Детский сад
Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Система физического воспитания в дошкольных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.
Публикация «Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами - инструкторами по физическому воспитанию.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованная образовательная деятельность (как в детских садах, так и семье, свободная двигательная деятельность во время режимных моментов улучшают состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем дошкольников, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, повышают устойчивость детей к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи.
1. Оздоровительные задачи Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов (укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции и т. д.)
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
1. Образовательные задачи Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитательные задачи
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
В системе физического воспитания оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи взаимосвязаны и поэтому должны решаться обязательно в комплексе.
В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" от 30. 01.2002г. должны быть приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.
Стандартизация ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка. ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог, учредитель). Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. В связи с этим образовательная работа по «Физическому развитию» должна строиться с учетом потребности детей и заказов родителей.
В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, выполнением основных движений; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, физическое воспитание детей должно быть приоритетным не только в отдельно взятой образовательной организации, но являясь частью общегосударственной системы, быть основополагающим в развитии подрастающего поколения на всех этапах образования, начиная с дошкольного.
Необходимыми условиями совершенствования системы физического воспитания являются :
• улучшение материально-технической базы образовательных организаций : создание развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию, отвечающей современным требованиям (ТБ, СанПиН).
• создание условий для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования
• совершенствование профессиональной компетентности педагогов через изучение инновационных подходов по физической культуре, направленных на развитие личностной сферы дошкольников.
• повышение качества работы по физическому направлению и оздоровлению путем создания условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка-дошкольника через взаимодействие дошкольных учреждений с социальными партнерами (семья, больница, ФОК и другие институты города)
• формирование банка методических материалов педагогического опыта деятельности инструкторов по физической культуре, способствующего эффективной реализации направления физического развития дошкольников на современном этапе.
• внедрение инновационных проектов в систему физического воспитания и финансирование инновационной деятельности.
• внедрение информационных компьютерных технологий в систему физического воспитания детей
• осуществление преемственности детского сада и школы по физическому направлению в контексте ФГОС.
• совершенствование системы дополнительного образования дошкольников в образовательных организациях
• соблюдение принципа интеграции образовательных областей при проектировании воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию в дошкольном учреждении (Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте). Важно помнить, что физическая культура – не только средство развития физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка в условиях дошкольного учреждения принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Их умение методически правильно организовать и провести образовательную деятельность, проявить нестандартный подход к выбору форм и средств являются важными компонентами развития интереса к образовательной деятельности, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию следует учитывать следующие принципы:
1) использовать в образовательной деятельности (ООД и режимные моменты) формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускать искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей)
2) строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка
3) предоставить детям возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
4) создать необходимые условия для физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
5) оказывать необходимую поддержку родителям (законным представителям)
Подводя итог вышесказанному, расскажу о реализации системы физического воспитания в нашем учреждении для детей раннего возраста:
Дети раннего возраста наиболее подвержены разным заболеваниям, особенно в период адаптации. Но именно в возрасте до трёх лет детям необходимы движения, так как в это время формируются все основные системы и функции организма. Необходимость создания целостной системы физического воспитания в раннем возрасте обусловлена ещё и тем, что современные условия жизни способствуют снижению двигательной активности детей, снижению иммунитета, обострению заболеваний. В нашем учреждении сделаны следующие шаги по совершенствованию системы физического воспитания :
1) улучшение материально-технической базы: закуплено современное игровое и спортивное оборудование в групповые комнаты и на прогулочные участки (соответствует ФГОС, ТБ, СанПиН)
2) с целью профессионального роста педагогов в учреждении проходят мастер-классы, консультации, педчасы, дни здоровья. Ежегодно педагоги проходят КПК, аттестацию.
3) для детей планируются физкультурно-оздоровительные мероприятия (проходят ежедневно, ООД, спортивные праздники и развлечения, дни и недели здоровья. Большая работа проходит в ЛОП. При этом педагоги показывают своё мастерство, внедряя новые формы и методы работы с малышами раннего возраста. Распространён в работе педагогов метод проектов. Например, проект «Здоровый малыш» (физкультурно-оздоровительная работа) вылился в авторскую книгу «Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста».
4) Наше учреждение сотрудничает с центральной больницей, специалисты которой проводили медосмотры детей, а также консультировали родителей по интересующим их вопросам.
5) В нашем детском саду осуществляется и дополнительное образование – педагоги 1 младшей группы вели кружок «Крепыш» (физическое воспитание)
6) Широко ведётся работа с родителями по физическому воспитанию детей : для них также педагоги готовят разные формы сотрудничества: мастер-классы, спортивные праздники с участием родителей, видео-фильмы из жизни детей и т. д.
7) В условиях стандартизации возникла необходимость использования ИКТ воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели, инструктор по физической культуре в нашем учреждении применяют в работе с педагогами и родителями презентации, видеофильмы; ведётся работа на сайте
8) Педагоги повышают своё мастерство и распространяют опыт через СМИ (статьи в газетах, профессиональные конкурсы)
Конечно, в процессе реализации не всё так гладко, возникают трудности: требуется оснащение методического кабинета литературой по физическому воспитанию (в соответствии с ФГОС, компьютерной техникой (для совершенствования работы педагогов); отсутствует спортивный зал, а соответственно, невозможно приобрести стационарное спортивное оборудование (шведская стенка и пр., ограничена возможность формирования электронного банка методических материалов педагогического опыта деятельности инструкторов по физической культуре (из-за отсутствия дополнительного компьютера). Однако эти трудности не мешают работе педагогов, а только подстёгивают их к поиску новых решений в реализации системы физического воспитания. Чего и вам желаем! Успехов, творческих задумок, здоровых детей, понимающих родителей!