Рудикова Инна Викторовна
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности : «Волшебная ниточка»
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач современной педагогики. Наиболее эффективное средство для этого - творческая деятельность детей. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности „Волшебная ниточка“» размещена в разделах
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная программа разработана для детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи и рассчитана на 1 год обучения. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности : «Волшебная ниточка» проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 20-25 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление творческих работ детей, оформление тематической выставки.
Работая с детьми дошкольного возраста, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и развитию речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться их речь, тем успешнее будет ребёнок в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук ребёнка благотворно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.
Ниткография - как один из методов развития мелкой моторики пальцев рук и коммуникативных способностей у детей с нарушениями речи. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка»- подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия»- создавать, изображать образ предмета. Работа в технике «аппликация из шерстяных нитей» с одной стороны, позволяет соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои двигательные умения, получить эстетическое удовлетворение и радость от творчества, с другой - в определённой степени способствует развитию зрительного восприятия, воображения, умственной и речевой активности, а так же коррекции произвольного внимания, эмоционально - волевой сферы.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются не сложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально - эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков, обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно- прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Ниткография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают практические навыки, знакомятся с миром предметов в процессе использования разнообразной пряжи, бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Программа составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с нитью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.
Основой программы является концепция художественно-эстетического воспитания дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
1.1 Актуальность.
Актуальность работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнобразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно – моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2 Цель и задачи реализации программы.
Цель: Способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для детей формы работы.
Задачи:
• Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
• Формировать умения и навыки работы с нитью.
• Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
• Способствовать развитию у ребё нка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного воспитания, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.).
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
• Развивать творческие способности ребёнка.
1. 3 Принципы и подходы:
• Наглядность.
• Сознательность и активность.
• Доступность.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Систематичность и последовательность.
• Вариативный подход.
Структура занятия:
• Создание игровой ситуации.
• Рассматривание образца.
• Объяснение, показ приемов работы.
• Работа с нитью.
• Физкультурная пауза.
• Доработка изделия из дополнительного материала.
• Рассматривание готовых работ (выставка).
1. 4 Методы и приемы:
• Беседа, рассказ, сказка.
• Рассматривание иллюстраций.
• Показ образца выполнения последовательности работы.
• Решение поставленной задачи совместно с педагогом.
• Совместная творческая работа.
1. 5 Планируемые результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы
художественной направленности : «Волшебная ниточка» у детей совершенствуются следующие показатели:
- мелкая моторика пальцев рук;
- сенсорное восприятие;
-логическое мышление;
-воображение.
- умение работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)
- волевые качества (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т. п.);
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- эстетический вкус.
Формы работы дополнительной образовательной программы :
• словесные и подвижные игры
• импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту)
• объяснение
• рассказ и рассказ детей
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседа
• обсуждение
• наблюдения
2. Содержательный раздел.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Волшебная ниточка»
Сентябрь
1-2. Мониторинг освоения детьми программы на начало учебного года.
3. «Нитка-раз, нитка-два.»
4. «Зонтик»
Октябрь
1. «Осенний кленовый листочек»
2. «Морковка для зайчика»
3. «Фруктовый натюрморт»
4. «Собачка»
Ноябрь
1.«Флаг России»
2. «Белка»
3. «Чашка и блюдце»
4. «Цветы для мамы»
Декабрь
1. «Рукавичка»
2. «Снежинки»
3. «Светофор»
4. «Праздничное дерево» (коллективная работа)
Январь
1. «Зимняя фантазия»
2. «Снеговики»
3. «Машины на нашей улице»
Февраль
1. «Снег ложится белый- белый.»
2. «Валентинка»
3. «Снегирь»
4. «Подарок для папы»
Март
1. «Моё настроение»
2. «Веточка мимозы для мамы»
3. «Чудо узоры»
4. «Петушок - золотой гребешок»
Апрель
1. «Птица на ветке»
2. «Ракета»
3. «Солнышко»
4. «Разноцветные шары»
Май
1. «Бабочка»
2. «Цветы победы - Салют Победы» (коллективная работа)
3-4. Мониторинг освоения детьми программы на конец учебного года.
Мастер- классы:
Сентябрь
1.«Золотой ключик для Буратино» (для детей)
Май
1. «Разноцветные шары» (для детей)
Выставки:
Ноябрь
1.«Цветы для мамы»
Декабрь
1.«Новогодняя игрушка»
Апрель
1. «День Космонавтики»
Май
1. «День Победы»
3. Содержание программы.
3.1 Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности : «Волшебная ниточка»
Неделя Тема Цель Содержание
Сентябрь
1-2 неделя
Мониторинг
Выявление исходного уровня знаний и умений детей работы с нитками на начало года Знакомство с нитями Выкладывание ниток по образцу
3 неделя
«Нитка-раз, нитка-два.»
Формирование интереса и положительного отношения к аппликации из шерстяных ниток. Знакомство с техникой «Ниткография» 1. Беседа о нитках рассматривание ниток и классификация по виду, цвету, толщине.
2. Чтение стихотворения Л. Л. Яхнина: «Солнце нитями-лучами»
4 неделя «Зонтик» Учить детей создавать изображение (зонтик, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. 1. Загадка
2. Просмотр слайдов, слушание песни «Дождик» из м/ф «Приключение кота Леопольда»
3. физминутки «Дождик»
Октябрь
1 неделя «Осенний кленовый листочек» Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитями, соответствующим участку
изображения цветом. 1. Чтение стихотворения об осени «Листопад».
2. Д. /И. «С какого дерева лист»
2 неделя «Морковка для зайчика» Продолжать учить наклеивать нитку на шаблон; развивать внимательность, усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно. Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.
1. Загадки об овощах
2. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»
3. Подвижная игра «Весёлые зайчата»
3 неделя «Фруктовый натюрморт» Вызвать у детей желание изобразить любимый фрукт, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. 1. Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»
2. Беседа о пользе фруктов
4 неделя «Собачка» Продолжать учить детей создавать изображение домашнего питомца, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
1. Беседа и загадки о домашних животных
2. Физкультминутка «Щенок»
3.. Д. /И. «Угадай по силуэту»
Ноябрь
1 неделя «Флаг России» Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг, использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. 1. Хоровод «Друзья»
2. Зрительная гимнастика
«Самолёт»
2 неделя «Белка» Вызвать у детей желание изобразить красивую белочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. 1 Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
2. Загадка о белке
3 неделя «Чашка и блюдце» Продолжать учить детей наклеивать нити по вертикали и горизонтали, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. 1. Чтение стихотворения «Посуда»
2. Рассматривание чайной пары
4 неделя «Цветы для мамы» Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая композицию из цветов. Продолжать учить детей техники
«аппликация из шерстяных нитей».
Воспитывать любовь и уважение к мамам. Развивать у детей эстетические чувства цвета. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. 1. Беседа о цветах, характеристика цветов.
2. Физкультминутка
«Цветочная зарядка»
3. Чтение стихотворения Т. Собакина «Цветы»
Декабрь
1 неделя «Рукавичка» Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей, создавая изображение. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к одежде 1. Беседа об одежде, последовательном одевании её предметов.
2. Чтение детям сказки «Рукавичка»
2 неделя «Снежинки» Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. 1. Загадка про снежинку
2. Чтение стихотворения «Снежинки»
3. Физминутка «Белые снежинки»
3 неделя «Светофор»
Уточнить знания детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора. Учить рисовать сигналы способом «ниткография». Развивать умение использовать свою фантазию для оформления своей работы, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. 1. Закрепить ПДД
2. Д/и «Красный, желтый, зеленый»
4 неделя «Праздничное дерево»
(коллективная композиция) Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. 1. Хоровод «Елочка»
2. Беседа о новогодней ёлке; рассматривание картины «Новый год»
2. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Январь
2 неделя «Зимняя фантазия» Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать с ножницами, клеем. 1. Дидактическая игра «Выложи фигуру по контуру»
2. Малоподвижная игра: «Я мороза не боюсь.»
3 неделя «Снеговики» Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. 1. Загадки о зиме
2. Физминутка «Снеговик»
4 неделя 3. «Машины на нашей улице» Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать машины способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. 1. Игра «Да и нет»(ниткой)
2. Д/Игра «Соедини точки и назови, что получилось» (транспорт)
Февраль
1 неделя «Снег ложится белый- белый.» Учить детей создавать изображение снега, не выходя за контур. Совершенствовать умение подбирать нити нужной длины для работы; Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. 1. Рассматривание картинок «Зима, зимние приметы»
2. Музыкальная игра: «Снег-снежок»
2 неделя «Валентинка» Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». 1. Рассматривание картинок на эту тему.
2. Беседа о празднике «14 февраля»
3. Словесная игра: «Скажи ласково»
3 неделя «Снегирь» Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. 1. Беседа о перелетных зимующих птицах
2. Физминутка «Птички»
4 неделя «Подарок для папы» Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к папам, внимательность, аккуратность. 1. Прослушивание песен о Родине, защитниках Отечества.
2. Дидактическая игра: «Рода войск»
3. Физминутка: «Солдаты»
Март
1 неделя «Мое настроение» Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. 1. И/упр. «Угадай настроение»
2. Пальчиковая гимнастика: «Дружные ребята»
2 неделя «Веточка мимозы для мамы» Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. 1. Беседа о празднике 8 марта, о весенних цветах
2. Игра «Отгадай цветок»
3. Физкультминутка «Цветы»
3 неделя «Чудо узоры» Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, выкладывать по контуру, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. 1. Рассматривание альбомов «Узоры и орнаменты», «Хохломская роспись»
2. Д/и «Художник»
4 неделя «Петушок - золотой гребешок» Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. 1. Рассказывание детьми потешки «Петушок, петушок»
2. Музыкальная игра «Угадай по голосу»
Апрель
1 неделя «Птица на ветке» Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. 1. Фотогалерея «Птицы нашего города»
2. словесная игра «Назови ласково»
3. Пальчиковая игра «Птичья столовая»
2 неделя «Ракета» Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. 1. Презентация с использованием ИКТ «Космические ракеты и корабли»
2. Физминутка «Ракета»
3 неделя «Солнышко» Продолжать учить детей передавать необходимый образ предмета. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. 1. Рассматривание картины «Солнышко».
2. П/и «Солнышко и дождик»
4 неделя «Разноцветные шары» Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. 1. Дидактическая игра «Найди шарик»
2. Зрительная гимнастика: «Поймай шарик»
Май
1 неделя «Бабочка» Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать любовь к природе. 1. Рассматривание иллюстраций с насекомыми.
2. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое».
2 неделя Цветы победы - Салют Победы» Вызвать у детей желание изготовить подарок для ветеранов, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, внимательность, аккуратность. Воспитывать уважение к защитникам Родины. 1. Прослушивание песен День Победы.
2. Коллективная работа.
3-4 неделя
Выставка работ «Весёлая фантазия» Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности : «Волшебная ниточка»
Подведение итогов работы творческой мастерской. Выставка лучших детских работ, выполненных в технике «ниткография»