Алена Рыкалова
Дополнительная программа «Юные патриоты России»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная программа для воспитанников подготовительной к школе группы «Ягодка»
«Юные патриоты России»
Составитель:
Рыкалова А. А.
«Детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Почему возникла необходимость в разработке программы?
Публикация «Дополнительная программа „Юные патриоты России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программе, по которой работает коллектив детского сада, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3. Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формированию бережного отношения к природе;
• Воспитанию уважения к труду;
• Развитие интереса к русским традициям;
• Расширению представлений о городах России;
• Знакомству детей с символами государства;
• Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Толерантного отношения к другим народам.
Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы. Из массы впечатлений, получаемых ребенком, необходимо отобрать наиболее доступные ему.
Актуальность проблемы подтвердились проведенными мониторинговыми исследованиями среди педагогов, родителей и детей.
1. Цель и задачи программы.
Цель: Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию;
2. Сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания;
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России;
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага;
6. Воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Прокопьевске и стране России в детских видах деятельности.
2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.
Учебно-тематический план
Форма обучения – специально организованная непосредственно образовательная деятельность, в процессе которой дети получают знания, умения и навыки по изучаемым темам.
Общая трудоемкость программы составляет 32 зачетные единицы, 13 часов в год.
Календарный учебный график определяется расписанием.
Категория обучающихся: подготовительная к школе группа,
Режим обучения: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью - 30 мин,
Основные задачи и разделы
Раздел Задачи
1. Мой дом – моя семья Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
2. Приобщение к истокам Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. Родной край Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
4. Земля наш – общий дом Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
5. Защитники Отечества Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
6. Беседы о правах ребёнка Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
7. Открой себя Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Перспективное планирование
Сентябрь Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Цель: определение уровня знаний детей о Родине.
Октябрь 1. «Давайте познакомимся»
2. «Земля – наш общий дом»
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»
4. «Рассказ о Прокопьевске» Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.
Цель: расширить представление детей о природе Прокопьевска, его животном мире, воспитывать любовь к родному краю.
Ноябрь 1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»
2. «Щедрые дары природы»
3. «Если ты узнаешь Прокопьевск – не забудешь никогда»
(викторина)
4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине – России, стремление узнать природу Земли.
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Декабрь 1. «История возникновения герба родного посёлка»
2. «Что такое генеалогическое дерево»
3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.
1. Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.
2. Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.
Программное содержание :
1. Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.
2. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
3. Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.
Январь
Февраль 1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»
2. «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»
4.«Права и обязанности ребёнка»
1. «Как жили славяне»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия – Родину защищать» Программное содержание :
1. Ребёнок имеет право на охрану здоровья.
2. Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.
Программное содержание :
1. Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.
Программное содержание :
1. Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.
2. Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:
• гражданственности, патриотизма;
• представлений о нравственности;
• трудолюбия;
• экологической культуры;
• эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;
• коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
• физической культуры и навыков здорового образа жизни.
Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
Март 1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»
3. «Русские народные промыслы»
4. «Как живут в деревне? Добрые избы» Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.
Апрель 1. «Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки» Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Май 1. «День Победы»
2. «Мой поселок: вчера и сегодня»
3. «Поляна детства»
4. «Мы – патриоты» Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Оценочные материалы
Диагностика детей
Ф. и. ребенка
1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2. Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России
3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4. Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно- климатические зоны (тундра, лес
Виды ладшафта (горы, равнина)
5. Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки