Вера Шатохина
Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка … 3 стр.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
программы …. ….9стр.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы ….18стр.
Список литературы …19 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение - одно из важных средств патриотического воспитания. И чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Ребёнок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живёт, развивается. (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская и др.)
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
А В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человечества и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности.
Сущность дошкольного краеведения заключается во всестороннем изучении детьми под руководством воспитателя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление, воспитывает в детях патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Использование воспитателем в ходе занятий краеведческого материала значительно активизирует деятельность детей.
Программа «Родные просторы» написана с учётом требований, рекомендаций и содержания «Программы патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» под редакцией О. В. Дыбиной и реализует региональный компонент «патриотическое воспитание».
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
Большое значение дошкольное краеведение имеет в расширении кругозора детей, в приобщении их к охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью дошкольного воспитания.
При написании программы учтены точки зрения и требования действующего законодательства в части историко-краеведческого воспитания, а именно: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Постановление Правительства Самарской области от 26 сентября 2007 года № 201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».
В программе «Родные просторы» рассматриваются объекты краеведческой деятельности :
-изучение истории города Тольятти;
-достопримечательности родного города Тольятти;
-природа родного края;
- знаменитые люди нашего города.
Цель программы : способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у детей начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Обучающие:
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, гражданского становления.
2. Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: обобщение, умозаключение, суждение.
3. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к родной земле;
б) возродить духовные ценности великого русского народа;
в) воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу.
Актуальность программы «Родные просторы»
У каждого человека есть свой любимый город, село и чаще всего это место, где человек родился, где прошло его детство. И сколько бы лет не прошло он всегда помнит какие то события из своего детства, а значит и те места, где они происходили. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить детям важнейшие нормы человеческой жизни. Мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг другу гуманно. У каждого любовь к малой родине проявляется по разному: поэты сочиняют стихи, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя свою малую родину.
Новизна и педагогическая целесообразность:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
-пробуждении у дошкольников интереса к своему родному краю через знакомство с традициями, трудом, обычая;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
- данное содержание программы может проходить через разные виды детской деятельность.
Отличительная особенность данной программы :
- практическая значимость;
- познавательная, поисковая и исследовательская деятельность;
- реализация индивидуального подхода;
Принципы работы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и детей;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе.
Основные критерии отбора материала:
- культурная значимость в жизни города;
- актуальность;
- воспитательная ценность.
Краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой краеведения.
Принципы организации краеведческой работы :
- соответствие содержания и методов краеведческой работы, уровню развития и подготовки детей;
- развитие творческих способностей детей и привития ими навыков исследовательской деятельности.
Предполагаемые результаты:
Дошкольники должны знать :
- особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, представителей животного и растительного мира, лекарственные растения;
- наиболее важные исторические события строительства родного города;
- символику города и области;
- достопримечательности своего города;
- традиционные праздники русского народа;
- родословную своей семьи, профессии своих родителей;
- поэтов города, их творчество;
- национальный состав края, обычаи, игры;
- ветеранов войны.
Дошкольники должны уметь :
-составлять генеалогическое древо семьи;
- вести самостоятельные наблюдения в природе;
- узнавать изученные растения и животных;
- уметь ориентироваться по карте;
- уметь рассказывать о достопримечательностях города;
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга;
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- изготовление поделок- сувениров в качестве подарков;
- проведение викторин;
- создание макетов.
Учебно – тематический план реализации дополнительной общеобразовательной программы
Сентябрь
1 неделя Моя семья- моя родословная Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, в игре воспитывать умение договариваться между собой. Развивать мелкую моторику пальцев.
Беседа «Моя семья».
Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление гениологического древа
Сри» Семья
2 неделя Кто я- что означает моё имя Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения, развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать. Вызвать чувство гордости за своё имя, формировать умение придумывать ласко- уменьшительные слова, воспитывать в детях нравственные качества, развивать фантазию, мышление. Беседа «Путешествие в историю имён», Д. И. «Назови ласково». Д. И. «Придумай фамилию»
3 неделя Традиции моей семьи Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширить знания о семейных традициях, воспитывать уважение и любовь к родным людям, вызвать желание нарисовать свой любимый семейный праздник. Беседа «Семейные традиции очень важны». Рисование на тему «Праздник в моей семье»
4 неделя Мы все такие разные Формирование установок толерантного сознания детей, показать, что, несмотря на то, что все дети разные, в группе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера; принципы толерантности должны войти в жизнь детей. Беседа «Как жить в мире, где столько разных людей» СРИ «Угостим чаем друзей»
Октябрь
1 неделя Тольятти осенью Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, закреплять знания о временах года, развивать связную речь, упражнять в рисовании различных деревьев. Целевая прогулка «Унылая пора! Очей очарованье!»
Рисование осенних пейзажей. Д. И: «Когда это бывает».
