Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы (1 фото)

Оксана Курбанова
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы

Краткая презентация

В дошкольном образовании происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения : на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы» размещена в разделах

Шахматы в детском саду открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как воображение, восприятие, память, внимание, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, целеустремленность, вдумчивость, усидчивость. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Обучение детей шахматам с дошкольного детства способствуют лучшему развитию необходимому при подготовке к школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов.

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные задачи:

• Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

• формирование способности действовать в уме;

• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Данная программа предусмотрена для воспитанников подготовительных к школе групп.

Принципы обучения :

1. Систематичность. Занятия по обучению шахматам должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

2. Доступность. Предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, готовности к обучению. Объяснение материала на занятиях, должны быть доступны детям.

3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше физкультминуток, чтобы у детей не проявлялась утомляемость. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.

4. Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления о том, как ходят фигуры.

5. Последовательность и постепенность. При обучении детей игре в шахматы простые и легкие задания должны выполняться от простого к сложному.

6. Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1) при знакомстве с шахматными фигурами;

2) при изучении шахматной доски;

3) при обучении правилам игры;

Основные формы и средства обучения :

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в соревнованиях.

Результаты образовательной деятельности

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала и до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Методы и приемы работы с родителями:

- анкетирование,

- индивидуальные беседы с родителями,

- практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Особенности содержания программы

Образовательная программа «Черно-белое Королевство» разработана на основе:

- авторской программы И. Г. Сухина «Шахматы – школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в «Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4) в двух частях. Часть вторая». – М. : Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 – 392.

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам подготовительной к школе группы.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программой предусматривается 72 занятия (2 занятия в неделю).

Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусматривается, чтобы дети уже на первом этапе обучения могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 22:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Курбанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД