Светлана Чучунова
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…. 3
1.2. Принципы реализации программы ….…. 4
1.3. Цели и задачи программы….4
1.4. Ожидаемые результаты освоения программы…. 4
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание и формы работы…. …. 5
2.2. Методы реализации программы …. 5
III Организационный раздел
3.1. Учебный план ….5
3.2. Расписание занятий …. 5
3.3. Материально-технические условия реализации программы…. 5
3.4. Календарно-тематическое планирование…. 6
3.5. Использованная литература…7
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.
Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
1.2. Принципы реализации программы
Организация деятельности дошкольников основывается на следующих
принципах:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
1.3. Цели и задачи образовательной программы
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Ознакомление с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
1.4. Ожидаемый результат освоения Программы
Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время,
раскрепостить детей, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.
Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей; овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.
1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2. Знакомство детей с фольклором;
3. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
Итоги реализации программы : чтение стихов на утренниках ДОУ; театрализация русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание и формы работы
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры.
2.2. Методы реализации
1. Правильный образец речи педагога.
2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
5. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Методы:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников
2023 - 2024 0,5 2 18 15-20 27
3.2. Расписание занятий
День недели: вторник
Время: 15: 30 - 15:50
3.3. Материально-технические условия реализации программы
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал
3. Природный материал (семена, крупы)
3.4. Календарно – тематическое планирование
Сентябрь
1. Пальчиковая игра «Осенние листья». «Листик» - раскрась по образцу
2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Октябрь
1. Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)
2. Пальчиковая игра «Перелётные птицы». Упражнение – заштрихуй птичку по образцу
Ноябрь
1. Потешка «Зайка серенький сидит». Упражнение «Что тонет, что не тонет?» - выбрать из группы то, что тонет.
2. Потешка «Сидит белка на тележке». Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
Декабрь
1. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
2. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки. Упражнение «Домашние животные» - найти в «волшебном» мешочке фигурки животных на ощупь.
Январь
1. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз». Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).
2. Русская народная сказка «Колобок» (драматизация).
Февраль
1. Потешка «Снежинки». Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
2. Загадывание загадок о зиме. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.
Март
1. Лабиринт «К какому растению летит бабочка». Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
2. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка).
Апрель
1. Потешка «Солнышко». Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.
2. Потешка «Пекла кошка пирожки». Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
Май
1. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр).
2. Пальчиковая игра «Дом». Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
3.5. Список использованной литературы
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.
3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.
4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.
5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.
6. «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;
7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;
9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;
10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н.
Френкель, В. Карасева;
11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова
12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.