Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей грамоте «Солнечные ступеньки веселой грамматики»

Татьяна Маркинова
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей грамоте «Солнечные ступеньки веселой грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы

Солнечные ступеньки веселой грамматики

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути.

Темочки:

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, замечаешь, что именно у детей в возрасте 5 - 6 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному).

Содержание работы по подготовке воспитанников обучению грамоте основано на программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», составитель Г. Ф. Марцинкевич.

Направленность дополнительной образовательной программы

- по тематической направленности – социально - педагогическая

- по функциональному предназначению – учебно - познавательная

- по форме организации – кружковая

- по времени организации – годичная

Новизна.

Новизна программы состоит в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра с включением игровых проблемно –

практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых занятий, с опорой на обогащенную предметную среду.

В дополнительной образовательной программе каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

Актуальность

Основное место занимает работа по обучению детей сознательному послоговому чтению, выработке навыков печатания в едином орфографическом режиме, графическому анализу, развитию фонематического слуха, а также профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) при последующем обучении детей в начальной школе.

Программа по подготовке детей к подготовке обучению грамоте предусматривает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи) в процессе различных видов деятельности. Данная программа стимулирует развитие любознательности. Она служит развитию неречевых процессов, развитию словарного запаса, практическому усвоению грамматических форм языка.

Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о 6

звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринужденности. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподносится доступно, дети занимаются с удовольствием, а значит и успешно.

В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей

Методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами

игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

Принципы обучения грамоте

* Принцип индивидуальности. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т. д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

* Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

Цель:

- формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте, обучение детей элементарным навыкам письма и чтения.

Задачи:

Обучающие :

- формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка.

- пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;

- помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;

- организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;

- подготовить детей к звуковому анализу слова;

- познакомить с буквами и звуками, слоговое чтение. 8

- подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка.

Развивающие:

- расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

- развивать звукобуквенный анализ слова;

- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

- развивать чувство уместности высказывания;

развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;

Воспитательные:

- воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

- подготовить руку ребенка к письму.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является комплексное взаимодействие модулей программы, где присутствует единый игровой сюжет.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции. Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения. На каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

- формирование графических навыков.

Возраст детей - 5 – 6 лет

Сроки реализации программы - Сроки реализации - 1 год. Два занятия в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25 минут.

Этапы реализации программы дополнительного образования :

1 этап – подготовительный

- предварительная работа по изучению теории вопроса (беседы, рассматривание, заучивание, составление рассказа)

- определение типа, вида и тематики.

- выбор цели, задач работы с детьми (речевые, развивающие, воспитательные)

- подготовка пособий и наглядного материала с учётом темы.

2 этап – основной

Речевая работа с использованием схем, картин, игр в центре речевого развития

3 этап - завершающий

- анализ эффективности работы по речевому развитию детей за период реализации программы

- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов работы.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме работы дополнительного образования : занятия, экскурсии, применение ИКТ и других технических средств обучения (ТСО).

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:

- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);

- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;

- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;

- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

Ожидаемые результаты итогов реализации программы и способы их проверки.

К концу обучения дети должны знать и уметь:

- читают предложения и короткие тексты, понимая смысл прочитанного. Пересказывают прочитанное;

- пишут печатными буквами слова и предложения, соблюдая элементарные правила правописания;

- умеют без ошибок списывать с доски

- умеют писать слова под диктовку;

- овладевают звуковым анализом слов различной слоговой структуры с целью предупреждения дисграфии на письме;

- умеют ориентироваться во времени, знают месяцы и времена года;

- грамматически правильно формируют предложения, четко и правильно высказывают свои мысли;

– умеют работать с кассой букв;

– точно отвечают на поставленные вопросы педагога.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются :

- входной контроль, беседа, опрос

- текущий контроль осуществляется после изучения тематического модуля программы /итоговая беседа/

- диагностика педагогического процесса

- открытые занятия по итогам года

- выступление на педагогическом совете – подведение итогов работы

- организация видеопрезентаций и фотовыставок хода педагогического процесса (в течение учебного года).

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы

по обучению детей грамоте «Солнечные ступеньки веселой грамматики»

Задачи.

1. Дать представление о звуках русского языка.

2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

3. Показать детям связь звука с буквой.

4. Формирование навыка слогового чтения.

I раздел

Диагностика Оценить состояние произносительной стороны речи и уровень развития фонематических процессов у каждого ребенка.

II раздел

Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

- Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятием «звук» и «буква»

- Звук и слово Упражнение в определении места звуков в словах. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

- Звук, слово, слог Совершенствование навыка звукового анализа слов. Упражнение в определении места звуков в словах.

- Предложение, слово, звук Формирование понятия о предложении. Упражнение в составлении предложений из данных слов. Закрепление понятия о предложении.

- Схема звукового состава слова Совершенствование навыков определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов, анализа предложений.

- Гласные звуки обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах.

- Гласные и согласные звуки развитие памяти, внимания, логического мышления. развитие слухового и зрительного внимания.

знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки. дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

- Закрепление пройденного материала Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, творческого воображения.

- Твердые и мягкие согласные дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов. Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

- Словесное ударение Содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза; закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.

- Ударный гласный звук формировать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах;

- Знакомство с алфавитом Формирование представлений о русском алфавите. Знакомство с правильным произношением букв в русском алфавите.

III раздел

Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка, слоговое чтение

- Звук «а», буква а, А Ознакомление с артикуляцией звука а. Формирование умения узнавать звук а в ряду гласных звуков. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А.

- Звук «у», буква у, У

Формирование умения читать слияния АУ и УА.

Формирование умения различать звуки а, у в ряду других звуков. Закрепление знания букв А, У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепление навыка узнавания букв А, У в словах.

- Звук «о», буква о, О. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

- Звук «и», буква и, И. Формирование умения составления и чтения слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ.

- Звук «ы», буква ы. Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Формирование навыка звукового анализа трехзвучных слов.

- Звук «э», буква э, Э. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Э.

- Звуки «н, нь» буква н, Н. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Н.

- Звуки «м, мь» буква м, М. Чтение прямых и обратных слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Формирование понятия о предложении.

- Звуки «л, ль» буква л, Л. О Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

- Звуки «р, рь» буква р, Р. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков р-р** в ряду звуков, слогов, слов, предложений. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение слов и предложений с ней.

- Закрепление пройденного.

Понятие о предложении.

Составление предложений. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.

Обучение графической записи предложения.

Упражнять детей в составлении предложений из 2-х, 3-х слов.

- Звук «й», буква й, Й Ознакомление с буквой Й. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

- Звуки «б, бь» буква б, Б. Чтение слогов со звуком б. Узнавание буквы Б в словах.

- Звуки «в, вь»,буква в, В. Подбор слов, начинающихся со звуков в. Звуковой анализ слов. Буква В. Конструирование и печатание буквы. Чтение прямых и обратных слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

- Звуки «г, гь», буква г, Г. Закрепление. Подбор слов, начинающихся со звука г. Определение места звука г в словах. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, слов с буквой Г.

- Звуки «д, дь» буква д, Д. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д.

- Звук «ж», буква ж, Ж Чтение слогов, слов, предложений с буквой Ж. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Дифференциация звуков з-ж в словах.

- Звуки «з, зь», буква з, 3. Чтение слогов, слов, предложений с буквой З.

- Звуки «т, ть», буква т, Т. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков

- Звуки «к, кь» буква к, К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К.

- Звуки «с, сь» буква с, С. Чтение прямых и обратных слогов с буквой С.

- Звук «ш», буква ш, Ш. Конструирование и печатание буквы Ш. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Ш. Упражнения в составлении и чтении слов с буквой Ш. Различение звуков с-ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в звуковом анализе трехзвучных слов.

- Звуки «йэ», буква е, Е Ознакомление с артикуляцией звука Е. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

- Звуки «п, пь»,буква п, П. Деление двусложных слов на слоги.

- Звуки «ф, фь» буква ф, Ф Чтение прямых и обратных слогов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.

- Звуки «йо», буква ё, Е. Ознакомление с буквой Ё. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

- Звуки «йу», буква ю, Ю Ознакомление с буквой Ю. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

- Звуки «йа», буква я, Я. О. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

- Звук «ч», буква ч, Ч. Закрепление понятий о звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

- Звуки «ц», буква ц, Ц. Определять его место в слове. Формирование чтения слогов, слов, предложений с этой буквой.

- Закрепление, слоговое чтение слов. Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, разгадывания ребусов и решения кроссвордов.

Итоговое занятие

Работа с родителями воспитанников

• Консультации индивидуальные и групповые. Онлайн – консультации.

• Мастер-класс для родителей

• Беседы с родителями

• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

• Семинар – практикум.

• Совместные мероприятия родителей и детей : тематическая и интегрированная образовательная деятельность.

• Просмотр занятия

• Изготовление игр, пособий.

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы

Список литературы

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей грамоте «Солнечные ступеньки веселой грамматики»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 10:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей грамоте «Солнечные ступеньки веселой грамматики»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова (УИ 2894681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД