Светлана Миронова
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей от 6 до 7 лет бисероплетению
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по обучению
детей от 6 до 7 лет бисероплетению
«Бисероплетение».
Срок реализации программы : 1 год
Руководитель: Миронова Светлана Григорьевна
г. Ижевск, 2020 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность образовательной программы.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
1.3. Цели, задачи и принципы образовательной программы.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей от 6 до 7 лет бисероплетению» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
1.5. Сроки реализации образовательной программы.
1.6. Формы реализации программы.
1.7. Метод обучения.
2. Учебный план.
3. Содержание программы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы.
5. Описание материально – технического обеспечения программы.
6. Список используемой литературы.
1. Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский
На протяжении всей истории человечества народное искусство былo неoтъемлемой частью национальной культуры. Нарoдное искусствo сохраняет традиции преемственности пoкoлений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
1.1. Направленность образовательной программы
Настоящая программа относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир. В зависимости от совершенствования умений и навыков, воспитанников можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную «я – концепцию».
Актуальностьпрограммы заключается в возможности дать каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 6-7 лет. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Рабочая программа построена так, чтобы дать дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У детей развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности в работе используют разработку эскиза и схемы изделия.
1.3. Цели, задачи и принципы образовательной программы
Цель дополнительной образовательной программы :
Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства, создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.
Задачи программы.
Образовательные:
1. Познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером.
2. Обучать различным видам и техникам плетения бисером.
3. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
4. Обучать навыкам и умению работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила техники безопасности.
5. Обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно.
Развивающие:
1. Раскрытие творческого потенциала, творческой активности детей.
2. Развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.
3. Формирование художественно-эстетического вкуса.
4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.
Воспитательные:
1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества.
2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
3. Воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.
Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:
• систематичности;
• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• доступность материала;
• наглядности;
• закрепления приобретенных умений;
• обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
В реализации данной программы участвуют дети 6 - 7 лет. Состав обучающихся в течение года постоянный, но могут приходить новые воспитанники. Количество детей в группе не превышает 10 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога
1.5. Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. В первый год обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, знакомясь с имеющимся у педагога методическим материалом.
Сначала изучаются методы и приемы плетения украшений и игрушек из бисера. Дети получают представление о сочетании материалов. Основной целью обучения является овладение практическими навыками бисероплетения.
Дети знакомятся со спецификой работы с материалом, результатом освоения данного этапа является умение изготавливать простые изделия. Выполненные изделия являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладение программным материалом. Отличительной особенностью данной программы является и то, что предусмотрено не только изучение отдельных видов техник бисероплетения, но и их сочетание в одной работе.
1.6. Формы реализации программы
-практическое занятие;
-творческая мастерская;
Примерная структура занятия:
1. Вводный инструктаж к началу работы. Повторение правил техники безопасности.
2. Беседа. Обсуждение этапов и хода работы.
3. Подбор материала для выполнения работы.
4. Практическое выполнение изделия. Оформление.
Структура занятия варьируется в зависимости от целей и задач, однако обязательными элементами каждого занятия являются:
• упражнения на развитие творческих способностей;
• элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепление зрительно – двигательных мышц;
• релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
Творческая работа включает в себя:
1. сбор материала по теме;
2. работу над эскизами;
3. методы разработки орнамента;
4. решение композиции в цвете;
5. выполнение технического рисунка;
6. выполнение изделия.
1.7. Методы обучения :
Словесные (рассказ, объяснение, разбор нового материала, анализ образцов, инструктаж).
Наглядные (объяснение с использованием наглядности, демонстрация, электронная презентация).
Практические (показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, выставка).
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений).
Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения).
Метод релаксации.
Формы организации познавательной деятельности воспитанников: индивидуальные, коллективное творчество.
2. Учебно–тематический план программы «Бисероплетение»
Срок обучения : 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю (34 часа в год)
№ п. п. Наименование разделов Тема
Кол-во занятий Форма проведения
1 Введение в промысел. 1. Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. 1
Лекция – путешествие
2 Низание в одну и в две нити. 2.1. Ознакомление с технологической картой-схемой.
2.2. Ознакомление с видами плетения.
2.3. Плетение простых цепочек.
2.4. Ознакомление с принципом плетения в 2 нити.
2.5 «Браслет 1».
2.6 «Браслет 2». 1
1
1
1
1
Комбини-рованные занятие
Практические занятия
3 Мозаичная техника плетения
3. Мозаичная техника.
«Совушка»
3.1 Плетение жгута
«Колечко»
3.2. «Конфета» 1
1 Комбини-рованное занятия
Практические занятия
4 Плоское параллельное плетение на проволоке. 4. Плоское параллельное плетение на проволоке.
4.1. «Гусеница»
4.2. «Лошадка»
4.3. «Рыбка»
4.4. «Дед Мороз»
1
2
2
3 Комбини-рованное занятие
Мастерская
5 Объемное параллельное плетение на проволоке. 5. Объемное параллельное плетение на проволоке.
5.1.»Ящерица»
5.2.«Зайчик»
5.3 «Щенок»
2
3
3 Комбини-рованное занятие
Урок – сказка
Мастерская
6 Техника плетения 6. Техника плетения дугами
6.1. Плетение букета «Ромашки» –коллективная работа
3 Комбиниро-ванное занятие
7 Веточка бисера 7. Техника плетения веточки из бисера на проволочной основе.
7.1 «Веточка из пайеток», 2
2 Комбиниро-ванное занятие
Мастерская
8 Самостоятельная творческая работа «Полет фантазии» 2 Самостоя-тельная творческая работа.
9 Итого 34 34 часа
3. Содержание программы
Особенности реализации программы.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Бисероплетение» предназначена для первого года обучения детей 6-7 лет.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы дети хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, предложить детям сделать небольшую самопрезентацию своих работ.
В программу входят следующие разделы:
- Введение в промысел.
- Низание в одну и в две нити.
- Плоское параллельное плетение на проволоке.
- Объемное параллельное плетение на проволоке.
- Техника плетения дугами.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Обучение детей бисероплетению должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы»).
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание», переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»)
5. Описание материально – технического обеспечения программы
Материально – техническое обеспечение Дидактико – методическое обеспечение
Материалы:
- бисер разных размеров и оттенков, бусины, стеклярус, рубка, пайетки,
- атласные ленты
Инструменты:
- ножницы;
- проволока тонкая
- леска
Приспособления:
- емкость для хранения рабочего материала
- х/б салфетки Учебно – наглядные пособия:
- технологические карты по основам выполнения плетения;
- схемы, рисунки узоров изучаемых видов плетения бисером.
-эскизы композиций.
-коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ, ксерокопий, фотографий;
– соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света;
Раздаточный дидактический материал:
- схемы, эскизы будущих работ,
- заготовки для будущих поделок.
Методический фонд и средства обучения :
- авторские работы по изучаемому творчеству;
- тематические беседы, - конспекты занятий,
- диагностика
-методический материал по предлагаемым темам работы. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций и прослушивания на занятиях музыкального фона: компьютер, колонки, мультимедийный проектор, DVD.
Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Н. В. Плетение из бисера. – Н. Новгород, 20016
2. Ануфриева М. Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 2011.
3. Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М. : Культура и традиция, 2014 г.
4. Базулина Л. В., Новикова И. В. Бисер. – Ярославль, 2000.
5. Баскова Т. Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2012
6. Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
7. Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 2007.
8. Божко Л. А. Бисер. – М. :Мартин, 2000 г.
9. Виноградова Е. Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
Электронные образовательные ресурсы:
1. www.biser.info
2. biCer.ru
3. www.biserland.ru
4. biseropletenie.com
5. www.magic-beads.ru
6. ru.wikipedia.org/wiki/
7. onlybiser.ru