Евгения Тихоньких
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные методы и приёмы в обучении дошкольников элементам грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка по дополнительному образованию «Обучение дошкольников элементам грамоты».
С рождения ребё нка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Публикация «Программа дополнительного образования „Нетрадиционные методы и приёмы в обучении дошкольников элементам грамоты“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
А прежде чем ребёнок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, ор будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесённые сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции.
Ребё нок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.
Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.
Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает развитое речевое дыхание и нормальное звуко – и голосообразование. Например, иногда дети неправильно произносят звук «Р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка в произношении этого звука.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки от других.
В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции. Например звуки «с» и «з», «ш», «ж», другие имеют более грубые акустические различия («т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные (ть ит, с и сь).
Чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, нужно обеспечить чёткое благозвучное произнесение им слов и каждого звука отдельно, необходимо развивать речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слышать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоение ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально – ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения детьми словообразованием, осознание связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснить и толковать значение слов.
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения детей в детском саду, на актуальность и необходимость составления непосредственно-образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для осуществления эффективной работы по подготовке детей обучению грамоте, направленное на ознакомление детей со звуковой стороной слова, что является важнейшим условием усвоения ими грамматического строя русского языка. На непосредственно-образовательной деятельности следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием в практической деятельности.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их выделять и различать, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднён.
ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста видами речи: чтение, письмо, слушание, говорение, в основе, которой лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Помочь детям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа рассматривается в разных аспектах – философском, психологическом, педагогическом и собственно методическом. Преемственность выполняет роль связующего механизма между стадиями развития. Сущность преемственной связи состоит в сохранении тех или иных отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Связывая настоящее с прошлым и будущим, препоступательность возрастного развития (В. В. Давыдов). В педагогических теориях преемственность рассматривается с разных позиций: а)принцип обучения и воспитания, б) условия успешной педагогической деятельности, в) фактор, г)требование к организации учебно-воспитательного процесса.
НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ охватывает возрастной период с 3 до 7 лет, позволяет осуществить согласованный подход ко всем направлениям воспитания звуковой культуры речи.
Первое направление программы - работа с детьми. Обеспечивает воспитание звуковой культуры речи не только в непосредственно – образовательной деятельности, но в блоке совместной деятельности педагога и детей.
Второе направление – создание предметно – развивающей среды. Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она должна быть разнообразная и наполнена случайностями, требующая от ребёнка поиска, способ познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребёнок живёт со средой, среда оживляет и реализует ребёнка.
Третье направление – работа с родителями. Проводятся родительские собрания, на которых определяется направление сотрудничества семьи и ДОУ, обсуждение, анализ программы, знакомство с содержанием программы, дополнительные задания, индивидуальные консультации, информация в уголках для родителей.
За основу построения программы взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Изучить лингвистические и психологические основы обучения грамоте детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть основы для обучения грамоте : общеречевое развитие детей, развитие словаря, грамматический строй речи.
3. Выявить основные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Если подойти к работе по формированию грамматического строя речи, развитию связной и звуковой культуры речи с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс по подготовке детей обучению грамоте можно сделать более успешным и эффективным.
Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс непосредственно – образовательной деятельности, направленный на совершенствования работы по обучению грамоте дошкольников, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития детей;
- обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию дошкольников, установить связь обучения грамоте со всеми сторонами воспитательного процесса;
- получить высокие показатели в развитии дошкольника в целом.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается том, что разработанная система непосредственно организованной деятельности по обучению грамоте, включающая эффективные методические приёмы, овладения детьми дошкольного возраста широкими умениями в работе над звуковой стороной слова, свободном ориентировании словесного состава предложения и звуковом строении слова.
Определённая последовательность и содержание работы по обучению грамоте позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, что даёт возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателями детских садов.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ.
Коммуникация. Образовательные.
- учить владеть звуковой культурой речи, темпом, интонацией;
- формирование фонематического слуха;
- развитие произносительных умений;
- знакомство со слоговой структурой слова;
- формирование умения правильно строить предложение;
- использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться с конструкцией сложного предложения;
- формировать умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- расширять словарный запас детей;
- формировать и развивать звуко – буквенный анализ;
- подготовка ребёнка руки к письму.
Развивающие.
Развитие слухового восприятия, графических навыков, мелкой моторики, приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные.
Умение работать, самостоятельность при выполнении заданий, воспитание нравственных качеств, терпимости и доброжелательности по отношению к окружающим.
Продуктивная.
Развивать интерес к самостоятельной работе, радоваться достигнутому результату.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении организованной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно – образовательного учреждения.
2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу.
3. Подготовить детей к школе, способствуя:
-формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
-овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнения и обобщение, классификация);
-формирование умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
-формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
-развитию способности к саморегуляции поведения и появлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-овладению навыками речевого общения;
-развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Первый этап.
Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
Весёлые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков.
Каждую неделю ребёнок знакомится с одним из звуков русского языка. Порядок знакомства со звуками: сначала гласные, потом простые согласные, затем свистящие, шипящие, сонорные. По определённой схеме ребёнок учится произносить звук изолированно в словах, а затем и во фразовой речи.
Второй этап.
Этот этап решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки ребёнка к письму. Начинается он в старшей группе с детьми 5-6 лет. Реализация этой программы проходит в материале русского алфавита по общепринятым группам – гласные, согласные, звонкие и глухие, одиночные согласные, твёрдый и мягкий знак.
Ребёнок знакомится с буквой, которая обозначает звук и учится писать её в клетке. Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению слогов, а затем слов, предложений и небольших стихотворных текстов.
Третий этап.
Развивает интерес и способность детей чтению. Этот этап является заключительным и осуществляется в подготовительной группе с детьми 6-7 лет.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Организационный момент.
Цель.
Создание положительного настроя на образовательную деятельность, пробуждения интереса к познанию нового звука.
2. Сообщение темы.
Игровая форма сообщение темы не только пробуждает интерес к образовательной деятельности, но и направляет внимание к изучаемому звуку.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- уточнения артикуляции – положение губ, языка и зубов;
- показывается профиль звука;
- акустические признаки звука;
- образное сравнение (рычание и т. д.);
- обозначение цветными символами;
- определение места в звукобуквенном домике.
4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.
Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия (сочетание согласных с гласными).
5. Произношение звуков в словах.
Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти (нахождения звука в начале, середине или в конце слова).
6. Физминутка.
Снятие усталости, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Работа над предложением.
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и чёткости высказывания;
- анализ и синтез словесного состава предложения.
8. Произношение звука в связной речи.
- совершенствование навыков правильного произношения звуков в связной речи.
9. Обучение элементам грамоты.
- познакомить с буквой, учить читать слоги, слова, писать печатными буквами.
10. Итог.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Начало и конец дополнительного образования должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка целостности и завершённости познания.
Включать игры, которые соответствуют задачам.
Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляции общей активности.
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет.
Общее число занятий 32.
Продолжительность 15-20 минут.
Количество детей 12 человек.
Форма работы подгрупповая.