людмила фоменко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА
Раздел I. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамота» является неотъемлемой частью комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Всезнайка».
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Всезнайка“» размещена в разделах
В основу программы «Математическая грамота» лег практический курс математики для дошкольников «Раз – ступенька, два – ступенька…» (авторы – Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина). Особенность содержания программы заключается в том, что оно строится по принципу «минимакса», т. е. детям дается знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития.
Данная программа была адаптирована к условиям работы объединения в течение одного года, а не двух лет.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр., геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.
Уровень программы - базовый
Срок реализации: Данная программа рассчитана на 1 год обучения Общее количество часов 108 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий предполагает 1 занятие в день, 3 раза в неделю. Ака-демический час – 30 минут, перерыв между занятиями – 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации деятельности детей на занятиях групповая и индивидуальная. Дошкольники формируются в группы преимущественно одного возраста, допускается формирование разновозрастных групп с небольшим разрывам возраста между учащимися. Состав групп постоянен.
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать практические занятия, ролевые игры, выполнение самостоятельной работы, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Цель программы – формирование математических представлений и способностей, умственной активности, смекалки, необходимых дошкольнику при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели ставятся следующие
Задачи:
Образовательные:
• дать понятия количественного и порядкового счета от 1 до 10, образования числа путем прибавления 1, сравнения чисел, научить соотносить цифру с количеством;
• сформировать представления о свойствах предметов, объединении их в группу, выделения части группы, поиск и составление закономерностей;
• сформировать представления о величинах, измерении их с помощью условных мерок, сравнения предметов по длине, ширине, высоте, объему;
• развить представления о геометрических фигурах и познакомить с геометрическими телами.
Личностные:
• привить интерес и положительное отношение к математике;
• сформировать чувство успеха при выполнении математических зада-ний.
Метапредметные:
• сформировать старательность, организованность, привычку к точности, настойчивости в достижении цели
Содержание учебного плана
Тема № 1.
Вводное занятие.
Игра «Для чего нужна математика?»
Тема № 2
Общие понятия.
Теория: - Свойства предметов: цвет, форма, размер и др.
- Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком
- Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства
- Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.
- Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого
- Начальное представление о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.
Практика: - Составление совокупности по заданному признаку
- Выделение части совокупности
- Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше – на… - меньше на)
- Взаимосвязь между целым и частью
Тема № 3
Числа и операции над ними.
Теория: - Знакомство с числами первого десятка
- Образование следующего числа путем прибавления единицы
- Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке
- Состав чисел первого десятка
- Число 0 и его свойства.
- Знакомство с составными частями примера и задачи.
Практика: - Прямой и обратный счет в пределах 10.
- Порядковый и ритмический счет.
- Равенство и неравенство чисел (больше на… – меньше на) на наглядной основе
- Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Сложение и вычитание в пределах 10
- Решение простых (в одно действие) задач и примеров на сложе-ние и вычитание с использованием наглядного материала.
Тема № 4.
Пространственно- временные представления.
Теория: - Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, внутри – снаружи, раньше – позже, толще – тоньше, вчера – сегодня – завтра, длиннее – короче, дни недели, месяца, год.
Практика: - Установление последовательности событий
- Последовательность дней в неделе, месяцев в году.
- Ориентировка на листе бумаги в клетку
- Ориентировка в пространстве.
Тема № 5.
Геометрические фигуры и величины.
Теория: - Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
- Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг.
- Знакомство с пространственными фигурами - шар, цилиндр, ко-нус, пирамида, куб.
- Представление о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
- Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Практика: - Составление фигур из частей и деление фигур на части;
- Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредствен-ное и опосредованное с помощью различных мерок).
Тема № 6.
Подготовка к итоговым занятиям.
Практика - Счет 1-5. Геометрические фигуры.
- Действия с числами первого десятка.
Тема № 7.
Итоговые занятия.
Два итоговых занятия по темам, изученным в течение года.
Планируемые результаты:
Образовательные:
• знать счет и отчет предметов заданного количества;
• владеть прямым и обратным счетом в пределах десяти;
• называть предшествующее и предыдущее число от заданного;
• знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
• назвать числа и цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
• знать знаки +, -, =, уметь пользоваться арифметическими знаками действий;
• соотносить цифру и число предметов;
• распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и др. ;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Личностные:
• сформировать положительное отношение (интерес) к математике;
• переживать успех при выполнении математических заданий.
Метапредметные:
• проявлять старательность, организованность, привычку к точности, настойчивости в достижении цели.
Раздел II Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарно-тематический график (прилагается)
Условия реализации программы :
Материально техническое обеспечение
Помещение для занятий, соответствующее требованиям СанПин 2.4.4.3172 – 14, рабочие столы и стулья по количеству учащихся
тетради, ручки, карандаши, линейки
классная доска
магнитная доска
наборное полотно
Информационное обеспечение:
видео-, аудио-, интернет ресурсы
Кадровое обеспечение: Для реализации программы требуется педа-гог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации деятельности детей дошкольного возраста.
Формы аттестации
проверочная работа
Оценочный материал
пятибалльная система оценки результата
Методические материалы.
В процессе реализации программы используются :
1) методы обучения:
словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; игровой и т. д.
и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Отличительной чертой ребенка дошкольного возраста является активная познавательная деятельность. Детям присущи характерные психологические черты, благоприятные для развития мотивации к обучению математике. Важнейшее достижение старшего дошкольного возраста – бурное развитие интереса к речи старшего, формирование элементарных математических представлений.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Развитие пространственных представлений о форме, размере, взаимном расположении предметов связывается с изучением чисел и арифметических действий; отрезки, треугольники и другие геометрические фигуры служат счетным материалом, а затем используются в качестве конкретной иллюстрации рассматриваемых арифметических задач.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальное представление о числе и счете.
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названием действий. При этом, однако, имеется в виду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются ими любые новые слова, если они часто употребляются окружающими и находят применение на практике.
В теме «Числа и операции над ними» должно быть обеспечено твердое знание состава чисел и табличных случаев сложения и вычитания в пределах первого десятка.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психоло-гической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.
Основной формой работы являются учебные занятия.
При обучении математике в студии «Всезнайка» важнейшее значение для закрепления и систематизации знаний имеет систематическое, повсе-дневное повторение пройденного с применением приобретенных знаний, умений и навыков в несколько измененных условиях.
Формирование навыков самооценки способствует подведение итога занятия. В течение 2-3- минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут выразить свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «Открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.
В целях устранения перегрузки учебным материалом, как на занятиях, так и во время свободной деятельности детей целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие усталость детей.
Органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся, практическая направленность преподавания, требующая умения применять знания на практике, выработка необходимых для этого навыков – вот ведущие принципы обучения математике в студии «Всезнайка».
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе дея-тельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, например, пространственно – временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общеди-дактические принципы : систематичность, последовательность, постепен-ность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не забывается и повторение пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
В процессе обучения изучаются следующие понятия: счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени.
2) педагогические технологии:
технологии индивидуализации обучения,
группового обучения,
коллективного взаимообучения,
дифференцированного обучения,
разноуровневого обучения,
развивающего обучения, проблемного бучения,
игровой деятельности,
здоровьесберегающая технология,
3) формы организации учебного занятия:
игра
практическое занятие,
выставка;
открытый урок;
выставка и т. д.
4) тематика и формы методических материалов по программе (посо-бия, оборудование, приборы и др.) :
5) дидактические материалы – картинки, образцы цифр и знаков, счетный материал;
комплекты раздаточного материала для каждого учащегося
набор геометрических фигур (плоскостных и пространственных)
6) алгоритм учебного занятия:
организационная часть
изложение изучаемого материала
закрепление полученного материала
рефлексия (игра)
инструктаж по выполнению практического занятия
практическое занятие (самостоятельная работа учащихся)
оценка деятельности
рефлексия (игра)
перемена: игровая деятельность, самостоятельная занятость.
Список литературы
1. Е. В. Колесникова Я составляю числа. - 2-е изд. - Москва: Свера, 2017. - 48 с.
2. Л. Г. Петерсон,Н. П. Холина Раз-ступенька,два-ступенька. - 3-е изд. - Москва: Ювента, 2016. - 256 с.
3. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - Воронеж: Учитель, 2009. - 666 с.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. А. Г. Петерсон, Е. А. Суворина Каллиграфия цифр:Прописи по математи-ке. В2ч. - Москва: Ювента, 2016. - 160 с.
2. С. И. Волкова Математичекие ступеньки:пособие для детей 5-7 лет. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2015. - 95 с.
3. О. Н. Крылова Я учусь считать. - Москва: Экзамен, 2017. - 32 с.
4. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова 3000 заданий для подготовки ребенка к школе. Раскрась и запомни состав числа от 2до10. - Москва: АСТ, 2015. - 18 с.
5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова 3000 заданий для подготовки ребенка к школе. Учимся считать. - Москва: АСТ, 2015. - 18 с.
6. Интернет ресурс. Адрес сайта: http//vslu.info