маргарита пасечник
Дополнительное образование в ДОУ. Тандем взаимодействий: педагог-ребёнок-родитель
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование в ДОУ.
Тандем взаимодействий: педагог – ребёнок – родитель.
Залог успешных и результативных занятий — правильный старт, заданный в дошкольном возрасте. Стараний одного педагога недостаточно, родители юного танцора тоже должны быть вовлечены в процесс. Для педагогов и родителей в этой статье собрано несколько советов, следуя которым, можно избежать распространенных ошибок, которые часто приводят к разочарованиям.
Единая команда.
Публикация «Дополнительное образование в ДОУ, Тандем взаимодействий: педагог-ребёнок-родитель» размещена в разделах
Создать команду - первое, о чем нужно заботиться на старте. Ребенок должен чувствовать, что он не один, а у него есть единомышленники. Когда ребёнок видит, что твои увлечения поддерживают близкие, то понимает, что делает что-то важное.
Для достижения целей важно создать небольшую, но сплоченную команду. У каждого ее участника должна быть собственная зона ответственности. Педагог подготавливает и обучает своего подопечного, а тот, в свою очередь, трудится и выполняет поставленные задачи. Воспитание юного артиста и помощь в разных направлениях ложатся на родительские плечи.
К сожалению, практика показывает, что родители зачастую считают, что их роль заключается лишь в том, чтобы оплатить обучение, привести ребёнка на занятия и забрать после. Но в нашем деле это невозможно. Чтобы у ребёнка были успехи, нужно осознавать свою значимую роль в воспитании и развитии, быть сопричастным и вовлечённым в жизнь ребёнка, вкладывать не только материально, но и духовно.
Треугольник взаимоотношений.
Вероятность успеха будет нулевой, если никто из семьи ребенка никак не причастен к процессу его обучения. Это гиблый номер! Только тандем «педагог – ребёнок - родитель» будет работать! Без любой одной грани этого треугольника ничего не получится.
Модель треугольника взаимоотношений:
- педагог - ребёнок;
- ребёнок - родитель;
- педагог - родитель.
Модель является отличным примером для всех сторон, которым необходимо позитивно сотрудничать, чтобы достигнуть высоких результатов в развитии ребёнка:
1. Треугольник- это четкая модель, которая уверенно ставит ученика на первое место, во главу треугольника. А это значит, что все действия, которые совершают две остальные вершины треугольника, должны быть направлены только на эффективное обучение ребёнка.
Педагоги и родители должны выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей, а учитывая намерения юного танцора.
Если родители и педагоги позволяют своим ролям иметь приоритет, то мы имеем перевернутый треугольник, в котором взрослые образуют верхние две трети треугольника, а интересы ученика отходят на второй план.
2. В правильном треугольнике или модели развития взрослые (педагоги и родители) поддерживают юных танцоров.
3. Основной принцип трехстороннего общения заключается в том, что оно должно происходить на всех уровнях, но особенно важно звено родители –педагог. Это те, кто влияет на развитие ребёнка максимально (особенно в начале его пути).
4. Ребенок не может напрямую сломать треугольник отношений. Ребенок опирается на две основы треугольника, чтобы гармонично существовать. Его поведение обычно представляет собой сочетание стиля руководства педагога, отношения родителей и его собственной уникальной личности.
5. Идеальный треугольник: «ВСЕ разделяют и принимают общие цели и прилагают усилия, чтобы достичь их» и обязательно, их стили поведения сходятся и НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу.
Если родители выбрали педагога для ребёнка, то их действия должны быть согласованы и сонаправлены. Если педагог требует от ребёнка одного, а родители другого, то возникающее противоречие внутри ребёнка будет действовать на него разрушительно. К сожалению, мы всё чаще сталкиваемся с тем, что процесс обучения становится не чем иным, как «перетягиванием одеяла» между педагогами и родителями. Родители и педагоги не разделяют взгляды и намерения друг друга, а что в такой ситуации делать маленькому ребёнку?
6. На пути развития ребенка общение в «треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом и быть двунаправленным.
Поэтому педагог и семья ребенка должны постараться скоординированно сотрудничать.
Родители должны понимать, что деятельность педагога направлена не столько на формирование специфических качеств, необходимых для танцора, сколько на развитие ребенка как ЛИЧНОСТИ.
Некоторые родители воспринимают эту информацию некорректно. Поэтому вторая часть статьи содержит дополнения, чтобы исключить возможные недопонимания. Иногда родители не понимают сферу своей ответственности и помощи.
