Ирина Миляева
Дорожная карта по национально патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад села Бима Агрызского района Республики Татарстан
Дорожная карта
по национально-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Составитель Миляева Ирина Анатольевна
Год прохождения аттестации 2015 воспитатель первой квалификационной категории
Курсы повышения квалификации 02.2016 ФГБОУВО «НГПУ» г. Набережные Челны
Публикация «Дорожная карта по национально патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Методическая тема «Национально-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа».
Сроки реализации 2017-2020 годы
Актуальность проблемы О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цель национально-патриотического воспитания Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи 1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным краем.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
7. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
Ожидаемые результаты 1. Сформированные у дошкольников нравственные качества личности,. гражданская позиция и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину, через ознакомление с родным краем.
2. Развитые чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
3. Сформированные основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
4. Развитый художественный вкус и любовь к прекрасному, творческие способности.
5. Выраженные чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества, к профессиям и труду взрослых.
Выступления, публикации Педсовет 2017 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»
Портал «Инфоурок»
2017 Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»
Газета «Агрызские вести» 2017 Бимскому детскому саду -50
Газета «Ямде лий» 2018» Праздник «Масленицы» в Бимском детском саду,
Участие в тематических конкурсах рисунков для детей
Сайт «Маам» 2018 Марийские сказки в помощь обучению математике и других наук
Портал «Инфоурок» 2020 О проблемах сохранения родного языка в современных условиях
СИСТЕМА РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ:
«НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
По образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО
Физическое развитие
1. народ Подвижные игры литература сроки
2. Мар. «Агытан чунгедалмаш» –Петушиные бои А. Е. Китиков стр. 10 Сентябрь
3. Рус. «Гуси-лебеди» А. В. Кенеман стр. 12 Сентябрь
4. Тат. «Серый волк» Сары буре А. В. Кенеман стр. 74 Сентябрь
5. Морд. «Котел» А. В. Кенеман стр. 63 Октябрь
6. Мар. «Вараш ден комбиге- влак» - Коршун и гусята А. Е. Китиков стр. 12 Октябрь
7. Рус. «Филин и пташки» А. В. Кенеман стр. 14 Октябрь
8. Удм. «Водяной» А. В. Кенеман стр. 83 Октябрь
9. Тат. «Продаем горшки» - Чулмак уены А. В. Кенеман стр. 74 Ноябрь
10. Мар. «Вараш ден чана-влак» - Коршун и галки А. Е. Китиков стр. 12 Ноябрь
11. Рус. Фанты А. В. Кенеман стр. 15 Ноябрь
12. Морд. «Круговой» А. В. Кенеман стр. 64 Декабрь
13. Тат. «Скок-перескок» - Кучтем -куч А. В. Кенеман стр. 75 Декабрь
14. Рус. «Горелки» А. В. Кенеман стр. 17 Декабрь
15. Удм. «Серый зайка» А. В. Кенеман стр. 83 Декабрь
16. Мар. «Вувер тоя» - марийский вариант игры «Прятки» А. Е. Китиков стр. 14 Январь
17. Б аш. «Стрелок» А. В. Кенеман стр. 41 Январь
18. Ч ув. «Рыбки» А. В. Кенеман стр. 90 Январь
19. Рус. «Кот и мышь» А. В. Кенеман стр. 18 Январь
20. Тат. «Хлопушки» - Абакле А. В. Кенеман стр. 75 Февраль
21. Мар. «Вудла йоген модмаш» - Ручеёк А. Е. Китиков стр. 15 Февраль
22. Рус. «Пятнашки» А. В. Кенеман стр. 18 Февраль
23. Баш. «Липкие пеньки» А. В. Кенеман стр. 40 Февраль
24. Удм. «Догонялки» А. В. Кенеман стр. 83 Март
25. Тат. «Займи место» - Буш урын А. В. Кенеман стр. 76 Март
26. Рус. «Волк» А. В. Кенеман стр. 28 Март
27. Мар. «Йос коштыктымаш» А. Е. Китиков стр. 19 Март
28. Ч ув. «Луна и солнце» А. В. Кенеман стр. 90 Апрель
29. Тат. «Ловишки» - Тотыш уены А. В. Кенеман стр. 76 Апрель
30. Рус. «Пчелки и ласточка» А. В. Кенеман стр. 28 Апрель
31. Удм. «Охота на лося» А. В. Кенеман стр. 84 Апрель
