Митрофанова Надежда Николаевна
Дополнительная общеобразовательная программа «Светлячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка» с. Покосное
(МКДОУ д/с «Ёлочка)
Автор программы : Митрофанова Надежда Николаевна,
Воспитатель МКДОУ детский сад «Ёлочка»
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Направление программы
1.2. Новизна данной программы
1.3. Актуальность, педагогическая целостность дополнительной программы
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Светлячок“» размещена в разделах
1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
1.6. Возраст детей участвующих в реализации данной программы
1.7. Сроки реализации, формы и режим занятий
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1.9. Формы проведения итогов реализации программы
2. Способы проверки результатов
3. Тематический план
4. Контрольно диагностический материал
5. Список литературы
Пояснительная записка
Экологические изменения окружающей среды заставляют глубже задуматься над сутью этой проблемы и искать пути ее разрешения исходя из местных условий.
В г. Братске по заключению Государственной экологической экспертизы признана чрезвычайная экологическая обстановка. Учитывая небольшую отдаленность сельских поселков от города, эта проблема касается и нас сельских жителей.
Дошкольное детство - ответственный и самый благоприятный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям).
Все начинается с детства. Уже в сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Малыш учится видеть разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире. Именно в раннем детстве развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении своего замысла.
Вопросы воспитания экологической культуры дошкольника через художественно-эстетическое развитие находят свои решения в условиях программы.
Развитие у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира помогают увидеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь; понять взаимосвязь жизни человека и окружающей его природы.
Накопление у детей ярких впечатлений, представлений о многообразии форм окружающей их природы, художественных стилей способствуют приобщению детей к искусству.
Предлагаемая программа - составная часть экологического и изобразительного образования. Она дает широкие возможности вовлечь детей в разные виды художественно - эстетической деятельности, помогает осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. Дети глубже знакомятся с окружающим миром природы. Учатся беречь ее.
Через изобразительную деятельность и художественный труд экспериментируют с цветом. Придумывают и создают композиции; осваивают различные художественные техники (мятая бумага, разрывная аппликация, ниткография, монотипия, диатипия, гратаж, декупаж); учатся использовать различные материалы (природный, бросовый, ткань, соленое тесто, воск) и средства (кисточки, карандаши, ножницы, печатки, трафареты и т. д.)
Усвоение экологических ценностей и правил экологической безопасности органично включено в процесс художественно — эстетического воспитания и происходит, как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
1.1. Направление программы
Дополнительная образовательная программа «Светлячок» реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей художественно - творческих навыков средствами различных техник рисования и использования природного и бросового материала.
1.2. Новизна программы
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются неклассические техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала. Начиная со среднего возраста и с усложнением в старшем и подготовительном возрасте.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности.
1.3. Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием неклассической техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления с особенно с уклоном на экологическое воспитание.
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной деятельности:
Цель: развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта; народного, декоративно - прикладного и изобразительного искусства.
Задачи:
• формировать устойчивый интерес к миру искусства во всех его многообразных связях жизни;
• знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;
• воспитывать внимательное отношение к окружающей среде, аккуратность, целеустремленность;
• прививать навыки работы с природным материалом;
• развивать в детях желание сделать свои работы общественно значимыми;
• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, общение с живыми объектами, наблюдение за растениями, экскурсии в природу, в музей природы.
1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Отличительной особенностью программы от уже существующих, "Красота. Радость. Творчество" Т. С. Комаровой, а также программы и технологии : «Цветные ладошки» Лыковой И. А., по целям.
Цель программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки» формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству, как отражение жизни во всем ее многообразии к окружающей действительности в целом и к самому себе, как части мироздания.
Цель программы Комаровой Т. С. «Красота. Радость. Творчество» развитие творческих способностей у детей направленных на создание художественно-выразительного образа, через предметное, сюжетное и декоративно – прикладное рисование.
Цель нашей программы — это формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности с использованием природного материала,через воспитание экологической культуры ребёнка.
По содержанию от программы Т. С. Комаровой «Красота. Радость. Творчество» интегрирует основные направления эстетического воспитания, основывается на всех видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) и приобщает к нему детей средствами природной и предметной развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование художественно-речевой, театрализованной.
По содержанию от программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки». В программе раскрыта педагогическая модель, нацеленная на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру.
«Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограниченно занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности»
Т. Н. Доронина
1.6. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной программы
Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный (дети 4-х лет);
- развивающий (дети 5-ти лет);
- исследовательский (дети 6-7 лет).
Каждый этап имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям каждой группы.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Организация работы программы способствует совершенствованию организации развивающей среды в образовательном учреждении. Это новый элемент развивающей предметной среды. Создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции; помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность детей в этом помещении.
Программа разработана для проведения занятий по изо-деятельности с экологической направленностью, совершенствования экологического воспитания детей. Здесь малыши знакомятся с композициями природного материала, уходом за растениями, наблюдают за птицами, рыбками, хомячками, ежиком; учатся экспериментировать, т. е. жить среди представителей природы.
Ознакомительный этап.
У малышей четырех лет только начинает формироваться вкус. Они эмоционально воспринимают явления природы, предпринимают попытки отобразить в рисунке то, что видели в окружающем мире.
Детей учат видеть и различать основные цвета, формы. Работы еще очень просты, но малыши начинают экспериментировать. Исследовать.
Смешивание красок - это первые шаги к развитию чувства цвета. Работа с глиной развивает умение определять свойства материала, способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития координации движений выполняются упражнения на рисование линий разного характера, пятен, точек.
Малыши впервые используют в своих работах природный материал.
В этот период широко используются игровые занятия, сказкотерапия. Художественное слово (травушка - муравушка, красно -солнышко) помогают формированию как художественно – образного начала, так и начала бережного отношения к природе (начало экологической культуры).
Цель: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Показать простейшие связи между ними. Дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, с помощью рук формировать образные представления.
Развивающий этап.
К пяти годам у ребенка обогащаются и систематизируются знания об окружающей действительности, развивается наблюдательность, углубляются чувства, совершенствуется изобразительная техника. На этом этапе дети начинают проявлять творчество: самостоятельно, целесообразно и выразительно решать колористические, композиционные, конструктивные задачи на уровне начальных творческих проявлений.
У ребенка пяти лет характерно стремление передать в рисунке, лепке, аппликации сходство с реальными предметами, желание отразить свои впечатления, эмоциональное отношение которые возникли у него от общения с окружающим миром. Через рисунок ребенок ощущает пространство неба, земли, реки, моря. У детей проявляется способность анализировать и обобщать, активно развивается образное мышление, формируется логическое (причинно - следственное) мышление. Дети начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предложения. Все это позволяет усложнить экологическое воспитание.
Цель: Продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт детей через цвет, свет, ритм, композицию, развитие формы и силуэта. Учить детей передавать выразительные формы реального предмета с натуры, по памяти.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности.
Дать представление о том, что человек- часть природы. Учить вести себя так, чтобы не навредить природе.
Заключительный этап.
К шести годам дети получают наиболее полное для дошкольного возраста развитие. Подготовка к школьному обучению занимает ведущее место и важность этого осознается самими детьми. К шестилетнему возрасту наблюдательность у детей должна быть настолько развита, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы, анализировать свойства предметов и явлений, которые находят отражение в изобразительной деятельности. Придается большое значение умению охватить предмет в целом, в совокупности его свойства и отношений между ними.
По - иному строится восприятие натуры. Дети осваивают свойства, присущие конкретному предмету.
Возрастает значение изобразительной деятельности как способа фиксации наблюдений за изменением в росте растений, за природными явлениями. Рисование начинает занимать определенное место в занятиях по ознакомлению с природой.
Знакомство с трудом, техникой, с явлениями общественной жизни также находит более широкое отражение в рисунках, аппликациях, лепке. Изобразительная деятельность приобретает большое познавательное значение. Изменяется характер эстетического освоения действительности. У детей воспитывается способность анализировать явления с эстетической стороны, самостоятельно находить красоту в жизни.
Цель: развивать аналитические способности, умение сравнивать явления и предметы между собой, выделять особенности объекта, совершенствовать изобразительные навыки через передачу формы, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
1.7. Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа реализуется в течение 1 года. Непосредственная образовательная деятельность (в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по созданию эскизов с натуры, создание композиций и реализации замысла по созданию картины) проводится во второй половине дня один раз в месяц фронтально, в индивидуальной работе с детьми в режимных момента и в кругу семьи.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные качества.
Среднего возраста: способен проявлять устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов; может отображать свои представления и впечатления в разных видах изобразительной деятель
Старшего возраста: выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.
Подготовительная группа: самостоятельно создает выразительные образы, различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них; пытается аргументировать свою точку зрения, умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи; пытается рассуждать при изменении тех или иных условий.
Физические качества.
Среднего возраста: проявляет положительные эмоции в самостоятельной двигательной деятельности.
Старшая группа: охотно участвует в подвижных играх, выполняет основные гигиенические процедуры.
Подготовительная группа: проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования, самостоятельно организует подвижные игры, придумывая разные варианты.
Экология.
Средняя группа.
Называть разные объекты природы (дерево, куст, цветок, бабочка, птичка, и т. д.) которые их окружают в помещении, на участке, на улице, знать простейшие условия их существования. Проявлять интерес к объектам природы, делиться своими познаниями о живой и неживой природе, не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить
Старшая группа.
Дети могут анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
Имеют представления о растениях и способах применения их во благо человека;
Имеют представления о элементарной взаимосвязи жизни человека и природы, способны оказать посильную помощь как растениям так и животным.
Подготовительная группа.
Объясняют экологические зависимости, усваивают связи и взаимодействия человека с природой;
Имеют представления о различных природных объектах (вода, почва, воздух, о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе.
Имеют желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, аппликации, лепке.
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок.
2. Способы проверки результатов
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей,изучаются продукты творческой деятельности детей.