Лариса Бокова
Дополнительная программа кружка «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района детский сад №8 «Звёздочка»
Принято на заседании Утверждаю Педагогического совета Заведующий МБДОУ
Протокол «___» от ___20 г. детским садом №8
___А. А. Зазнобина
Дополнительная общеобразовательная программа
«В гостях у сказки»
для детей 4-5лет.
Автор составитель:
воспитатель Бокова Лариса Юрьевна,
воспитатель Пученькина Алёна Владимировна
2019г.
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная программа кружка „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
-Устава МБДОУ детского сада №8 «Звёздочка».
Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию расширения читательского кругозора ребенка. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по дополнительной образовательной программе через театральную деятельность. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.).
Цель дополнительной рабочей программы обеспечить условия для нравственного воспитания творческих способностей, развитие речи, мышления и воображение детей через театральную деятельность.
Основными задачами программы являются :
1. Научить детей первоначальным основам театральной деятельности (учить передавать образы героев сказок).
2. Развивать опыт творческой деятельности, артистических способностей.
3. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
4. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге, к театру.
5. Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым.
Принципы реализации программы
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию расширения читательского кругозора ребенка:
1. изучение сказки;
2. исследовательская деятельность;
3. проигрывание, драматизация сказки;
4. коррекционные упражнения и игры по теме сказки;
5. завершение работы со сказкой, закрепление полученных знаний и результатов, подведение итогов.
Методы обучения: наглядные (показ, демонстрация, словесные (чтение художественной литературы, беседы и т. д., практические (инсценировка, драматизация и т. д., игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация).
Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Срок реализации программы :
Программа рассчитана на воспитанников в возрасте 4-5 лет. Во время кружковой работы каждый ребенок задействован в процессе изучения теоретического и практического материала. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации программы с сентября по май.
Планируемые результаты освоения программы :
-развитие интереса к русской литературе;
-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативных навыков;
-совершенствование выразительности и связной речи детей;
-содействие творческому развитию детей;
-развитие эмоциональной отзывчивости;
-уметь выразительно передавать образы героев сказок;
-уметь узнавать и изображать злость, радость и т. д., отмечать их характерные особенности;
-выступать перед родителями и детьми своей группы с инсценировками.
Содержание программы отражено в содержании учебно-тематического плана. (общее содержание)
Программа составлена с учетом интеграции по следующим образовательным областям:….«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).» Социально-коммуникативное развитие» обеспечивает условия для нравственного воспитания детей. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым. «Художественно-эстетическое развитие» познакомить детей с творческими профессиями (артист, художник,композитор, писатель). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка.
Тематическое планирование
№ Месяц Название темы Содержание Всего занятий
1 Сентябрь
Театр: кукольный театр. 1. Знакомство с понятием
(показ слайдов, картин, фотографий).
2. Познакомить детей с устройством театра, сценой, занавесом, зрительным залом
.3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»
Просмотр сказки на магнитах " Три медведя»
4. Прослушивание аудиозаписи «Три медведя»
4
2 Октябрь «Настольный театр». 1. Знакомство с понятием настольный театр. «Три поросёнка» - инсценировка сказки.
2. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
3. Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят».
4. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят». 4
3 Ноябрь Театральные профессии. 1. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер.
2. Просмотр видеопрезентации «Театральные профессии».
3. Рассказывание детьми русской народной сказки «Гуси лебеди».
4. Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди».
4
4 Декабрь Новогодняя карусель «Путешествие по знакомым сказкам». 1. Инсценировка сказки «Рукавичка». 2. Подготовка к спектаклю «Рукавичка».
3. Показ спектакля для родителей.
4. Игры: на развитие мимики: «Подарок». 4
5 Январь Календарные обрядовые песни.
. 1. Дыхательное упражнение «Как подул Дед Мороз»
2. Разучивание календарных обрядовых песен: «Коляда, коляда, ты подай пирога…».
3. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. 3
6 Февраль «Театр теней».
1. Беседа о теневом театре.
2. Просмотр мультфильма «Теремок»
3. Разучивание слов героев сказки «Теремок».
4. Показ теневого театра по сказке
«Теремок»
4
7 Март Пальчиковый театр. 1. Знакомство с пальчиковым театром.
2. Пальчиковый театр. «Колобок»; «Три поросёнка».
3. Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
4. Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух» 4
8 Апрель «Русский фольклор».
1. Инсценировка сказок «Колобок»,
«Репка», «Маша и медведь».
2. Разыгрывание мини-сценки «Мыши».
3. Чтение сказки «Непослушная Маша»
4. Беседа по содержанию сказки «Непослушная Маша». Разбор значений фразеологизмов.
5. Рассказывание детьми сказки по частям.
5
9 Май «Маленькие актеры». 1. Викторина «Мой маленький театр»,
2. Разыгрывание по ролям имитация движений по сказке К. И Чуковского «Тараканище».
3. «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки. 3
Для определения результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы по художественной направленности «В гостях у сказки» используется педагогическая диагностика: проводится 2 раза в год: в октябре и в мае.
Критерии отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.
Высокий:
- Знает виды театров;
- Владеет интонационной выразительностью речи;
- Владеет выразительностью жестов и мимики;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Проявляет инициативу и творчество.
Средний уровень:
- Знает виды театров;
- Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
- Владеет выразительностью жестов и мимики;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.
Низкий уровень:
- Знает виды театров;
- Слабо выражена интонационная выразительность речи;
- Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
Занятия с воспитанниками проводятся в группе. В группе созданы условия, соответствующие требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями). С целью создания оптимальных условий для формирования у воспитанников интереса, любознательности и познавательной активности в процессе освоения программы, имеется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда:
• столы, стулья;
• интерактивная доска;
• презентации (по темам занятий);
Методическая литература;
• оборудование: дидактические игры
художественная литература;
иллюстрации к сказкам;
аудиозаписи;
видеозаписи мультфильмов по сказкам;
игры;
декорации к сказкам;
костюмы сказочных героев;
атрибуты.
Список литературы
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. –
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.
6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5
7. 1Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.
8. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с.
10. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.
11. Михайлова, М. А. Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы [Текст] / М. А. Михайлова. – М. : Академия-Пресс, 1999. – 242 с.
12. Нам весело [Текст] : сборник материалов по развлечениям в детских садах / сост. Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1973. – 207 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика Синтез, 2009. – 208 с.
14. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья», 2005. – 84 с.
15. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.
16. Фёдорова, Г. П. На златом крыльце сидели: игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Фёдорова. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
17. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам
[Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М. : Сфера, 2014. – 48 с.