32. Мар. «Йыдал пазар» А. Е. Китиков стр. 20 Май
33. Тат. «Лисички и курочки» - Тльки м тавыклар А. В. Кенеман стр. 79 Май
34. Рус. «Молчанка» А. В. Кенеман стр. 36 Май
35. Мар. «Корак» А. Е. Китиков стр. 22 Май
36. Удм. «Игра с платочком» А. В. Кенеман стр. 84 Июнь
37. Тат. «Мяч по кругу» А. В. Кенеман стр. 74 Июнь
38. Мар. «Маска чия» А. Е. Китиков стр. 23 Июнь
39. Рус. «Малечена-калечина» А. В. Кенеман стр. 32 Июнь
40. Ч ув. «Расходитесь» А. В. Кенеман стр. 91 Июль
41. Тат. «Угадай и догони» А. В. Кенеман стр. 79 Июль
42. Рус. «Шлепанки» А. В. Кенеман стр. 33 Июль
43. Мар. «Сокыр тага» А. Е. Китиков стр. 34 Июль
44. Ч ув. «Летучая мышь» А. В. Кенеман стр. 92 Август
45. Тат. «Жмурки» - Кузбайлау уены А. В. Кенеман стр. 77 Август
46. М ар. «Тумна» А. Е. Китиков стр. 38 Август
Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира
1. Рассматривание флага России, Формирование представления о государственном флаге, о названии страны. Сентябрь
2. Рассматривание картины «Встреча друзей» Октябрь
3. Беседа о людях своего детского сада. Ноябрь
4. О столице нашей Родины - Москве. Рассматривание цветных открыток с видами Москвы. Пробудить интерес к столице нашей Родины. Декабрь
5. Рассматривание флага Татарстана. В доступной форме объяснить содержание символики. Январь
6. Беседа о Татарстане, о Казани. Формирование у детей представлений о многонациональной стране. Январь
7. Беседа о родном селе. Февраль
8. Беседа о труде родителей. Февраль
9. Рассказ воспитателя о многонациональной Армии. Февраль
10. Рассказ воспитателя о празднике «День космонавтики» Апрель
11. Рассматривание географической карты России. Апрель
12. Беседа по картине «Беседа друзей» Рассказ воспитателя о празднике «1 мая» Май
13. Экскурсия к обелиску. Май
14. Рассказ воспитателя о празднике «День защиты детей» Май
15. Показ настольного, теневого и кукольного театров. в теч. Года
Мультфильмы объединения «Татармультфильм» на дисках
1. Татар халык киятлре: “ч кыз”Три дочери Сентябрь
2. Татар халык киятлре:”Алтын бртеклр” – Золотые зёрнышки Сентябрь
3. Татар халык киятлре:”Тлке белн Каз” Лиса и Гусь Октябрь
4. Татар халык киятлре:”Ике кыз” Две дочери Октябрь
5. Татар халык киятлре:”Блк кемг?” Кому подарок? Ноябрь
6. Туган як киятлре: “Су анасы” - “Водяная”по сказке Г Тукая Ноябрь
7. Туган як киятлре: “К белн Сарык хикясе” “Сказка про козу и Барана” по сказке Г Тукая Декабрь
8. Туган як киятлре: “Сертотмас рдк” – “Болтливая утка” по сказке А. Алиша Декабрь
9. Туган як киятлре: “Куян кызы” – “Зайчишка” по сказке А. Алиша Январь
10. Туган як киятлре: “Чукмар белн Тукмар” – “Чукмар и Тукмар” по сказке А. Алиша Февраль
11. Туган як киятлре: Агачлар да авырый” – “Деревья тоже болеют”по сказке З. хмров Февраль
12. «Мактанчык чыпчык» «Воробей-хвастун»по сказке А. Алиша Март
13. «Бал корты м шлш» - «Пчела и оса» по сказке А. Алиша Март
14. «Шурале» по сказке Г. Тукая Апрель
15. «Койрыклар» - «Хвосты»по сказке А. Алиша Май
Познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность
1. Подбор иллюстрации о национальных костюмах марийцев, татар. Сентябрь
2. Изготовление дидактических игр «Составь узор» (татарского, марийского, удмуртского и др. орнаментов) из фетра. Октябрь
3. Оказание помощи по уборке помещений, уход за растениями. весь год
4. Наблюдение за трудом помощника воспитателя, музыкального руководителя, повара. Ноябрь
5. Подбор открыток о Москве. Оформление альбома «Наша Москва» Декабрь
6. Подбор открыток и иллюстраций о Казани, Татарстане. Оформление альбома «Наш Татарстан». Январь
7. Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы пограничники». Февраль
8. Подготовка стенда «Мой папа на работе» Февраль
9. Участие в подготовке к празднику 8-ое Марта, в украшении групповой комнаты. Март
10. Подготовка стенда «Моя мама» Март
11. Изготовление сувениров мамам и бабушкам. Март
12. Приготовление необходимых атрибутов для театрализованных игр. Март
13. Изготовление атрибутов к игре в «космонавтов» Апрель
14. Изготовление бумажных цветов для венка к обелиску Май
Речевое развитие.
Художественная литература.
1. Стихотворение С. Чавайна «Шочмо мландым шонымо» Сентябрь
2. Марийские народные считалки. Разучивание В течение года
3. Разучивание стихотворения А. Горохова «Шочмо вер» Октябрь
4. Рассказывание сказки «Нончык патыр» Октябрь
5. Чтение рассказа С. Чавайна «Памаш» Ноябрь
6. Рассказывание сказки «Парнягут йоча» Ноябрь
7. Чтение рассказа Л. Кассиля «Москва» Декабрь
8. Рассказывание сказки «Семен кугызан чапле ужгаже». Декабрь
9. Чтение рассказа С. Баруздина «Главный город» из книги «Страна, где мы живем». Январь
10. Рассказывание сказки «Чанга купеч». Январь
11. Чтение «Чапайын полекше» С. Могилевская Февраль
12. Рассматривание иллюстрации и чтение книги А. Гайдара «Мальчиш-кибальчиш» в переводе Г. Сабанцева. Февраль
13. Рассказывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в переводе на марийский язык. Февраль
14. Разучивание стихов к 8 марта. Февраль
15. Чтение стихотворения П Воронько «Мальчик помогай» Март
16. Рассказывание сказки «Ош вульо» Март
17. Чтение В. Бороздина «Сандалыкыште эн ончыч» Апрель
18. Чтение отрывка «О Волге» из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем» Аперль
19. Чтение стихов В. Есенникова «Первый май». Разучивание стихотворения М. Казакова «Волгыдо май». Май
20. Чтение произведений о Дне Победы: Ю. Артамонов «Матвуй кочай», М. Боьшаков «Родина верч». Май
21. Разучивание наизусть стихотворения А. Бик «Тыныс илыш» Май
Социально-коммуникативное развитие
1. Руководство играми в «детский сад» Октябрь
2. Руководство игрой «Экскурсия на автобусе по родной деревне Бима». Ноябрь
3. Руководство игрой «Путешествие по Москве» Декабрь
4. Руководство игрой с русской национальной куклой Светланой Декабрь
5. Руководство игрой с куклой татаркой. Январь
6. Руководство игрой «Поездка по Татарстану» Январь
7. Руководство игрой «Концерт для маленьких друзей» Февраль
8. Руководство игрой с куклой удмурткой Февраль
9. Руководство играми «Семья», «Мамин день». Март
10. Руководство игрой с куклой-башкиркой. Март
11. Руководство играми в «космонавтов». Апрель
12. Руководство игрой “Поездка в Агрыз” Апрель
13. Знакомство с куклами чувашкой и мордвинкой. Май
14. Игра в национальный праздник «Курмызяк» Июнь
Художественно эстетическое развитие. Художественное творчество
1. Рисование кукол в купальнике. Сентябрь
2. Аппликация. Марийский национальный костюм для куклы. Октябрь
3. Составление узора с марийским орнаментом на салфетке. Аппликация. Ноябрь
4. Рассматривание альбома о марийском народном прикладном искусстве. Беседа о ткачестве по впечатлениям экскурсии в школьный музей. Ноябрь
5. Декоративное рисование. Узор марийского выборного ткачества. Декабрь
6. Лепка. Дымковская утка. Январь
7. Ознакомление с татарским национальным костюмом. Рисование платья татарки по предложенному контуру. Январь
8. Рисование фартука татарки для куклы. Фломастеры. Январь
9. Рисование «Папа на работе» Февраль
10. Лепка. «Солдат на посту» Февраль
11. Аппликация, Приготовление открыток ко Дню защитника Отечества. Февраль
12. Рисование. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Февраль
13. Рисование «Моя мама» Март
14. Рисование и аппликация. «Космос» Апрель
15. Лепка. «Дымковская лошадка». Апрель
16. Декоративное рисование по мотивам русского орнамента. Апрель
17. Рисование «Родная страна». Май
18. Рисование «Дружный хоровод». Май
Музыка
1. Осенний праздник «Шыже пазар» с марийскими песнями, играми, танцами. Октябрь
2. Разучивание на музыкальном занятии. Танец «Чылан куштена». Декабрь
3. Игра «Плетень» Марийские игры «Маска иге» Февраль
4. «Встреча трех поколений»- праздник к 8 Марта. Активное участие детей. Март
5. Праздник «Масленица» по марийским народным традициям Март
6. Разучивание татарской народной песни «пип», татарских плясовых движений. Март
7. Вечер-досуг. Слушание русской, татарской, марийской народной музыки по записи. Исполнение народных танцев в национальных костюмах. Апрель
8. Разучивание русской народной хороводной песни «Земелюшка-чернозем» Май
9. Участие в празднике, посвященном Дню защиты детей «Детский Семык». Июнь
Взаимодействие с семьей.
1 Групповое родительское собрание. УМК «Изучаем русский язык» текущие проблемы Сентябрь
2 У нас в гостях бабушки Октябрь
3 Занятие-игра с участием родителей «Экскурсия по селу Бима - на работу к мамам» Ноябрь
4 Консультация «Национально-региональный компонент в Бимском детском саду» Январь
5 Скачайте и смотрите мультики на татарском языке Февраль
5 Праздник, посвященный 8 Марта, с участием мам и бабушек. Март
6 Консультация «Детские телепередачи по телевидению Татарстана» Апрель
Преемственность со школой.
1. МО учителей начальных классов и воспитателей по теме «Развитие речи и ознакомление с окружающим» Октябрь
2. Шефский концерт учащихся Декабрь
3. Участие учителя географии на занятии по развитию речи. Март