Взаимоотношения «ПЕДАГОГА - РОДИТЕЛЕЙ».
В чём роль родителей? Советы для родителей.
Доверие должно стать фундаментом отношений.
Необходимо помнить, что именно педагог является лидером, который планирует и организует весь учебный процесс. В наше время мы часто становимся свидетелями гиперучастия и всезнания родителей дела, которым занимаются их дети. Многие из них считают себя очень опытными в этом вопросе, ставя под сомнение решения педагога. Нужно понимать, что педагоги самостоятельно выбирают методики и формы обучения, наполняемость учебного процесса, ведут педагогический процесс, определяют требования и т. д.
Если родители ответственно подошли к выбору коллектива и педагогов для своего ребёнка, то никаких проблем не будет: их ожидания, намерения и принципы будут совпадать, и тогда легко будет работать и педагогам, и родителям, а дети будут стремительно развиваться. Но случается и обратное: уже после первого собрания родители осознают разногласия с принципами и целями воспитания и обучения данного коллектива, но остаются и пытаются изменить всю систему. К сожалению, ничем хорошим это не заканчивается, и здесь самое большое сожаление можно выразить детям, которые становятся невинными участниками недопонимания и недоверия взрослых.
Советы для родителей.
1. Поддерживайте детей и не бойтесь проявить настойчивость там, где это необходимо. Не позволяйте лени взять верх, помните, что ребёнок на занятиях трудится, и это тяжело, к этому нужно привыкнуть. Но именно труд облагораживает нас, дети, умеющие работать и преодолевать трудности, становятся чемпионами по жизни. Минутные желания и капризы ребёнка не должны стать основой для принятия больших решений. С уверенностью говорим, что почти все дети, родители которых проявили настойчивость в таких ситуациях и не сдались, стали через некоторое время фанатами дела и добились отличных результатов. Это тот случай, когда слишком сильная опека может навредить ребёнку. Родители должны держать свою безусловную любовь на расстоянии вытянутой руки, делая выбор.
2. Проявляйте заинтересованность и внимание к их результатам, разговаривайте и рассуждайте, объясняйте и мотивируйте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам. Маленькие победы ведут к большим успехам.
3. Станьте для них положительным примером. Дети копируют поведение взрослых и стараются во всем на них походить. Они перенимают их черты характера, манеры и даже речевую интонацию. Поэтому так важно, чтобы у них был достойный образец для подражания.
Лучшим началом будет пересмотреть свой режим дня и привычки. Несправедливо требовать от ребенка дисциплинированности, но при этом вести рассеянный образ жизни. Найдите время на несложные физические упражнения, зарядку, освободите холодильник от вредной еды. Это — хороший способ показать свое участие и заинтересованность в том, чем занимается ребёнок.
4. Не бойтесь временных неудач. Они нужны для выхода на новый уровень развития. Если вы демонстрируете уверенность в себе и оптимизм, ребёнок воспрянет духом. Печальное лицо матери или отца заставит его сомневаться в своих способностях.
Это не значит, что необходимо подавлять любое негативное чувство. Просто не дайте ему одержать над вами верх. Вы сможете предаться тягостным мыслям потом, когда рядом не будет человека, которому нужна ваша поддержка. Необходимо понять, что ошибки и поражения — неизбежные спутники всех людей. Вот только одних они ломают, а для других становятся источником уникального опыта. Не совершая промахов, мы не будем знать свои слабые места.
5. Не бойтесь корректно задавать интересующие вопросы педагогам. Педагоги всегда рады помочь и посоветовать.
6. Не обсуждайте педагога в присутствии ребёнка (это может подорвать авторитет не только наставника, но и родителя, доверяйте, помните, что уважение, доверие и согласованность действий – вот основа успеха.
Истинная цель занятий — не кубки и медали, и даже не выступления на сцене. Они лишь приятный бонус за проделанную работу, возможность продемонстрировать свои лучшие качества, приобретённые в результате ежедневных упорств и стараний. Физическая активность, прежде всего, укрепляет тело и дух. Качества, приобретенные многочасовыми занятиями, пригодятся на протяжении всей жизни. Уделяйте больше внимания всецелой концентрации детей на самом процессе, а не на достижении результатов или завоевании кубков. Мы живем в обществе, которое сконцентрировано на результатах и победах, но победы приходят в результате упорных тренировок и получения удовольствия от самого процесса. Учите ребенка сосредотачиваться и получать удовольствие от каждого урока, от каждого дня.