МААМ-картинки

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный эколог» в средней группе

Татьяна Останина
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный эколог» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа „Юный эколог“ в средней группе» размещена в разделах

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

1. Новизна данной программы заключается в том : что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

2. Актуальность:

данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

3. Программно - методическое обеспечение:

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство

4. Цель:

работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

5. Задачи экологического кружка «Юный эколог» :

• Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

• Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.

• Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.

• Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.

• Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц.)

• Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).

• Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.

• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

6. Основные направления экологического кружка «Юнный эколог».

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

7. Организация деятельности и режим экологического кружка :

Кружок проводится 1 раз в неделю – среда, 2раза в месяц во вторую половину дня в 15.15 – 15.40ч продолжительностью 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

8. Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений

9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :

Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов планирую провести развлечение

«В мире природы»

10. Работа с родителями :

Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,

праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.

В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:

«Прогулки в природу»

«Осень золотая»

«Овощи богаты витаминами»

«Шесть советов о морозной погоде»

«Весна – красна»

«Игры детей летом»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«Лето опасное и безопасное»

«Игры детей осенью»,

а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

: Дошкольник должен знать:

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от

изменений в неживой природе.

Иметь представление:

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях

природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к

окружающему миру и последствиях экологически неграмотного

поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив).

Уметь:

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на

участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Перспективный план экологического кружка «Юный эколог».

Месяц Тема Цель

Октябрь

1. У медведя во бору грибы, ягоды беру. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

2.«Куда исчезают насекомые?»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Ноябрь

3. «Перелетные птицы»

Способствовать обобщению представлений

о птицах в осенний период: собираются в

стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и

наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные,

юг. Знакомить детей с зимующими птицами:

воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие,

перелетные.

4.«Как звери готовятся к зиме!» Закрепить названия и характерные

признаки диких животных, их среду

обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

Декабрь 5.«Волшебная льдинка»

опыт Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения

свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный,

холодный лед.

6.«Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом

хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть

характерные особенности строения ели,

признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие

игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое

отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица,

зеленая.

Январь 7.»Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц,

различать их по размеру, окраске

оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их

названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их,

делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие,

холодно, голодно.

8.«Мороз – удивительный художник»

опыт Вызывать у детей интерес к зимним явлениям

природы. Развивать зрительную наблюдательность,

способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить

увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные

узоры.

Февраль 9.«Выращиваем лук на окошке»

опыт Вызывать интерес к выращиванию

огорода на окошке.

Развивать желание наблюдать за

изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве

лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный,

горький.

10.«Полезные витамины». Формировать представления о том, что в

весеннее время особенно полезны витаминная пища

(зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о

своем здоровье. Воспитывать чувства

заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый,

больной.

Март 11.«Птицы прилетели» Познакомить с первыми перелетными

птицами – грачами. Способствовать

обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность,

желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные,

чирикают.

12.«Сосульки».

Звенит капель.

опыт Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления

природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность

около домов.

Активизировать словарь детей: холодная,

белая, капель.

Апрель 13.«К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия

весенних месяцев.

Дать представления об изменениях,

происходящих весной в природе.

Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя,

греет.

14.«Первоцветы» Побуждать детей радоваться первым в

весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями,

с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей:

подснежники, нежные.

Май 15.«Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды,

образовании облаков.

Познакомить с явлением весной –

грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами

поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей:

страшно, испугались.

16. Итоговое развлечение:

«В мире природы» Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к

окружающему нас миру, к природе и

всему живому.

Развивать чувство красоты, желание

участвовать в конкурсах и играх со

сказочными героями.

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог 1-й год обучения 4-5лет)

Количество обучающихся – 23 чел.

Количество групп - 2

Количество учебных недель – 16

Количество учебных дней – 16

Начало занятий - 01.10.2020, окончание занятий – 19.05.2021

1 Группа

№ П/П Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

1 Октябрь 7 15.15-15.40 Групповая 1 .«Цветы на участке осенью» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Октябрь 21 15.15-15.40 Групповая 1 .«Осень в гости к нам пришла». Группа №6 Практич. дея-ть

1 Ноябрь 11 15.15-15.40 Групповая 1

«Перелетные птицы» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Ноябрь 25 15.15-15.40 Групповая 1

.«Как звери готовятся к зиме!» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Декабрь 2 15.15-15.40 Групповая 1 .«Зимняя красавица - ель» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Декабрь 16 15.15-15.40 Групповая 1 .«Куда исчезают насекомые?»

Группа №6 Практич. дея-ть

1 Январь 13 15.15-15.40 Групповая 1 .«Жизнь птиц зимой» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Январь 27 15.15-15.40 Групповая 1 .«Мороз – удивительный художник»

(Опыт) Группа №6 Практич. дея-ть

1 Февраль 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Выращиваем лук на окошке» (опыт)

Группа №6 Практич. дея-ть

2 Февраль 17 15.15-15.40 Групповая 1 .«Полезные витамины» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Март 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Птицы прилетели» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Март 17 15.15-15.40 Групповая 1 .

«Сосульки».

Звенит капель.

(опыт) Группа №6 Практич. дея-ть

1 Апрель 7 15.15-15.40 Групповая 1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Апрель 21 15.15-15.40 Групповая 1 «Первоцветы» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Май 5 15.15-15.40 Групповая 1 «Что такое облака, дождь, гроза?» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Май 19 15.15-15.40 Групповая 1 18. Итоговое развлечение:

«В мире природы» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Группа

№ П/П Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

1 Октябрь 7 15.15-15.40 Групповая 1 .«Цветы на участке осенью» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Октябрь 21 15.15-15.40 Групповая 1 .«Осень в гости к нам пришла». Группа №6 Практич. дея-ть

1 Ноябрь 11 15.15-15.40 Групповая 1

«Перелетные птицы» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Ноябрь 25 15.15-15.40 Групповая 1

.«Как звери готовятся к зиме!» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Декабрь 2 15.15-15.40 Групповая 1 .«Зимняя красавица - ель» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Декабрь 16 15.15-15.40 Групповая 1 .«Куда исчезают насекомые?»

Группа №6 Практич. дея-ть

1 Январь 13 15.15-15.40 Групповая 1 .«Жизнь птиц зимой» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Январь 27 15.15-15.40 Групповая 1 .«Мороз – удивительный художник»

(Опыт) Группа №6 Практич. дея-ть

1 Февраль 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Выращиваем лук на окошке» (опыт)

Группа №6 Практич. дея-ть

2 Февраль 17 15.15-15.40 Групповая 1 .«Полезные витамины» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Март 3 15.15-15.40 Групповая 1 .«Птицы прилетели» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Март 17 15.15-15.40 Групповая 1 .

«Сосульки».

Звенит капель.

(опыт) Группа №6 Практич. дея-ть

1 Апрель 7 15.15-15.40 Групповая 1 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Апрель 21 15.15-15.40 Групповая 1 «Первоцветы» Группа №6 Практич. дея-ть

1 Май 5 15.15-15.40 Групповая 1 «Что такое облака, дождь, гроза?» Группа №6 Практич. дея-ть

2 Май 19 15.15-15.40 Групповая 1 18. Итоговое развлечение:

«В мире природы» Группа №6 Практич. дея-ть

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный эколог» в средней группе
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 17:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный эколог» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Останина (УИ 610396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД