих новым социокультурным условиям, в которых живут современные дети.
ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде. На сегодняшний день, многие педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, направленные на позитивную социализацию дошкольников, где прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение, это такая организация, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Волонтерство это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельно социальных групп, без расчета на вознаграждение.
Волонтёрство, как технология эффективной социализации компенсирует дефицит развития, поддерживает самостоятельность, инициативу.
«Волонтерское движение в детском саду» это активная форма общения в детской среде от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерское движение в ДО это: посадка цветов, кустов и деревьев; помощь младшим дошкольникам; помощь животным; просветительские беседы; благотворительные концерты и театральные выступления; экологические акции, уборка мусора и загрязнений; пропаганда здорового образа жизни и др.