Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию «Маленькие ученые» для детей 4–5 лет
Пояснительная записка
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно - исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию „Маленькие ученые“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно - исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых: любознательность, постоянное экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - познать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Главное в экспериментировании заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ
недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т. д. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы
Направленность программы «Маленькие учёные» исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Она является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной
и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников: «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском
саду разработана программа кружка «Маленькие ученые» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации
посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально- исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать своюжизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель Программы
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей
через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление.
Развивающие :
Развивать познавательную функцию экспериментирования.
Формировать интерес к поисковой деятельности.
Развивать личностные свойства : целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Воспитывать умение выполнять последовательность действий.
Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Отличительные особенности программы
• Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
• Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
• Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
• Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л. C.Выготского, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
Этапы реализации программы дополнительного образования :
1 этап – подготовительный
- предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)
- определение типа, вида и тематики.
- выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные)
- подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
2 этап – основной
Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
3 этап - завершающий
- анализ эффективности работы по познавательному развитию детей за период реализации программы
- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов экспериментальной работы.
Формы и режим занятий.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме работы дополнительного образования : занятия, экскурсии, экспериментирование, применение ИКТ и других технических средств обучения (ТСО).
Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.
Общее количество учебных занятий в год - 63.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 20 минут. Основная форма занятий - групповая.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей.
Ожидаемые результаты итогов реализации программы и способы их проверки.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются :
- входной контроль, беседа, опрос
- текущий контроль осуществляется после изучения тематического модуля программы /итоговая беседа/
- диагностика педагогического процесса
- открытые занятия по итогам года
- выступление на педагогическом совете – подведение итогов работы
- организация видеопрезентаций и фотовыставок хода педагогического процесса (в течение учебного года).
Перспективный план дополнительной образовательной программы по познавательному развитию «Маленькие ученые» в средней группе
1 модуль - «Знакомство с песком и глиной»
Опыт 1
Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.
Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Опыт 2
Свойства песка и глины
Дать детям представление о песке и глине; помочь определить их качества и свойства (глина мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Опыт 3
«Из чего состоит песок» ознакомление со свойствами песка.
Опыт 4
«Делаем дорожки и узоры из песка» продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
2 модуль -- «Волшебница вода»
Опыт 5
Свойства воды Показать, что вода не имеет формы
Выяснить имеет ли вкус вода.
Выяснить имеет ли цвет вода.
Опыт 6
«Вода – растворитель»
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт 7
«Почему вода бывает грязной?», «Фильтр для воды» Выяснить, почему вода бывает грязной. Показать некоторые из способов очитки воды
Опыт 8
Дождь в банке / Круговорот воды в природе /
3 модуль - «Воздушное царство»
Опыт 9
Воздух – первое знакомство: вдох – выдох
дать детям представления о воздухе и его свойствах; помочь в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве;
развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать речь, мышление;
воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире.
Опыт 10
Прогулки невидимки
Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т. д.).
Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе.
Опыт 11
«Я вижу воздух»
дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Опыт 12
«Загадочные пузырьки
4 модуль - «Снег и лед»
Опыт 13
Таяние снега
ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).
Опыт 14
Взаимодействие воды и снега.
Выявить свойства воды.
Выявить способность воды остывать под действием внешних условий.
Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость.
Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
Опыт 15
Раскрасим снег
Закреплять знания детей о свойствах снега.
Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
Вызывать интерес к неживой природе
Воспитывать любознательность, радость от открытий, полученных из опытов.
Опыт 16
Цветные льдинки
В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления
5 модуль - «Загадочное притяжение»
Опыт 17
Какие предметы дружат с магнитом
Учить детей определять магнетические предметы, используя магнит.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Опыт 18
Достань предмет
Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.
Закреплять знания детей, умению отделять магнетические предметы, от немагнетических, используя магнит.
Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты.
Опыт 19
Волшебная рукавичка
познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы;
развивать мышление, любознательность;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности
Опыт 20
Мы – фокусники
Познакомить детей со свойством магнита притягивать некоторые предметы. В ходе опытов самостоятельно выявить все свойства магнита. Подвести детей к формулировке понятия «магнит» и применение его в хозяйственной деятельности. Учить выдвигать гипотезы и решать проблемы в ходе наблюдения.
6 модуль - «Лаборатория огородных наук»
Опыт 21
В маленьком семени прячется растение
Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур : от семени до взрослого плодоносящего растения.
Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
Опыт 22
Посадим огород
Учить различать овощи по характерным признакам
Развивать память, обследовательские действия.
Создать чувство эмоционального комфорта.
Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
Развивать умение правильно сажать в землю семечко и ухаживать за ним.
Опыт 23
«Как быстро перебрать крупу»
сравнить свойства крупы.
Опыт 24
Месим, месим, выпекаем
7 модуль - «Свойства солнечного света»
Опыт 25
Свет повсюду
показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Опыт 26
«Солнечная лаборатория» Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Опыт 27
«Свет и тень»
Развивать способность предполагать исход события, поощрять желание детей рассуждать;
Объяснить детям через эксперименты со светом и тенью природные явления.
Опыт 28
Поймаем солнечного зайчика дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.
8 модуль - «Разные материалы»
Опыт 29
Дерево, бумага.
Свойства дерева и бумаги
формировать умение узнавать предметы сделанные из дерева и бумаги, определять их качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Опыт 30
Стекло, свойства
Обобщить знания детей о свойствах стекла методом сравнения его с другими материалами (пластмассой, резиной,
путём исследования.
Расширять и активизировать словарный запас при ознакомлении детей с природными и искусственными материалами.
Опыт 31
Ткань, свойства Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.
Опыт 32
Резина, металл, пластмасса. Познакомить детей с разными материалами, активизация словаря
Работа с родителями воспитанников
Формы работы с родителями:
Очень важно в процессе формирования познавательного интереса у детей обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс развития, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс работы по познавательн6ому развитию с семьей включает :
• Консультации индивидуальные и групповые. Онлайн – консультации.
• Мастер-класс для родителей
• Беседы с родителями
• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
• Семинар – практикум.
• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.
• Просмотр занятия
• Изготовление игр, пособий.
Методическое обеспечение программы
Материально – технические условия
для реализации программы
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р.
• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д. р);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.);
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование :
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы проведения эксперимента;
Список литературы
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования»
4. Николаева С. Н. ; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
5. Рыжова Н. А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребёнок в мире поиска»
8. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
10. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.