Елена Карандашова
Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает их возрастные и психофизические особенности.
Программа «Вышивка шелковыми лентами» имеет художественно-эстетическую направленность.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Вышивка шелковыми лентами“» размещена в разделах
- Вышивание лентами, вышивка ленточками
- Вышивание, вышивка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность данной программы состоит в том,что изучив технику вышивки, воспитанники смогут создать своими руками красивые вещи. У ребят детского дома появится возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик. С помощью оригинального объемного рисунка можно объединить в единый ансамбль несколько предметов своего гардероба, а универсальность этого вида рукоделия позволяет оформить как платье, шапочку и сумку, так и реализовать собственные идеи и фантазии в виде оригинальных вещей: картин, рамочек для фотографий, закладок для книг, вышитых мешочков для телефона, косметики и т. п.
Педагогическая целесообразность заключается в том,что технология образовательного процесса позволяет добиться поставленных целей и задач в очень короткие сроки. Это становится возможным благодаря отбору самых основополагающих тем и преобладанию практики над теорией.
Педагог в организации обучения использует гуманистические методы, выступая в качестве друга,старшего товарища, всегда готового поддержать и помочь,открытого совместному творчеству.
Освоение программы зависит от возраста обучающихся и трудовых навыков воспитанников.
Для каждого года обучения по программе «Вышивка шелковыми лентами» определены темы занятий с постепенным усложнением, перечислены основные требования к умениям и знаниям обучающихся, а также работы рекомендуемые для выполнения в практическойдеятельности. Работа с текстильными материалами требует более кропотливого и упорного труда, чем работа с другими материалами. Качество работы зависит от точности и аккуратности соблюдаемых при вышивании. Развивает трудовую культуру, умение планировать и организовывать свою работу. На уроках по вышивке совершенствуются эстетические вкусы детей. Педагог стремится к тому, чтобы при подборе лент, тканей и других материалов, воспитанники обращали внимание на форму изделий, цветовые сочетания лент и ткани, отделку изделий.
Обучение по данной программе направленно на достижение следующей Цели :
Выявление и развитие способностей воспитанников к декоративно-
прикладному творчеству, личностный рост воспитанников. Полученные знания и умения должны составлять важный элемент в труде по самообслуживанию.
Задачи этапов обучения – социально – бытовая ориентация воспитанников:
1. Обучающие :
-формирование определенных трудовых умений по обработке тканей – вышивке лентами с использованием инструментов ручного труда.
-усвоение определенных знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах работы с ними.
-умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде.
2. Развивающие :
- развивать индивидуальные трудовые возможности воспитанника.
- формировать и совершенствовать эстетические вкусы воспитанников.
3. Воспитательные :
-воспитывать трудолюбие,чувство ответственности и «чувства локтя», коммуникативную культуру.
-воспитывать чувство товарищества.
-развивать побудительные мотивы трудовой деятельности, стремление доводить начатое дело до конца.
Отличительной особенностью данной программы является преобладание практических занятий над теоретическими. Занятия с воспитанниками проходят в режиме творческой мастерской.
Искусство шить шелковыми лентами необычайно занимательно, оно не требует сложных приспособлений и крупных материальных расходов. В работе применяются несложные приемы вышивки, а объемный рисунок эстетически привлекателен. Воспитанники младшего возраста, вовлекаются в трудовую деятельность посредством примера. Они успешнее проходят адаптацию к социальным условиям детского дома.
Условия реализации программы :
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся в специально оборудованной мастерской.
Результаты обучения, уровень сформированности социально – бытовых навыков вносятся в карту индивидуально – личностного развития воспитанников.
Режим занятий по уровням обучения.
По типу занятия не подразделяются жестко на теоретические и практические.
В каждом занятии присутствуют элементы теории, но основное внимание уделяется практической стороне деятельности.
Первый год обучения - 1 раз в неделю - по 2 часа (72 часа) .
Второй год обучения - 2 раза в неделю - по 2 часа (144 часа) .
Данная программа разработана для детей первого года обучения
в группах от 12 до 15 человек.
Для детей второго года обучения - в группах от 10 до 12 человек.
На каждом уровне воспитанники получают специальные знания и умения формируют практические навыки, развивают творческие способности. В мастерские принимаются все желающие без исключения.
Условия комплектования групп:
По уровню подготовки воспитанник может быть принят в группу второго года обучения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Исходя из поставленных задач и содержания образовательной программы,
к концу первого года обучения, воспитанники должны знать:
- ручные швейные инструменты.
- правила безопасной работы с ручными инструментами и приспособлениями : ножницами, иглами, булавками, наперстками, выпарывателями, пяльцами.
- ткани полотняного переплетения, их свойства.
- способы закрепления лент из ткани, выполнение узла.
- приемы выполнения прямых, косых и петельных стежков лентами.
-последовательность выполнения шва «вытянутый стежок», шов тамбурный и крест.
- последовательность выполнения отделочного рюша «змейка».
- способы и последовательность изготовление рамок, оформление работы.
Воспитанники должны уметь:
- использовать в работе ручной швейный инструмент.
- выкраивать салфетки с обмеловкой.
- работать с пяльцами.
- выполнять украшения «бантики»
- изготавливать футляр для ножниц.
- вышить игольницу, платочек.
- изготовить салфетку с простым узором из лент.
- изготовить праздничную открытку швом рюш, «змейка».
- выполнить рамку с использованием лент, тесьмы и пайеток.
К концу освоения программы второго года обучения воспитанники должны знать:
- правила безопасной работы в мастерской.
- технику выполнения простых отделочных швов лентами.
- технологию перевода рисунка.
- последовательность выполнения узора «роза».
- выполнять декоративные швы шелковыми лентами.
- знать приемы оформления готовых трикотажных изделий лентами.
- варианты выполнения подарков.
- способы украшения работы, с применением бусин, пайеток.
- приемы изготовления украшения летней сумки из ткани полотняного переплетения.
- приемы работы с тонкими шелковыми тканями.
- последовательность выполнения розы из широких атласных лент.
К концу второго года обучения, воспитанники должны уметь:
- выбрать и перевести рисунок.
- выбрать материалы сочетающиеся по цвету.
- знать технику вышивки шелковыми лентами, картин с мотивами: цветы, овощи, фрукты, насекомые.
- украсить вышивкой свитер, шарф, шапочку, варежки.
- оформить вышивкой лентами подушечку, ленту для волос, фартук, прихватку, «грелку» на чайник.
- выполнить вышивку летнего платья, сарафана.
- изготовить и оформить летнюю сумку, мешочек для косметики.
- выполнить цветы из органзы, розы на платье или шляпку из широких атласных лент.
- уметь правильно ухаживать за вышитыми изделиями.
Воспитательные задачи:
- воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, «чувство локтя».
- развивать побудительные мотивы трудовой деятельности.
- воспитывать чувство товарищества.
- активного творческого отношения к труду.
- развивать и совершенствовать эстетические вкусы воспитанников.
- творчески добиваться поставленных целей.
При определении результативности работы используются такие способы
как :
-тестирование (в разделах программы : «правила безопасной работы».
-педагогическое наблюдение.
-анализ результатов деятельности ребенка.
-оценка результатов деятельности ребенка педагогом.
Формы подведения итогов.
-постоянно действующая выставка в мастерской.
-выставка изделий.
-участие в районных и городских мероприятиях.
-творческие разработки новых технологий и изделий.