Оксана Курбанова
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы
Краткая презентация
В дошкольном образовании происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения : на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре в шахматы детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы в детском саду открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как воображение, восприятие, память, внимание, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, целеустремленность, вдумчивость, усидчивость. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Обучение детей шахматам с дошкольного детства способствуют лучшему развитию необходимому при подготовке к школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование способности действовать в уме;
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа предусмотрена для воспитанников подготовительных к школе групп.
Принципы обучения :
1. Систематичность. Занятия по обучению шахматам должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
2. Доступность. Предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, готовности к обучению. Объяснение материала на занятиях, должны быть доступны детям.
3. Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше физкультминуток, чтобы у детей не проявлялась утомляемость. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
4. Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления о том, как ходят фигуры.
5. Последовательность и постепенность. При обучении детей игре в шахматы простые и легкие задания должны выполняться от простого к сложному.
6. Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1) при знакомстве с шахматными фигурами;
2) при изучении шахматной доски;
3) при обучении правилам игры;
Основные формы и средства обучения :
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала и до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Методы и приемы работы с родителями:
- анкетирование,
- индивидуальные беседы с родителями,
- практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Особенности содержания программы
Образовательная программа «Черно-белое Королевство» разработана на основе:
- авторской программы И. Г. Сухина «Шахматы – школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в «Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4) в двух частях. Часть вторая». – М. : Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 – 392.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам подготовительной к школе группы.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой предусматривается 72 занятия (2 занятия в неделю).
Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусматривается, чтобы дети уже на первом этапе обучения могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.