Татьяна Резниченко
Дополнительная общеразвивающая программма для детей дошкольного возраста «Школа дорожных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программма для детей дошкольного возраста „Школа дорожных наук“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т. е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Социально-педагогическая направленность программы заключается в создании условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта, включающее в себя формирование основ безопасности.
2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос увеличения количества автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственного дома подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.
3) Возрастными психологическими особенностями дошкольника. Важно в этом возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.
Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки.
Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с ИКТ при обучении детей правилам дорожного движения.
Цель программы – систематизация знаний и формирование осознанного соблюдения правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, в процессе привития навыков безопасного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте через организационные виды деятельности.
Основные задачи образовательной программы «Школа дорожных наук» :
развивать:
• мотивацию к безопасному поведению;
• умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• личностные свойства – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
• логическое мышление.
формировать:
• знания основных правил дорожного движения;
• знания по безопасному поведению на улицах и дорогах;
• устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
• личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
воспитывать:
• сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
• культуру поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения.
• навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Основные принципы, заложенные в основу программы (по Е. А. Козловской, С. А. Козловскому) :
Гуманизация. Этот принцип предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ребенка. Мера этого развития выступает как мера качества труда педагога в целом.
Системность. Программа должна представлять собой целостную систему: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
Особая роль уделяется конкретности и доступности, постепенности, наращиванию информации в каждом из последующих занятий по всему направлению работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения с детьми младшей - подготовительной к школе группах и позволит получить систематизированное представление об опасности на дороге, о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и проведение массовых мероприятий.
Этапы реализации системы работы:
I этап – младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет).
III этап - старшая группа (дети 5-6 лет).
IV этап - подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая форма работы (6 – 10 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.
Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Продолжительность ООД:
15 мин –младшая группа; 20 мин — средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных недель — 36.
Общее количество часов в год – 36 часов в младшей группе, 36 часов в средней группе, 36 часов старшей группе, 36 часов в подготовительной группе.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
I этап (вторая младшая группа)
Знать:
• участников дорожного движения;
• название элементов дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, перекрёсток);
• название транспортных средств (автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед).
Уметь:
• различать и называть цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Понимать:
• что без взрослых выходить на дорогу нельзя.
II этап (средняя группа)
Знать:
• название элементов улицы (дорога, тротуар, дома, перекрёсток);
• участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир);
• название элементов дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, пешеходный переход, перекрёсток);
• название транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, специальные транспортные средства).
Уметь:
• различать транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, специальные транспортные средства);
• различать участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир).
Понимать:
• значение основных сигналов светофора;
• необходимость выполнения правил дорожного движения для жизни общества.
III этап (старшая группа)
Знать:
• элементарные правила поведения на улице и в транспорте, правила дорожного движения.
Уметь:
• различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;
• узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи»;
• различать (проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»).
Понимать:
• важность соблюдения элементарных правил поведения на улице и в транспорте, правил дорожного движения;
• значение сигналов светофора и действия в соответствии с ними;
• необходимость безопасного поведения на дорогах.
IV этап (подготовительная группа)
Знать:
• правила безопасного поведения на улице и в транспорте;
• правила дорожного движения;
• предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные дорожные знаки.
Уметь:
• наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации;
• ориентироваться в ближайшем пространственном окружении (находить дорогу из дома до магазина, до ближайшей остановки транспорта).
Понимать:
• необходимость дисциплинированного поведения на дорогах города и в транспорте.
Результативность данной программы
Воспитанники будут знать Правила Дорожного Движения :
1) переходить проезжую часть улицы только на зеленый сигнал светофора;
2) не играть около проезжей части;
3) переходить проезжую часть улицы только по пешеходному переходу;
4) при переходе проезжей части улицы сначала осмотреться и оценить безопасность ситуации;
5) знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Воспитанники будут уметь:
1) с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на проезжей части улицы;
2) различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
3) называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
4) отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Воспитанники будут иметь представление:
1) о работе инспектора ГИБДД;
2) о работе водителя;
3) о том, как водители заботятся об автомобиле;
4) об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
Итоговая диагностика знаний проводится в конце учебного года.
Механизм оценки результативности реализации программы
• Наблюдение
• Результаты дидактических игр и конкурсов
• Анкетирование, тестирование, опрос
Формы подведения итогов реализации Программы :
- акция «За безопасность дорожного движения – все вместе!»;
- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!»;
- муниципальные конкурсы:
«Безопасное колесо» в номинации «ГАИ и ЮИД – содружество ради жизни»;
«Правила дорожные детям знать положено» в номинациях: «В гостях у ГАИчки», «Обучающий плакат».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Условия реализации программы
1. Занятия должны проходить в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям, а также на улице с соблюдением требований безопасности воспитанников.
2. При подготовке к конкурсам, праздникам возможны занятия с неполным составом воспитанников.
3. Тесное сотрудничество с родителями по формированию знания по ПДД у дошкольников.
Формы реализации программы
В качестве основной формы реализации программы выступили занятия. Организованная образовательная деятельность (ООД) реализуется интегрировано по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Основное место на занятиях отводится ознакомлению с основными участниками дорожного движения, обучение ПДД и выполнению практических работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются использования знаний по ПДД на настольном макете в центре дорожного движения и на площадке по ПДД на территории детского сада.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя различные формы деятельности:
1. Изложение учебного материала
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов (проза, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
Введение новых способов деятельности через проблемные задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Обсуждение, беседа.
Обсуждение возникновения различных ситуаций на проезжей части с детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
4. Целевые прогулки
Целевые прогулки регулярно проводятся с детьми, как для ознакомления с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так и для наблюдения за пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время проведения прогулки воспитатель рассказывает детям (на наглядном примере, как следует переходить дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Воспитатель совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.
5. Коллективная практическая работа детей
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется социально-коммуникативное воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать в группе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной творческой деятельности, ее содержании;
- планировать свое поведение в соответствии с ПДД, определять его последовательность, содержание;
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
6. Игры
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
При построении образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир городского транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики, электромобили и др.).
Во время проведения игр расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.
Методы работы:
- просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы;
- загадывание загадок;
- решение ребусов и кроссвордов;
- составление рассказов по мнемотаблицам;
- творческая деятельность;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видео метод – ИКТ (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа с родителями
Ресурсное обеспечение:
1. Центр “Дорожного движения” в групповых помещениях (настольный).
2. Площадка с разметкой на территории МАДОУ.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки,
- модель светофора,
- мобильный перекресток,
- форма инспектора ГИБДД
- жезл инспектора,
- жилеты с изображением участников дорожного движения.
4. Методический инструментарий.
5. Уголок Безопасности Дорожного Движения.
6. Магнитно-маркерный стенд с изображение городских улиц, пешеходных переходов, дорожных знаков «Азбука дорожного движения».
Оборудование, необходимое для реализации программы
1 Мультимедийный проектор для показа слайд-шоу.
2 DVD и СD диски с музыкой и мультфильмами по темам.
Использование возможностей развивающей среды
Содержание центров безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.
Так, в младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в центре безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
- Простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть.
- Макет пешеходного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Макет светофора
Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
Начиная со средней группы в каждой группе есть магнитная доска – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице проводится в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников.
Оборудование площадки
На территории МАДОУ «Детский сад № 65» имеется размеченная, как «проезжая часть», площадка по ПДД, где есть: проезжая часть, пешеходный переход, перекресток, автобусная остановка, пост ДПС. Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения : учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу. Во время организации различных игр, обучающего характера, дети упражняются в правилах езды на велосипедах, самокатах, электромобилях, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
Для развития сюжетно-ролевых игр на площадку выносятся атрибуты муляжи автомобиля, автобуса, трамвая.