Татьяна Михайлова
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика дополнительной общеобразовательной программы математического развития способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
1.1. Актуальность программы
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация кружка «Веселая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой.
Особое внимание в кружковой работе уделяется развитию логических форм мышления. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей.
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
1.3 Основные принципы программы математического развития
- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и творческих способностей;
- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;
- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального развития на основе
- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.
Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на 4 года и включает 3 блока:
1 блок : дополнительная общеобразовательная программа для детей второй младшей группы (3-4 лет) «Я считаю до 5»
2 блок : для детей средней группы (4-5 лет) «Маленькие знатоки»
1.4 Характеристики возрастных особенностей детей по математическому развитию
Краткая характеристика возрастных особенностей детей 3-4-лет.
На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.
Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.
В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.
В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей. Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы по математическому развитию
Ожидаемые результаты освоения программы «Я считаю до 5»(3-4 лет)
Ребенок умеет:
Количество и счет
- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Геометрические фигуры
- приемам обследования зрительно-двигательным путем;
- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Величина
- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя: налево, направо, вперед, назад.
Логические задачи
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
4-5 лет:
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
Предлагаются логические задачи: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Найди отличие», «Продолжи цепочку» и т. д
2. Содержательный раздел
2.1. Вторая младшая группа «Я считаю до 5»
Перспективное планирование
Сентябрь.
1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь.
1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
2. «Кто где спит» - форма.
3. «Игра с мячами» - величина.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь.
1. Окраска воды – цвет.
2. Какой формы предметы в нашей группе.
3. Построим башню.
4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь.
1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
2. «Новогодние елочки» - величина.
3. «Составные картинки» – форма.
4. Лото «цвет и форма».
Январь.
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.
3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль.
1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
3. «Построим башню» - величина.
4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март.
1. Игровые поручения – цвет и величина.
2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель.
1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Май.
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
2.2 Средняя группа (4-5 лет) «Маленькие знатоки»
Перспективное планирование
Содержание программы :
Недели Название дидактической игры Цель
Сентябрь
1-2 Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа). Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».
3-4 Д/и «Волшебный мешочек».
Д/и «Что изменилось». Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.
Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
Октябрь
1-2 Д/и «Найди не такую».
Д/и «4-й лишний». Продолжать знакомить с логическими блоками.
Развитие умение выделить существенные признаки.
3-4 Д/и «Продолжи ряд». Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.
Ноябрь
1-2 Д/и «Найди пару». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь
3-4 Д/и «Второй ряд». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.
Декабрь
1-2 Д/и «Клад».
Д/и «Игра с одним обручем». Развивать связную речь, память, внимание.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.
3-4 Д/и «Чего не хватает».
Д/и «Игра с двумя обручами» Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.
Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).
Январь
2 Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.
3-4 Д/и «Заселим в домики».(2 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.
Февраль
1-2 Д/и «Переводчик».
Д/и «Художник». Знакомить детей с знаками – Х
Развитие творческого мышления.
3-4 Д/и «На свою веточку». Учить детей определять свойства блоков по карточкам.
Март
1-2 Д/и «Кто хозяин». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
3-4 Д/и «Игра с двумя обручами». Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.
Апрель
1-2 Д/и «Заселим в домики».(3 признака) Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.
3-4 Д/и «На свою веточку». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
Май
1-2 Д/и «Волшебный мешочек». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.
3-4 Д/и «Художник». Развитие творческого мышления.
2.5. Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности
Формы организации кружка:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
2.6. Интеграция образовательных областей
Интеграция математического развития осуществляться через следующие образовательные области: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, музыка, художественное творчество, речевое развитие. Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.
Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями : сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая.
Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.
Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование
количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Попрыгать 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).
Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй
Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.
Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Образовательная область речевое развитие прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и в познавательном развитии. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным.
Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.
2.7. Учебный план по дополнительному образованию «Веселая математика»
Возрастная группа Вариативная часть Длительность
(по времени проведения/день недели)
2 младшая группа 1 блок «Я считаю до 5» 15 мин/ 2 половина дня вторник
Средняя группа 2 блок «Маленькие знатоки» 20 мин / 2 половина дня вторник
3. Организационный раздел
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Необходимым условием успешной реализации программы по математическому развитию является организация особой предметно - развивающей среды.
Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:
- предметное содержание;
- пространственная организация;
- изменение предметного содержания во времени.
К предметному содержанию относятся:
1. Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует
преимущественно самостоятельно или совместно со взрослыми и сверстниками (геометрический конструктор, пазлы. настольно – печатные игры математического содержания).
2. Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, обучающие книги).
3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, измерений)
В группе размещены:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).
3.2. Методическое обеспечение дополнительной программы.
В зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка, меняется и форма подачи преподаваемого материала. Наиболее целесообразной методикой обучения, направленной на достижение проектируемого результата, является сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Теоретические знания даются не только словесным изложением данных, но и используется наглядный материал тематических презентаций, которые просматриваются с помощью мультимедийного проектора.
Дидактический материал : таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Материально – технический ресурс:
Дидактический материал :
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 20.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
16. Знаки – символы.
17. Конспекты.
18. Блоки Дьенеша
3.3. Научно-методическое обеспечение.
Тематический модуль «Математическое развитие»
Е. В. Колесникова Математические ступени
Е. В. Колесникова Математика для детей 4-7 лет
Е. В. Колесникова Математика вокруг нас
З. А. Михайлова Логико- математическое развитие дошкольников
В. Н. Бардышева «Здравствуй, как живешь?» Развитие мелкой моторики
А. А. Смоленцева Введение в мир экономики
А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера»
В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет
Образцова Т. Н. «Логические игры для детей»
3.4. Время и сроки реализации программы «Веселая математика»
Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий на каждую возрастную группу.
Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность одного занятия
• 2 младшая группа – 15 мин.
• средняя группа -20 мин
Программой предусмотрено проведение: практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) .
3.5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов
В качестве контроля в начале и в конце года проводится диагностика уровня развития детей с целью проанализировать : эффективность проведенной работы. Диагностическая работа строится на основных задачах каждого этапа, в виде тестовых заданий.
Познавательное развитие
Математическое и сенсорное развитие Ознакомление с окружающим, развитие математических представлений Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в программе «Детство»
Индивидуальная работа с детьми, беседы, наблюдения
2 раза в год сентябрь, май Руководители дополнительной общеобразовательной программы