Елена Стребкова
Дополнительная общеразвивающая программа «Логика и математика» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Логика и математика“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился. Такие игры способствуют развитию у ребенка умения мыслить с помощью таких логических приемов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность малыша – игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь, он лучше запоминает материал.
Программа математического кружка «Логика и математика» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой. Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад №22».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка (одобрена в 1989 г.)
• Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 23.07. 2013);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 20 июля 2015 года).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Устав МДОУ.
Программа опирается на общепедагогические принципы:
• Системности – занятие проводится в определенной системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
• Доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
• Наглядности - создание у детей полного представления о разучиваемом материале и способствование лучшему его усвоению;
• Комплексности и интегрированности – решение развивающих задач в системе всего учебно – воспитательного процесса;
• Личностной ориентации – учет разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника; умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
Цель: Повышение у детей интереса к математике, развитие логического мышления, формирование навыков учебной деятельности.
Задачи:
• Формировать умения оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;
• Содействовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
• Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цифрах и разнообразных линиях;
• Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений;
• Поддерживать стремление к самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
Адресат
Данная рабочая программа обеспечивает гармоничное развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе 5 лет. Программа может быть полезна воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования.
Методы:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
• Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
• Показ мультимедийных материалов.
Методическое обеспечение:
• комплекты блоков Дьенаша.
• комплекты палочек Кюизинера.
• счетные палочки.
• Игра «Сложи квадрат» на каждого ребенка.
• Игра «Разноцветные квадраты» на каждого ребенка.
• демонстрационный материал.
• альбомы для занятий с блоками Дьенеша.
• тетради, карандаши.
• мольберт.
• мультимедийная техника.
Продолжительность программы:
Программа реализуется в течение одного учебного года и рассчитана на 22 часа. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.
Учебный план:
№ Наименование модулей Количество часов Формы проведения промежуточной аттестации
1. Вводная диагностика 2 Диагностическое занятие
2. Развивающие занятия 18 Наблюдение.
3. Итоговая диагностика 2 Диагностическое занятие
Всего 22
Организационно – педагогические условия реализации программы:
Форма проведения занятий – игровая. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений. Представленный ниже методический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Принципы проведения занятий:
• системность подачи материала,
• наглядность,
• цикличность построения занятия,
• доступность,
• развивающий и воспитательный характер предлагаемого материала.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержание занятий:
Каждое занятие включает от 3 до 5 заданий, в зависимости от сложности и необходимого времени для выполнения задания. Это позволяет менять деятельность во время одного занятия, последовательно знакомиться с различными играми и головоломками, достигать во время занятия несколько небольших целей.
Занятия могут включать следующие виды деятельности:
- задания с блоками Дьенеша.
- задания с палочками Кюизеенра.
- задания со счетными палочками.
- головоломки «Сложи квадрат» и «Разноцветные квадраты».
- занимательные вопросы и задачи.
- логически таблицы и различные задания на печатной основе, например, «какая фигура лишняя?».
Ниже приведены цели, которые характерны для каждого случая использования игры.
В планировании занятий указаны частные цели в том случае, если они есть.
Цели для игры «Сложи квадрат»:
1. игра знакомит с цветом, формой, количеством деталей.
2. знакомит со способами образования геометрических фигур, способствует развитию зрительного восприятия, речи, пространственных представлений.
3. позволяет решать дидактические задачи по составлению целостной фигуры, выделению части на полном изображении.
4. развитие мелкой моторики.
Цели для игры «Разноцветные квадраты»
1. в игре всего одно правило: соприкасающиеся стороны должны иметь одинаковый цвет.
2. учить детей рациональному использованию квадратов (однотонные пытаться использовать в 1 очередь).
3. закреплять навыки счета.
4. учить анализировать образец контура букв и составлять контуры букв.
Цели для игр «Логические таблицы».
1. развивает логическое мышление.
2. Учит анализировать.
3. Развивается умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять признаки одного ряда с признаками другого.
Цели для игр со счетными палочками:
1. учить решать головоломки 3 групп (на составление заданной фигуры из определенного количества палочек; задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек; задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры).
2. Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Видеть и показывать новую, полученную в результате составления фигуру.
3. Упражнять в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.
4. Планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предположения.