Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП «Веселая математика»

Татьяна Михайлова
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП „Веселая математика“» размещена в разделах

Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика дополнительной общеобразовательной программы математического развития способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

1.1. Актуальность программы

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организация кружка «Веселая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой.

Особое внимание в кружковой работе уделяется развитию логических форм мышления. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

развитие логического мышления и творческих способностей.

развитие математических способностей.

развитие личностных качеств

развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

1.3 Основные принципы программы математического развития

- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и творческих способностей;

- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;

- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального развития на основе

- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана на 4 года и включает 3 блока:

1 блок : дополнительная общеобразовательная программа для детей второй младшей группы (3-4 лет) «Я считаю до 5»

2 блок : для детей средней группы (4-5 лет) «Маленькие знатоки»

1.4 Характеристики возрастных особенностей детей по математическому развитию

Краткая характеристика возрастных особенностей детей 3-4-лет.

На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.

В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.

В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей. Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы по математическому развитию

Ожидаемые результаты освоения программы «Я считаю до 5»(3-4 лет)

Ребенок умеет:

Количество и счет

- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Геометрические фигуры

- приемам обследования зрительно-двигательным путем;

- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Величина

- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Ориентировка в пространстве

- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя: налево, направо, вперед, назад.

Логические задачи

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

4-5 лет:

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Предлагаются логические задачи: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Найди отличие», «Продолжи цепочку» и т. д

2. Содержательный раздел

2.1. Вторая младшая группа «Я считаю до 5»

Перспективное планирование

Сентябрь.

1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Октябрь.

1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2. «Кто где спит» - форма.

3. «Игра с мячами» - величина.

4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

Ноябрь.

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

Декабрь.

1. «Украшение для ёлочки» - цвет.

2. «Новогодние елочки» - величина.

3. «Составные картинки» – форма.

4. Лото «цвет и форма».

Январь.

1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

Февраль.

1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

3. «Построим башню» - величина.

4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

Март.

1. Игровые поручения – цвет и величина.

2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

Апрель.

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май.

1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

2.2 Средняя группа (4-5 лет) «Маленькие знатоки»

Перспективное планирование

Содержание программы :

Недели Название дидактической игры Цель

Сентябрь

1-2 Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без показа). Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький».

3-4 Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось». Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Октябрь

1-2 Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний». Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки.

3-4 Д/и «Продолжи ряд». Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.

Ноябрь

1-2 Д/и «Найди пару». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

3-4 Д/и «Второй ряд». Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности.

Декабрь

1-2 Д/и «Клад».

Д/и «Игра с одним обручем». Развивать связную речь, память, внимание.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

3-4 Д/и «Чего не хватает».

Д/и «Игра с двумя обручами» Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

Январь

2 Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

3-4 Д/и «Заселим в домики».(2 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

Февраль

1-2 Д/и «Переводчик».

Д/и «Художник». Знакомить детей с знаками – Х

Развитие творческого мышления.

3-4 Д/и «На свою веточку». Учить детей определять свойства блоков по карточкам.

Март

1-2 Д/и «Кто хозяин». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

3-4 Д/и «Игра с двумя обручами». Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь.

Апрель

1-2 Д/и «Заселим в домики».(3 признака) Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.

3-4 Д/и «На свою веточку». Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Май

1-2 Д/и «Волшебный мешочек». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

3-4 Д/и «Художник». Развитие творческого мышления.

2.5. Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности

Формы организации кружка:

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические

• Игры, конкурсы

Методы:

• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

• Показ мультимедийных материалов

2.6. Интеграция образовательных областей

Интеграция математического развития осуществляться через следующие образовательные области: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, музыка, художественное творчество, речевое развитие. Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями : сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая.

Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование

количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Попрыгать 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Образовательная область речевое развитие прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и в познавательном развитии. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным.

Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

2.7. Учебный план по дополнительному образованию «Веселая математика»

Возрастная группа Вариативная часть Длительность

(по времени проведения/день недели)

2 младшая группа 1 блок «Я считаю до 5» 15 мин/ 2 половина дня вторник

Средняя группа 2 блок «Маленькие знатоки» 20 мин / 2 половина дня вторник

3. Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Необходимым условием успешной реализации программы по математическому развитию является организация особой предметно - развивающей среды.

Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:

- предметное содержание;

- пространственная организация;

- изменение предметного содержания во времени.

К предметному содержанию относятся:

1. Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует

преимущественно самостоятельно или совместно со взрослыми и сверстниками (геометрический конструктор, пазлы. настольно – печатные игры математического содержания).

2. Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, обучающие книги).

3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, измерений)

В группе размещены:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

3.2. Методическое обеспечение дополнительной программы.

В зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка, меняется и форма подачи преподаваемого материала. Наиболее целесообразной методикой обучения, направленной на достижение проектируемого результата, является сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Теоретические знания даются не только словесным изложением данных, но и используется наглядный материал тематических презентаций, которые просматриваются с помощью мультимедийного проектора.

Дидактический материал : таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Материальнотехнический ресурс:

Дидактический материал :

1. Геометрические фигуры и тела.

2. Палочки Х. Кюизинера.

3. Наборы разрезных картинок.

4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

5. Полоски, ленты разной длины и ширины.

6. Цифры от 1 до 20.

7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

8. Фланелеграф, мольберт.

9. Чудесный мешочек.

10. Блоки Дьенеша.

11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12. Геометрическая мозаика.

13. Счётные палочки.

14. Предметные картинки.

15. Конструктор «Лего».

16. Знаки – символы.

17. Конспекты.

18. Блоки Дьенеша

3.3. Научно-методическое обеспечение.

Тематический модуль «Математическое развитие»

Е. В. Колесникова Математические ступени

Е. В. Колесникова Математика для детей 4-7 лет

Е. В. Колесникова Математика вокруг нас

З. А. Михайлова Логико- математическое развитие дошкольников

В. Н. Бардышева «Здравствуй, как живешь?» Развитие мелкой моторики

А. А. Смоленцева Введение в мир экономики

А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера»

В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет

Образцова Т. Н. «Логические игры для детей»

3.4. Время и сроки реализации программы «Веселая математика»

Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий на каждую возрастную группу.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность одного занятия

• 2 младшая группа – 15 мин.

• средняя группа -20 мин

Программой предусмотрено проведение: практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) .

3.5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов

В качестве контроля в начале и в конце года проводится диагностика уровня развития детей с целью проанализировать : эффективность проведенной работы. Диагностическая работа строится на основных задачах каждого этапа, в виде тестовых заданий.

Познавательное развитие

Математическое и сенсорное развитие Ознакомление с окружающим, развитие математических представлений Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в программе «Детство»

Индивидуальная работа с детьми, беседы, наблюдения

2 раза в год сентябрь, май Руководители дополнительной общеобразовательной программы

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеобразовательная программа «My robot time» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ ПРИНЯТО.

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности «Буквоежка» Раздел 1. Пояснительная записка. 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы. За последнее десятилетие система образования.

Дополнительная общеобразовательная программа по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1411 ДО № 1327 Дополнительная Общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная акварелька». 2 часть СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения) Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал Работа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная акварелька». 3 часть СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (третий год обучения) Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП «Веселая математика»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 17:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по познавательному развитию по ФЭМП «Веселая математика»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михайлова (УИ 337757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД