Варвара Карамзина
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная Палитра»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
Возраст: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог дополнительного образования
Карамзина Варвара Гаврильевна
г. Якутск
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы 5
1.3 Цели и задачи программ 5
1.4 Условия реализации программы 6
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Песочная Палитра“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.5 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 9
1.6 Мониторинг 10
II. Содержательный раздел
2.1 Объем образовательной нагрузки 11
2.2 Учебно-тематический план 11
2.3 Перспективный план работы 12
III. Организационный раздел
3.1 Работа с родителями 13
3.2 Список литературы и материально-технического обеспечения 13
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Нополезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, гдеребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать,фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческаяличность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опиратьсяна себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся бытьсчастливым!Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания,которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоцииявляются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в
себе.
Программа «Песочная палитра» имеет психокоррекционную, развивающую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития эмоциональной ипознавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятийспособствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевойдеятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
В работе используется не просто песочница, это синтез современныхкомпьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, позволяют наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс. Жизнь ребенка очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить информационно-компьютерные устройства. Он многим интересуется ио многом рассуждает. В то же время ребенок по – прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление кинтеграции. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно – эпидемиологическиетребования к устройству содержания и организации режима работыдошкольных образовательных организаций».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5. Образовательная программа дошкольной образовательной организации.
6. Устав ДОО.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразностьпрограммы.
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Данная программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ.
Актуальность предлагаемой программы базируется на материалах научных исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы :развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Задачи:
Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
Сформировать навыки умения слушать говорящего.
1.4. Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 года реализации. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 15 - 20 минут и периодичность 1 раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3940-13. А так же необходимо соблюдать специальные принципы организации игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
Занятия проводятся с малой развивающей группой 8 человек. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Целевая группа: занятия ориентированы на детей дошкольного возраста 3 - 5 лет.
Основное содержание групповых занятий:
Обучающие игры:Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Познавательные игры:С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.
Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга:
Вводный (октябрь)
Текущий (в течение всего учебного года)
Промежуточный (январь)
Итоговый (май)
Для оценки эффективности используются программа мониторингавключающая следующие психологические диагностические методы:
Метод наблюденя;
Методика самооценки «Лесенка».
Методическое обеспечение образовательной программы :
Методы и приёмы
I. Виды познавательных игр в песке:
• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
• игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Примерная структура занятия:
I. Вводная часть занятия в детском саду:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной целизанятия.
III. Заключительная часть занятия:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
3. Ритуал прощания.
1. Оргмомент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
2. Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была Дети, поняли меня?
3. Ход занятия в детском саду.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
- Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
- Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
1.5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты:
Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастит желание экспериментировать.
Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
Ребенок способен слушать своего собеседника.
1.6. Мониторинг развития ребенка дошкольного возраста по программе
дополнительного образования детей «Песочная палитра»
№ Критерии Методы диагностики
п/п
I. Диагностика уровня развития предметных результатов
1 Владение предметными знаниями по направлению образовательной деятельности Авторский тест «Что я знаю о песке?»
2 Опыт предметной деятельности Анализ построек детей из песка и наблюдение педагога за степенью владения опытной деятельностью
II. Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов
1 Регулятивный компонент: оценка инициативности, самостоятельности, умения осуществлять контроль работы, её коррекцию. Наблюдения за деятельностью и общением воспитанников с целью изучения инициативности, самостоятельности, способности контролировать свою работу; цветовой тест Люшера
2 Коммуникативный компонент: анализ развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества Методика «Изучение коммуникативных умений»
3 Познавательный компонент: диагностика логического мышления; произвольного внимания; памяти. Методика «Узнай фигуры»
III. Диагностика уровня достигнутых личностых результатов
1 Самоопределение детей: анализ самооценки Тест: «Лесенка»
2 Морально - этическая ориентация: определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально- этических проблем, оценки своих поступков Наблюдение педагога за поведением детей и опрос с целью определения морально - этической ориентации ребенка
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Объём образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 2 года реализации, возраст от 3 - 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.2. Учебно-тематический план.
№
п/п Разделы и темы занятий Группы Количество
занятий
1 Вводная часть
2 младшие
Средние
1
1.1
1.2 Знакомство с волшебным песком и правилами поведения, знакомство со свойствами песка 1
2. Животные
2 младшие 2
2.1 Домашние животные 1
2.2 Дикие животные, зоопарк
Животные Африки, зоопарк Средние 1
3 Цифры и счет
2 младшие 2
3.1 Цифра 1 1
3.2 Цифра 1, Цифра 2 Средние
1
4 Цвета
2 младшие 2
4.1 Закрепление основных цветов. Цветы 1
4.3 Закрепление цветов. Бабочки Средние 1
5 Времена суток
2 младшие 2
5.1 День, ночь 1
5.2 День и ночь, сравнение Средние 1
6 Вулканы
2 младшие 2
6.1 Что такое вулкан? 1
6.3 Вулканы и животные живущие по соседству Средние 1
7 В стране сказок
2 младшие 2
7.1 «Колобок» 1
7.2 «Теремок» Средние 1
2.3. Перспективный план работы
Группа Месяц Тема Задачи
2 младшая Октябрь Знакомство с волшебным песком и правилами поведения, знакомство со свойствами песка Познакомить детей с интерактивной песочницей.
средняя
2 младшая Ноябрь Домашние животные Познакомить и закрепить знания о домашних животных, Познакомить с повадками. Развивать речь.
средняя Дикие животные, зоопарк Закреплять знания о диких животных, познакомить с понятием зоопарк.
2 младшая Декабрь Цифра 1 Познакомить с цифрой 1. Дать понятие числу 1.
средняя Цифра 1, Цифра 2 Закреплять знание цифре 1. Познакомить с цифрой 2
2 младшая Январь День, ночь Дать понятия о времени суток. Развивать речь
средняя День и ночь, сравнение Закреплять знания, сравнивать времена суток
2 младшая Февраль Что такое вулкан? Дать понятие о Вулкане, особенности.
средняя Вулканы и животные живущие по соседству Дать понятие о вулкане, как происходит вулкан
2 младшая Март Закрепление основных цветов. Цветы Закреплять понятие о цветах, Зачем они. Познакомить с видами цветов.
средняя Закрепление цветов. Бабочки Закреплять знания о цветах. Развивать связную речь.
2 младшая Апрель «Колобок» Учить детей производить сказку через интерактивную песочницу. Развивать мелкую моторику
Средняя «Теремок» Закреплять знание о сказке. Учить детей производить сказку через интерактивную песочницу. Развивать мелкую моторику Развивать связную речь.
III. Организационный раздел
3.1. Работа с родителями.
Посещение родительских собраний, индивидуальные консультации для родителей и воспитателей «Песочная палитра», открытое занятие.
3.2. Список литературы и материально-техническое обеспечение.
1. Зинкевич - Евстегнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2010. - 176 с.
2. Зинкевич - Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. - 340 с.
3. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
4. Кузуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. - 61с.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176.
6. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально - коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. - 122 с.
7. Панина А. А. Программа дополнительного образования детей «Песочная палитра», Томск, 2015г.
Материалы и оборудование песочницы
Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Кварцевать лампой 1 раз в неделю, менять песок 1 раз в год. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
• Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории, причем как реальных, так и воображаемых.
• Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
• Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
• Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
• Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
• Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
• Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
• Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
• Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
• Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
• Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
• Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки. Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием краткообъясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина - в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Для игр с песком можно использовать:
• Традиционные материалы: совочки, формочки, машинки, различные "сокровища" буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами)
• Бросовый материал: пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц
• Приспособления:
«расчески» для песка из пластиковых лотков
«разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки).