Наталья Кобелева
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №26
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Фольклорного ансамбля
Программа
рассчитана на разновозрастную группу детей от 4 до 7 лет.
Автор - составитель:
музыкальный руководитель
Кобелева Н. Н.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Русский народный фольклор - это источник нравственного, эстетического, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщать детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Одним из путей решения этой задачи и является приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Детский фольклор способствует развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благодатная задача.
С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству, а также с целью развития у детей музыкальных и творческих способностей была организована работа фольклорного ансамбля “Лапоточки”.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л. М. Васильевой, с учетом авторской программы “Ладушки” И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, а так же на основе программ по комплексному изучению музыкального фольклора в детском саду «Горенка»
Цель: приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.
Задачи программы :
Образовательные:
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
Расширять знания и представления детей о культуре и традициях русского народа.
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Развивающие:
Развивать кругозор и интерес к народной культуре.
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры.
Структура занятия:
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
Беседа
Пение, инсценировки
Музыкально-ритмические движения, музыцирование
Игра
Релаксация (слушание музыки).
Ожидаемые результаты реализации программы :
Иметь представление о народных праздниках, обрядах и традициях.
Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм (колядки, заклички, потешки, пословицы, припевки, считалки, загадки, дразнилки).
Разыгрывать русские народные сказки, инсценировать русские народные песни.
Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха).
Знать название инструментов, уметь их использовать в оркестре (треугольник, дудочка, трещотка, бубен, бубенчики, свистульки, рубель, ложки, коробочка,рожок,тамбурин,хлопушка).
Владеть приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
Уметь сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения, движения в свободной пляске.
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками. Уметь творчески самовыражаться.
Формы подведения итогов:
Занятия интегрированного типа;
Развлечения;
Календарные праздники;
Театрализованные представления, концерты;
Видео и фотоматериалы;
Отзывы родителей
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Родители и педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей, в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. Беседы с родителями, их участие в работе помогают дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях.
Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке, дудочке.
Развивать музыкальную память в слушательской деятельности.
«Бабушка - Загадушка» ПЕСНИ: «Дымковские частушки»; «Как на тоненький ледок»;
«Комар шуточку шутил» шуточная русская народная песня ОРКЕСТР: «Я на горку шла» русская народная мелодия;
ХОРОВОД: «Селезень» (поцелуйный) русская народная песня.
ТАНЕЦ: «Кадриль» парный танец русская народная мелодия в обр. Костенко;
ИГРЫ: «Ай, ди-ли, ди- ли, ди-ли» русская народная мелодия Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Знакомить детей с названиями бытовых предметов старины с помощью игры «Старое
новое» и «Найди пару» :(корыто
стиральная машина; метла – пылесос; сундук – шкаф; лучина – лампа) в сравнении с их современными аналогами.
«Русская Зима» ПЕСНИ: «Ой, ты
зимушка-зима» русская народная в обр. Л. Олифировой
«Девичьи частушки»; ОРКЕСТР: «Я на горку шла» русская народная мелодия;
ТАНЦЫ: «Парный Знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, ярмарочной суеты. Начать освоение основных танцевальных движений в новом хороводе, воспитывать культуру движения в танце. Создать условия для инсценировки песен, развивая
желание двигаться.
Е. Сироткина
ИГРЫ: «Метелица»; «В льдинку» (сб.
Г. Н. Науменко) импровизировать выразительной передачи образа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста.
«Зимние подвижные игры» ПЕСНИ: «Ой, ты
зимушка-зима» русская народная в обр. Л. Олифировой;
«Детская песня»; ОРКЕСТР: «Я на горку шла» русская народная мелодия;
ТАНЦЫ: «Парный танец с платками» русская народная мелодия в обр.
Е. Сироткина ИГРЫ: «В льдинку» (сб. Г. Н. Науменко);
«Весёлая ткачиха» Продолжать прививать любовь к народному творчеству, в исполнении хороводных игр.
Развивать чувство ритма при смене движений и композиций синхронно.
Закреплять умение воспринимать шутливый характер песни.
«Зимние календарные праздники» ПЕСНИ: «Ёлочка»;
«Детская песня»; ОРКЕСТР:
«Рождественская миниатюра» (под музыку Вивальди); ХОРОВОД: «Встреча Рождества»
ТАНЦЫ: «Парный танец с платками» русская народная мелодия в обр.
Е. Сироткина ИГРЫ: «Едет Ваня» (М. Картушина);
«Весёлая ткачиха Рассказать детям о русских народных зимних праздниках, обрядах и обычаях народа. Познакомить с древними традициями празднования Рождества, о возникновении обрядов и традиций; установить связь времё н: прошлого и настоящего.
Разучить новые народные круговые игры; календарные песни;
«Пришла Коляда
- отворяй ворота» ПЕСНИ: «Ой, вы
святки»; «Коляда- маляда на канун Рождества»; «Ёлочка»;
«Приходила коляда»; ОРКЕСТР:
«Рождественская миниатюра» (под музыку Вивальди); ХОРОВОД: «Встреча Рождества»; ТАНЦЫ: «Весёлые тройки»; Знакомство с обрядовыми песнями
– колядками к празднику Рождества.
Разучивать рождественские песни, развивать певческие способности: правильно интонировать мелодию. Учить правильно извлекать звук на инструментах: металлофоне, ксилофоне, колокольчике, треугольнике, трещотке. ИГРЫ: «В молчанку»;
«Едет Ваня» (М. Картушина
«Рождество» ПЕСНИ: «Ёлочка»;
«Ночь тиха над Палестиной»;
«Приходила колядя»; ОРКЕСТР:
«Рождественская миниатюра» (под музыку Вивальди); ХОРОВОД: «Встреча Рождества»; ТАНЦЫ: «Весёлые тройки»;
ИГРЫ: «Лошадки»; «В молчанку»; «В колечко» Познакомить детей с Рождественской колядой. Рассказать о её значении в праздник Рождества. Работать над ритмом и развивать воображение в игре на музыкальных инструментах. Учить петь выразительно без напряжения, напевно.
«Народные обычаи» ПЕСНИ: «Уж как я ль мою коровушку люблю»;
ОРКЕСТР: «Калинка» русская народная мелодия
ХОРОВОД: «Бояры, а мы к вам пришли»;
«Работники» ТАНЦЫ: «Круговая пляска»;
ИГРЫ: «Коза и Медведь»; «Клубок»;
«Бабка-Ёжка» Продолжать обогащать репертуар календарными песнями.
Знакомство с обрядовыми играми, основными участниками которых являлся ряженый народ в масках: медведя, козы, волка. Разучивание таких игр в движении с пением.
Воспитывать желание импровизировать под музыку при передаче художественного образа, используя уже знакомые движения, жесты и мимику.
Развивать мелкую моторику рук
при игре на детских музыкальных инструментах.
«Народные обычаи: гадания и приметы!» ПЕСНИ: «Уж как я ль мою коровушку люблю»;
ОРКЕСТР: «Калинка» русская народная мелодия
ХОРОВОД: «Бояры, а мы к вам пришли»;
«Работники» ТАНЦЫ: «Круговая пляска»;
ИГРЫ: «Коза и
Медведь»; «Клубок»; Рассказать о такой традиции, как девичьи гадания, «подблюдных» гадальных песнях на подготовленном заранее наглядном материале продемонстрировать этот процесс в игровой форме.
«Бабка-Ёжка» звук на ксилофоне, дудочке, работать над ритмическим рисунком в инструментальных
партиях.
«Крещение» ПЕСНИ: «Как у нашей Дуни»; «Аннушка» ОРКЕСТР: «Калинка» русская народная мелодия
ХОРОВОД: «Вот уж
зимушка проходит» ТАНЦЫ: «Круговая пляска»;
ИГРЫ: «Коза и Медведь»;
«Клубок»;«Бабка- Ёжка» Познакомить детей с историей возникновения православного праздника.
Воспитывать отношение к русским традициям, через хороводные игры.
Продолжать разучивание и инсценировку песен, выразительно передавая их содержание при взаимодействии друг с другом. Продолжать развивать музыкальные способности: ритмический и диатонический слух в процессе игры на детских муз. инструмент.
«Зимние подвижные игры» ПЕСНИ: «Как у
нашей Дуни»;
«Аннушка» ОРКЕСТР: «Калинка» русская народная мелодия
ХОРОВОД: «Вот уж
зимушка проходит» ТАНЦЫ: «Уж как по мосту, мосточку» ИГРЫ: «Мороз и Волк»; «В смолу»;
«Прялица-кокорица» Продолжать знакомить детей с зимними традициями народных гуляний, игрищ, устраиваемых на улицах в зимнее время (езда на санях, катание на ледяных горках). Знакомство с новыми сюжетами круговых игр.
«Весела была беседа» ПЕСНИ: «Как у
нашей Дуни»;
«Аннушка» ОРКЕСТР:
«Камаринская» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Вот уж зимушка проходит» ТАНЦЫ: «Уж как по мосту, мосточку» ИГРЫ: «Мороз и Волк»; «В смолу»;
«Прялица-кокорица»Познакомить с традицией русского народа – посиделками. Учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.
Развивать координацию и пластичность в исполнении парной пляски. Двигаться синхронно и внимательно слушать
музыку.
«Камаринская» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Вот уж
зимушка проходит» ТАНЦЫ: «Уж как по мосту, мосточку» ИГРЫ: «Мороз и Волк»; «В смолу»;
«Прялица-кокорица» традиционными народными инструментами: свирель, дудочка, гармонь, гусли, балалайка, свистульки, рожок. Сопровождая свой рассказ наглядной демонстрацией имеющихся в наличии инструментов.
Послушать в записи фольклорные наигрыши.
«Встреча Масленицы» ПЕСНИ: «А мы
масленицу дожидаем»; ОРКЕСТР:
«Камаринская» русская народная мелодия ТАНЦЫ: «Манечки и Ванечки» танец ложкарей
ИГРЫ: «Ручеек»;
«Гори, гори ясно» Познакомить детей с Масленицей, которая с давних пор является самым весёлым и большим предвесенним праздником и что отмечают его всегда в конце зимы и празднуют целую неделю.
«Масленичные лакомства» ПЕСНИ: «А мы
масленицу дожидаем»;
«Масленичные частушки»; ОРКЕСТР:
«Камаринская» русская народная мелодия
ТАНЦЫ: «Манечки и Ванечки» танец ложкарей
ИГРЫ: «Ручеек»;
«Гори, гори ясно» Продолжать знакомить детей с традициями празднования Масленицы. Рассказать про вторник «заигрыш» и среду «лакомка», когда начинали собираться игрища и потехи, а со среды лакомились масленичными яствами, главным блюдом на масленицу являлся блин – символ солнца, богатства.
«Масленичные частушки»; ОРКЕСТР:
«Камаринская» русская народная мелодия
ХОРОВОД: «Пришла к нам Масленица»; ТАНЦЫ: «Манечки и Ванечки» танец ложкарей
ИГРЫ: «Ручеек»;
«Гори, гори ясно» разгульный, широкий четверг разучить хоровод, передавая его содержание, через образные движения, используя характерные жесты, мимику. Учить детей выполнять танцевальные движения одновременно с игрой на ложках.
«Масленичный переполох» ПЕСНИ: «А мы
масленицу дожидаем»;
«Масленичные частушки»; «Поехал зять к тёще» ХОРОВОД: «Пришла к нам Масленица» ТАНЦЫ: «Манечки и Ванечки» танец ложкарей
ИГРЫ: «Ручеек»;
«Гори, гори ясно» Рассказать детям о гостеприимстве в масленичную неделю, таковыми были пятница и суббота, они посвящались хождению по родне, так собиралось очередное застолье, где объедались блинами, пирогами и др. Разучивание и инсценировка шуточной песни «Зять к тёще». Объяснить детям такие семейные звания, как зять, тёща, тесть, невестка, свекровь, свёкор.
«Проводы Масленицы» ПЕСНИ: «А мы
масленицу дожидаем»;
«Масленичные частушки»; «Поехал зять к тёще» ХОРОВОД: «Пришла к нам Масленица» ТАНЦЫ: «Манечки и Ванечки» танец ложкарей
ИГРЫ:«Ручеек»;
«Гори, гори ясно» По обычаям этого дня, на последний, седьмой день прощание с Масленицей, символом которой являлось соломенное чучело. Его выносили на улицу и сжигали, таким образом прощались с зимой. С этого дня наступала весна. Продолжать закреплять умение двигаться в хороводе синхронно с пением. Учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией точно передавать содержание и характер песни.
Воспитывать желание двигаться под музыку.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
«МАСЛЕНИЦА» ПЕСНИ: «А мы
масленицу дожидаем»;
«Масленичные частушки»; «Поехал зять к тёще» ХОРОВОД: Закрепить знания детей о традициях празднования Масленицы.
ИГРЫ: «Ручеек»;
«Гори, гори ясно» праздника. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых.
«Кличим Матушку-Весну» ПЕСНИ: «Весна- Красна»; «Частушки с ложками»
ОРКЕСТР: «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Как под наши ворота»; ТАНЦЫ: «Удалые всадники»
ИГРЫ: «Горелки»;
«Федул»
Разучивание весенних песенок, закличек, которыми зазывали птиц прилетать из тёплых стран и приносить с собой весну.
Воспитывать желание детей двигаться под музыку, осваивая новые оригинальные композиции из ранее выученных, знакомых движений.
«Жаворонушки» ПЕСНИ: «Весна- Красна»; «Частушки с ложками»
ОРКЕСТР: «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Как под наши ворота»; ТАНЦЫ: «Удалые всадники»
ИГРЫ: «Горелки»;
«Федул» Рассказ с использованием ярких иллюстраций о том, что в народном календаре есть день прилёта птиц. Когда по традиционному обычаю выпекались из теста фигурки в виде птичек «жаворонки» и когда ребятишки выбегали на улицу, то поднимали его высоко к небу и громко закликали птиц.
«Когда Пасха придёт?» ПЕСНИ: «Весна- Красна»; «Частушки с ложками»
ОРКЕСТР:
«Дударики» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Верба-Знакомить детей с историей праздника Пасхи.
Рассматривание иллюстраций по этой теме. Чтение отрывков из книги «Библия для детей», а так
же разучивание стихов о Пасхе, хороводных песен.
ИГРЫ: «Катись, катись яичко»; «Карусель", где формировать умение двигаться в разных темпах с ускорением и замедлением. Учить петь в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать.
«Пасхальные обычаи» (Праздник Пасхи) ПЕСНИ: «Весна- Красна»; «Частушки с ложками»
ОРКЕСТР:
«Дударики» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Верба-вербочка»; «Весна- Красна праздник принесла»; ТАНЦЫ: Парный танец с платочками;
ИГРЫ: «Катись, катись яичко»; «Карусель» Воспитывать любовь к традиционным фольклорному празднику русского народа Паха. Обобщить полученные знания при непосредственном участии в празднике.
«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут» ПЕСНИ: «Солнышко»; ОРКЕСТР: «Во
кузнице» русская народная мелодия; ХОРОВОД: «Как ходил-гулял Ванюша»; ТАНЦЫ: «Дымковские барыни с гусарами»;
ИГРЫ: «Скакалка»; «Ай, гу-гу!» Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками исполняемых в различных регионах, исполнение современных девичьих частушек.
«Дудочка» ПЕСНИ: «Во долине- луговине»; ОРКЕСТР: «Во
кузнице» русская народная мелодия; ХОРОВОД: «Пастух и стадо»; «Козочка и пастух»;
ТАНЦЫ: Знакомство с русским народным инструментом дудочкой.
Проведение русской народной игры «Пастух и стадо»; Разучивание русской народной песней «Тимоня» с музыкальными инструментами: ложками, трещоткой, дудочкой и
свистульками. Учить правильно
«Дымковские барыни с гусарами»;
ИГРЫ: «Комарики - сударики»; «Дождик- дождик» извлекать звук на дудочке и свистке,
«Верба –
вербочка» ПЕСНИ: Во долине- луговине»; «Тимоня» ОРКЕСТР: «Светит месяц» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Во
долине-луговине»;
«Кострома»; ТАНЦЫ: «Русский сувенир»;
ИГРЫ: «Комарики - сударики»; «Дождик- дождик» Рассказать об особенностях праздника «Вербное воскресенье»
- с давних пор существовало поверье о том, что расцветающее и полное сил дерево Верба может передать здоровье, силу и красоту всем, кто его коснётся.
«Ярмарочные
гулянья» ПЕСНИ: Во долине- луговине»; «Тимоня» ОРКЕСТР: «Светит месяц» русская народная мелодия ХОРОВОД: «Во
долине-луговине»;
«Кострома»; ТАНЦЫ: «Русский сувенир»;
ИГРЫ: «Комарики - сударики»; «Дождик- дождик» Знакомить детей народными гуляньями на Ярмарках, которые сохранились по нынешние времена. Разучивание шуточного обрядового хоровода «Кострома», развивая актёрские способности в передаче главного образа игрового диалога.
Мониторинг развития детей на основе музыкального фольклора
(диагностическая методика составлена на основе программы «Горенка» Н. В. Хазовой) Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором :
Наличие элементарных знаний о народных традициях.
Знание народных инструментов.
Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки).
Багаж народных игр.
Формирование певческих навыков.
Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.
Художественно-творческое развитие.
Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором.
Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. Итог оценивается по бальной системе: высокий уровень 3 балла, средний 2 балла, низкий 1 балл.
Список литературы:
Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999.
Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис-Пресс,2007.
Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду». Творческий центр. Москва. 2006г.
Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П.
«Детство – Пресс», 2008.
Мельников М. Н. Русский фольклор. М. ,1987.
Музыкальный фольклор и дети : Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. - М. ,1992.
Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. - М. ,1999
Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М. ,2000.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Академия,2009г.
Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г.