Татьяна Останина
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный эколог» в средней группе
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Юный эколог“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
1. Новизна данной программы заключается в том : что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность:
данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
3. Программно - методическое обеспечение:
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство
4. Цель:
работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
5. Задачи экологического кружка «Юный эколог» :
• Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
• Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
• Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
• Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц.)
• Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
• Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
6. Основные направления экологического кружка «Юнный эколог».
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
7. Организация деятельности и режим экологического кружка :
Кружок проводится 1 раз в неделю – среда, 2раза в месяц во вторую половину дня в 15.15 – 15.40ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
8. Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений
9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :
Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
«В мире природы»
10. Работа с родителями :
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,
праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:
«Прогулки в природу»
«Осень золотая»
«Овощи богаты витаминами»
«Шесть советов о морозной погоде»
«Весна – красна»
«Игры детей летом»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Лето опасное и безопасное»
«Игры детей осенью»,
а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
: Дошкольник должен знать:
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от
изменений в неживой природе.
Иметь представление:
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях
природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к
окружающему миру и последствиях экологически неграмотного
поведения в природе.
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив).
Уметь:
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Перспективный план экологического кружка «Юный эколог».
Месяц Тема Цель
Октябрь
1. У медведя во бору грибы, ягоды беру. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
2.«Куда исчезают насекомые?»
Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о
приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.
Ноябрь
3. «Перелетные птицы»
Способствовать обобщению представлений
о птицах в осенний период: собираются в
стаи, улетают на юг.
Воспитывать любознательность и
наблюдательность у детей.
Активизировать словарь детей: перелетные,
юг. Знакомить детей с зимующими птицами:
воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие,
перелетные.
4.«Как звери готовятся к зиме!» Закрепить названия и характерные
признаки диких животных, их среду
обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.
Декабрь 5.«Волшебная льдинка»
опыт Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения
свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный,
холодный лед.
6.«Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом
хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть
характерные особенности строения ели,
признаки, отличающие ее от других деревьев.
Формированию умения видеть отличие
игрушечной ели от настоящей.
Воспитывать бережное и заботливое
отношение к живой природе.
Активизировать словарь детей: красавица,
зеленая.
Январь 7.»Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц,
различать их по размеру, окраске
оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их
названиями, жизненными трудностями зимой.
Воспитывать желание подкармливать их,
делать кормушки.
Активизировать словарь детей: зимующие,
холодно, голодно.
8.«Мороз – удивительный художник»
опыт Вызывать у детей интерес к зимним явлениям
природы. Развивать зрительную наблюдательность,
способность замечать необычное в
окружающем мире и желание отразить
увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные
узоры.
Февраль 9.«Выращиваем лук на окошке»
опыт Вызывать интерес к выращиванию
огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за
изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве
лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный,
горький.
10.«Полезные витамины». Формировать представления о том, что в
весеннее время особенно полезны витаминная пища
(зеленый лук и др.) и солнце.
Развивать у детей умения заботиться о
своем здоровье. Воспитывать чувства
заботы о больном товарище.
Активизировать словарь детей: здоровый,
больной.
Март 11.«Птицы прилетели» Познакомить с первыми перелетными
птицами – грачами. Способствовать
обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность,
желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные,
чирикают.
12.«Сосульки».
Звенит капель.
опыт Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления
природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность
около домов.
Активизировать словарь детей: холодная,
белая, капель.
Апрель 13.«К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия
весенних месяцев.
Дать представления об изменениях,
происходящих весной в природе.
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Активизировать словарь детей: весенняя,
греет.
14.«Первоцветы» Побуждать детей радоваться первым в
весенним цветам – подснежникам.
Продолжать знакомить их с названиями,
с особенностями строения.
Воспитывать интерес и любознательность.
Активизировать словарь детей:
подснежники, нежные.
Май 15.«Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды,
образовании облаков.
Познакомить с явлением весной –
грозой в доступной форме.
Познакомить детей с правилами
поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей:
страшно, испугались.
16. Итоговое развлечение:
«В мире природы» Развлечь детей.
Формировать положительные эмоции к
окружающему нас миру, к природе и
всему живому.
Развивать чувство красоты, желание
участвовать в конкурсах и играх со
сказочными героями.
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог!» 1-й год обучения 4-5лет)
Количество обучающихся – 23 чел.
Количество групп - 2
Количество учебных недель – 16
Количество учебных дней – 16
Начало занятий - 01.10.2020, окончание занятий – 19.05.2021
1 Группа
№ П/П Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Октябрь 7 15.15-15.40 Групповая 1 .«Цветы на участке осенью» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Октябрь 21 15.15-15.40 Групповая 1 .«Осень в гости к нам пришла». Группа №6 Практич. дея-ть
1 Ноябрь 11 15.15-15.40 Групповая 1
«Перелетные птицы» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Ноябрь 25 15.15-15.40 Групповая 1
.«Как звери готовятся к зиме!» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Декабрь 2 15.15-15.40 Групповая 1 .«Зимняя красавица - ель» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Декабрь 16 15.15-15.40 Групповая 1 .«Куда исчезают насекомые?»
Группа №6 Практич. дея-ть
1 Январь 13 15.15-15.40 Групповая 1 .«Жизнь птиц зимой» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Январь 27 15.15-15.40 Групповая 1 .«Мороз – удивительный художник»
(Опыт) Группа №6 Практич. дея-ть
1 Февраль 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Выращиваем лук на окошке» (опыт)
Группа №6 Практич. дея-ть
2 Февраль 17 15.15-15.40 Групповая 1 .«Полезные витамины» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Март 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Птицы прилетели» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Март 17 15.15-15.40 Групповая 1 .
«Сосульки».
Звенит капель.
(опыт) Группа №6 Практич. дея-ть
1 Апрель 7 15.15-15.40 Групповая 1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Апрель 21 15.15-15.40 Групповая 1 «Первоцветы» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Май 5 15.15-15.40 Групповая 1 «Что такое облака, дождь, гроза?» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Май 19 15.15-15.40 Групповая 1 18. Итоговое развлечение:
«В мире природы» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Группа
№ П/П Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Октябрь 7 15.15-15.40 Групповая 1 .«Цветы на участке осенью» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Октябрь 21 15.15-15.40 Групповая 1 .«Осень в гости к нам пришла». Группа №6 Практич. дея-ть
1 Ноябрь 11 15.15-15.40 Групповая 1
«Перелетные птицы» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Ноябрь 25 15.15-15.40 Групповая 1
.«Как звери готовятся к зиме!» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Декабрь 2 15.15-15.40 Групповая 1 .«Зимняя красавица - ель» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Декабрь 16 15.15-15.40 Групповая 1 .«Куда исчезают насекомые?»
Группа №6 Практич. дея-ть
1 Январь 13 15.15-15.40 Групповая 1 .«Жизнь птиц зимой» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Январь 27 15.15-15.40 Групповая 1 .«Мороз – удивительный художник»
(Опыт) Группа №6 Практич. дея-ть
1 Февраль 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Выращиваем лук на окошке» (опыт)
Группа №6 Практич. дея-ть
2 Февраль 17 15.15-15.40 Групповая 1 .«Полезные витамины» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Март 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Птицы прилетели» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Март 17 15.15-15.40 Групповая 1 .
«Сосульки».
Звенит капель.
(опыт) Группа №6 Практич. дея-ть
1 Апрель 7 15.15-15.40 Групповая 1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Апрель 21 15.15-15.40 Групповая 1 «Первоцветы» Группа №6 Практич. дея-ть
1 Май 5 15.15-15.40 Групповая 1 «Что такое облака, дождь, гроза?» Группа №6 Практич. дея-ть
2 Май 19 15.15-15.40 Групповая 1 18. Итоговое развлечение:
«В мире природы» Группа №6 Практич. дея-ть