Елена Кириченко
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный интеллектуал» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по развитию логического мышления
«Юный интеллектуал».
в группе детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Юный интеллектуал“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители, часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность.
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы.
Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии, согласно ФГОС.
Принцип построения программы
1. Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям
детей.
2. Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3. Личностно – ориентированный подход к детям.
4. Изучение интересов и потребностей детей.
5. Практическое участие и наглядное оформление.
6. Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Задачи.
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Сроки реализации программы
Количество детей
Режим занятий
учебный год 10 – 15 детей
2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут
Формы и приёмы работы.
Для эффективности работы по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;
Словесные: рассказы, беседы, загадки;
Примерная структура занятий.
разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Содержание программы.
Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:
- развитию воображения и творческой активности;
- формированию познавательных действий, становлению сознания;
- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формированию первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .
Краткое описание разделов.
(Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностий. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потомучто деревья качаются».Верно ли это) Решение логических задач.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сентябрь 1) Логика. Что это такое?
2) Загадки. Анализ построения.
3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.
4) Цвет. Форма. Размер.
Октябрь 1) Вкус. Запах. Материал.
2) Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
3) Сравнение. Сериация. Вид – род.
4) Отрицание. Ограничение.
Ноябрь 1) Обобщение. Классификация.
2) Что лишнее? Чего не хватает?
3) Придумывание загадок.
Декабрь 1) Алгоритм отгадывания.
2) Суждения.
3) Умозаключения.
4) Ожившие фигуры. Преобразования.
Январь 1) Чего на свете не бывает?
2) Логика в математике.
3) Логика и наша речь.
Февраль 1) Логика в окружающем мире.
2) Ощущения. Восприятия. Представления.
3) Понятие. Абстрагирование.
Март 1) Слова. Определения.
2) Части – целое. Причина – следствие.
3) Последовательность. Противоположность.
4) Количественные и качественные соотношения предметов.
Апрель 1) Логические пары. Логические цепочки.
2) Сочинение на заданную тему.
3) Чего только не услышишь.
4) Взгляд с позиции другого.
Май 1) Нелогичные ситуации.
2) Поиск способов применения предметов.
3) Логические примеры и логические задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
Название занятия Задачи занятия Ход занятия
(см. Приложение)
Сентябрь 1. «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. Знакомство с предметом «логика». • Игра «Я знаю…»(с мячом)
• Упражнение «Кто наблюдательнее?»
• Беседа о временах года.
• Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная).
• Графическое упражнение.
2. Загадки.
Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. • Беседа о загадках.
• Классификация загадок.
• Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
• Игра «Где игрушка?»
• Беседа о временах года «Когда это бывает?»
• Графическое упражнение.
3. Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. • Беседа о предметах которые нас окружают.
• Упражнение «Определи предмет на ощупь»
• Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
• Игра «найди отличия»
• Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
• Графическое упражнение.
4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. • Повторение предыдущей темы, вычленение первых трё х признаков предметов: цвет, форма, размер.
• Упражнение «Кто наблюдательнее?»
• Игра «Круг, треугольник, квадрат»
• Игра «Определи фигуру»
• Игра «Цвет»
• Графическое упражнение.
Октябрь 5. Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. • Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
• Игра «Угадай на вкус»
• Игра «Определи по запаху»
• Упражнение «Что из чего?»
• Упражнение на выделение признаков предметов.
• Графическое упражнение на тренировку памяти.
6. Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. • Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому – либо признаку.
• Игра «Живое – неживое»
• Упражнение «Предметное лото»
• Упражнение «Продолжи предложение»
• Закрепление знаний о сезонных явлениях.
• Графическое упражнение.
7. Сравнение. Сериация. Вид – род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид – род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. • Закрепление всех признаков предметов.
• Упражнение «Цепочка слов»
• Изучение и знакомство с новыми понятиями.
• Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.
• Игра «Найди родню»
• Упражнение «Доскажи словечко»
• Графическое упражнение на тренировку памяти.
8. Отрицание. Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. • Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы – птицы – звери»
• Упражнение «Наоборот»
• Работа с предметами. Игра «Что загадали?»
• Игра «Определи фигуру»
• Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)
• Графическое упражнение.
Ноябрь 9. Обобщение. Классификация. Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. • Упражнение «Продолжи ряд».
• Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».
• Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.
• Игра «Подбери по смыслу»
• Игра «Круг – кружочек»
• Графическое упражнение
10. Что лишнее? Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. • Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.
• Упражнение «Пропущенные фигуры»
• Игра «Чего без чего не бывает»
• Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»
• Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»
• Графическое упражнение по образцу «Закономерность»
11. Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. • Работа с различными видами загадок.
• Разгадывание ребусов, шарад
• Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.
• Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.
• Игра «Лото загадок»
• Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»
Декабрь 12. Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. • Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
• Установление алгоритма отгадывания.
• Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»
• Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)
• игра «Цепочка слов»
• Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»
13. Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. • Игра «Хорошо – плохо»
• Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.
• Упражнение «Вопрошайка»
• Игра «Интеллектуальный теннис»
• Упражнение «Закончи предложение – выскажи суждение»
• Графический диктант.
14. Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. • Игра «Что сначала, что потом»
• Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.
• Упражнение «Вывод»
• Упражнение «По какому признаку?»
• Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она»
• Графический диктант.
15. Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. • Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»
• Игра «Танграм», «Колумбово яйцо»
• Знакомство с «Фабрикой преобразований»
• Игра «Ожившие фигуры»
• Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»
• Упражнение на тренировку памяти.
Январь 16. Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. • Беседа по теме «Так бывает или нет?»
• Упражнение «Нелепицы»
• Игра «Слова, которых не бывает»
• Упражнение «Чего на свете не бывает?»
• Игра «Исправь ошибку»
• Графическое упражнение «Фантазия».
17. Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. • Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки»
• Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).
• Упражнение «Сосчитай фигуры»
• Упражнение «Форма. Размер. Цвет»
• Игра «Ошибка художника»
• Диктант на внимание и мышление.
18. Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. • Игра «Назови слово»
• Коварная викторина про слова.
• Игра «Цепочка слов»
• Упражнение «Продолжи рассказ»
• Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
• Расшифруй и напиши слово.
Февраль 19. Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. • Упражнение «Сравним картинки»
• Игра «Что где лежит?»
• Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»
• Упражнение «Придумай название»
• Чтение произведения о временах года.
• Графическое упражнение.
20. Ощущение. Восприятие. Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей, пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. • Беседа по теме.
• Игра «Чудесный мешочек»
• Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»
• Задания с палочками.
• Упражнение «Соедини картинки и слова»
• Графическое упражнение.
21. Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т. е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. • Упражнение «Объясните понятие»
• Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»
• Игра «Что на что похоже»
• Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
• Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»
• Графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).
Март 22. Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. • Беседа по теме.
• Упражнение «Дай определение»
• Игра «Закончи предложение»
• Упражнение «Соедини слова»
• Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»
• Графическое упражнение.
23. Часть – целое. Причина – следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. • Отгадывание загадок.
• Игра «Рассеянный художник»
• Упражнение «Кому, что?»
• Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»
• Упражнение «Установи причину событий»
• Графическое упражнение «Закончи рисунок»
24. Последовательность. Противоположность. Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. • Игра «Круглый год»
• Упражнение «Последовательность»
• Творческое задание «Проектировщики и строители»
• Упражнение «После, потом, сейчас»
• Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»
• Графическое упражнение «Закончи узор»
25. Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. • Беседа по теме.
• Игра «Где игрушка»
• Упражнение «Прочитаем сказку»
• Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»
• Объяснение смысла пословиц.
• Графическое упражнение «Разноцветные бусы»
Апрель 26. Логические пары. Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой – либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. • Упражнение «Найди пару»
• Игра «Цепочка слов»
• Игра «Что сначала, что потом»
• Упражнение «Найди сходство»
• Игра «Логические цепочки»
• Графическое упражнение «Укрась кубики»
27. Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. • Беседа по теме.
• Игра «Угадай героя сказки»
• Игра «Зашифрованное слово»
• Упражнение «Сочиняем наоборот»
• Сочиняем сказку «Загадочный ящик»
• Графическое упражнение «Два Замка»
28. Чего только не услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. • Беседа по теме «Звуки вокруг нас»
• Игра «Испорченный телефон»
• Игра «Переведите с детского языка»
• Упражнение «Каскад слов»
• Разучивание и повторение скороговорок.
• Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»
29. Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. • Игра «Фотограф»
• Упражнение «Сыщики»
• Весёлая этимологическая викторина.
• Игра «Хорошо – плохо»
• Взгляд с позиции другого.
• Графическое упражнение «Зеркало»
30. Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. • Игра «Кто что делает?»
• Игра «Чепуха»
• Игра «Бывает – не бывает»
• Упражнение «Найди ошибку в рисунках»
• Игра «определи, что здесь изображено?»
• Графическое упражнение «Нарисуй по точкам».
31. Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. • Игра «Поиск общих свойств»
• Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
• Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
• Упражнение «Новая жизнь старых вещей»
• Игра «Как это можно использовать?»
• Графический диктант.
32. Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. • Логические задачи.
• Весёлые задачки для маленьких умников.
• Упражнение «Найди закономерность»
• Коварная викторина про слова.
• Игра «логический домик»
• Графическое упражнение «Штриховки»