2 неделя «Животный мир
Самарской области» Расширять представления детей о животном мире края, о его многообразии, о беззащитности животных перед человеком, воспитывать заботливое отношение к ним, формировать основы экологического мировоззрения, развивать логическое мышление. Беседа «Животный мир нашей области.
Рассматривание Красной книги Самарской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. Д. И. – «Заселяем заповедник».
3 неделя Растительный мир родного края Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы, показать как тяжело вырастить дерево, воспитывать бережное отношение к растительному миру, закреплять названия деревьев, в игре развивать монологическую речь детей. Беседа «Тольятти 2010 г.». Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.
Решение экологических задач.
Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок»
СРИ «Экскурсоводы»
4 неделя Красная книга Самарской области- практическое занятие Воспитывать заботливое отношение к животному и растительному миру,развивать чувство ответственности за братьев наших меньших, развивать у детей мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, учить работать коллективно, сотрудничать друг с другом. СРИ «Мы защитники природы» Изготовить макет о животных и растениях, занесённых в красную книгу.
Ноябрь
1 неделя История нашего города- город трижды рождённый Формировать у детей интерес к своей малой родине, знакомить с историей строительства города.
Воспитывать любовь к родному городу, закрепить умение делать постройки из конструктора,работать сообща. Рассматривание фотоальбома о Тольятти. Чтение отрывка из сказки А. Ковалёва «Бурдюк и меч – кладенец»
Рассказ воспитателя, просмотр презентации-родной город. СРИ «Стройка автогиганта»
2 неделя Почему так назвали мою улицу Расширять знания об улицах города, истории названий улиц,закреплять знание домашнего адреса,обогащать и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения с элементами С/Р игры. Беседа «Моя родная улица». Рисование: «Моя дорога в детский сад». Д. и. «Назови улицу» СРИ «Пешеходный переход»
3 неделя Достопримечательности моего города Формировать представления детей о достопримечательностях родного город Тольятти, закреплять знания о культурном наследии своей малой родины. Воспитывать гордость на свой город. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Д. И. «Расскажи в каком районе эта достопримечатель-
ность». Составление рассказов о достопримечательностях города. Рисование «Моё люби-
мое место в городе».Экскурсия в музей (работа с родителями)
4 неделя Квест игра «Мой любимый город» Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.
Систематизировать знания детей о животном, растительном мире и символике г. Тольятти. Развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещении ДОУ ;развивать ловкость.
Игра создана на основе кроссвордов, головоломок, план – карты детского сада.
Декабрь
1 неделя Символика города, Самарской области Знакомство детей с символами города. Формировать уважительное отношение к городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага, развивать умение составлять целое из частей. Беседа «Что означает герб и флаг Тольятти и Самарской области. Рассматривание герба и флага родного города. Дидактические игры: «Собери герб», «Узнай наш флаг».
2 неделя Знакомство с картой – схемой Тольятти Продолжать расширять и систематизировать знания о родном городе используя карту- схему, развивать диалогическую и монологическую речь, воспитывать интерес и любовь к родному городу, бережное отношение к природе и всему окружающему.
СРИ «Путешественники – Поиск клада» Д. И. «Назови улицу», Д. И. «Узнай по описанию»
3 неделя ВАЗ – гордость нашего города Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о ВАЗе, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать познавательный интерес познакомить с профессией испытатель. Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с ВАЗом. СРИ «Испытатели машин»
4 неделя Праздники, народные традиции и культура края. Дать представление о народных традициях и культуре народов Поволжья, воспитывать чувства любви и гордости за свою малую родину,формировать умение работать с ножницами и клеем. Рассказ воспитателя «Народные традиции и культура края». Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».
Январь
2 неделя Национальный парк «Самарская лука» Укреплять познавательный интерес к природе родного края Самарской луке. Познакомить с эмблемой Самарской луки, формировать умения детей самостоятельно распределять роли. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением Самарской луки. СРИ «Юные следопыты»
3 неделя Знаменитые люди нашего города Познакомить детей со знаменитыми земляками-первостроителямигорода, воспитывать уважение к труду и подвигам. Закрепить умение строить сооружения согласно схемам, развивать монологическую и диалогическую речь. Рассматривание книги о «Тольятти», фотографии знаменитых людей города.
Сри «Город мастеров», Д. И. «Знаешь ли ты»
4 неделя Тольятти город заводов Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. Развивать речь детей, формировать умение рисовать человека в движении. Видео презентация «Предприятия нашего города». Рассказы детей о предприятиях на которых работают родители. Рисование «Кем работают мои родители»
Февраль
1 неделя Народы Поволжья Закрепить представление о многонациональности народов Поволжья. Формировать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья (русские, татары, морда чуваши) посредством ознакомления с народными подвижными играми. Народные игры Поволжья
Татарская игра «Серый волк», Чувашская «Хищники в море», Мордовская «Котёл» Русская народная «Горелки.
2 неделя Национальная одежда наров Поволжья Расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Беседа «Одежды народов Поволжья» Д. И. «Чей головной убор», рисование национального костюма по желанию детей.
3 неделя Как наши предки защищали Родину Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.
Знакомить с былинными героями, воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания
Беседа «Защитники Родины»
Изготовление подарков для пап и дедушек.
4 неделя День Защитников Отечества Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. развивать ловкость,смекалку, умение выполнять физические упражненияВоспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания.
Спортивный досуг «Мы будущие защитники».
Март
1 неделя Легенды и были Жигулей. Познакомить детей с преданиями о Жигулях, расширить объём интереса к природе родного края, развивать умение строить собственные суждения на основе увиденного и услышанного, делать выводы. Развивать мелкую моторику. СРИ «Экскурсия в Жигули», рисование «Что мне больше всего понравилось»
2 неделя Масленица Знакомить с традициями русского народа, его фольклором,воспитывать уважение к традициям. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Изготовление чучела.
3 неделя Олимпийцы - Тольятти Закрепить знания детей о спортсменах родного города, -воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за малую родину: что в нашем городе живут знаменитые спортсмены, которыми можно гордиться, развивать точность в спортивных упражнениях, играть коллективно. .
Рассматривание иллюстраций, СРИ «Мы спортсмены»
4 неделя Музыкальная жизнь края. Познакомить детей с историей развития музыкального искусства г. Тольятти, формировать умение петь и читать стихи о родном городе. Музыкальное развлечение «Тольятти музыкальный» стихи Митяева «Песни о Тольятти», Б. Макаренко.
Апрель
1 неделя Почва нашей местности Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира земли;
формировать навык опытнической деятельности;
учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Опыты:
1 «В почве есть воздух»
2 «Состав почвы»
3 «В почве есть вода»
2 неделя Волга – великая река Научить детей видеть красоту реки, уметь восхищаться ею, обобщить представления о природных богатствах реки Волги. воспитывать чувство гордости за то, что мы - волжане. Способствовать развитию у детей делать самостоятельные выводы, закрепить названия городов, расположенных по Волге, закрепить,. что для Волги хорошо, что плохо. Беседа «Из далека долго, течёт моя Волга», рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Волги
Решение экологических задач
СРИ «Путешествие по Волге», Д. И. «Хорошо- плохо»
3 неделя Лекарственные растения родного края. Расширять представления детей о природе родного края, побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями, их использовании в лечебных целях, развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, закрепить названия лекарственных растений. Беседа «Зелёная аптека»
Рассматривание Красной книги Самарской области, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Д. И. «Определи растение по запаху» Д. И. «Друг или враг». СРИ «Аптека»
4 неделя День птиц - викторина Уточнить и расширить представление детей о птицах Самарской области, об их жизни в окружающем мире, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ,воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, развивать мышление, память. эрудицию; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; : развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом.
Викторина: загадки о птицах, д. и. «Назови птицу ласково», «Кто лишний», ребусы.
Май
1 неделя «И помнит мир спасённый…» - экскурсия к памятнику Формировать чувство уважения к защитникам Родины.
Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Беседа «никто не забыт и ни что не забыто» Изготовление подарков для ветеранов. Рисование на тему «Мы помним о вас защитники Отечества».
2 неделя Макет- Город- крепость- Ставрополь на Волге Закрепить знания детей о Ставрополе на Волге, формировать умение детей строить из бросового материала дома, кибитки, работать сообща, помогая друг другу. Беседа «Ставрополь на Волге». СРИ «Город мастеров».
3 неделя Макет города- изготовление своими руками Закрепить знания детей о современном родном городе, его достопримечательностях, учить создавать макет, работая коллективом. Создание макета из бросового материала достопримечательности города «Ладья», площадь Свободы», «Парк культуры и отдыха»
4 неделя Турнир знатоков – викторина «Малая Родина»
(итоговая) 1. Закрепить знания о «малой Родине». Способствовать развитию у детей познавательной, творческой деятельности. Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы. Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю Создать радостное настроение, желание участвовать в игре.
Викторина
1 Назови достопримечательность и расскажи о ней (фото)
2 Собери символику города по разрезным картинкам и пазлам 3 Угадай профессию
4 Зачеркни лишнее
Методическое обеспечение программы.
Методы и формы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем и другие практические работы.
- формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, сри, дид. игры, подвижные, викторины.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
1. Правильно организованное рабочее место.
2. Необходимый наглядный и дидактический материал.
3 Фотоматериалы, медеаматериалы.
4. Иллюстрации, произведения художников.
5. Для выполнения практических работ, необходимы определё нные материалы:
альбомы, наборы цветной бумаги, картон, ножницы, карандаши, краски, гуашь, кисточки, фломастеры, клей, природный и бросовый материал.
Используемая литература:
1. Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 № 201
«О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».
2. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. - 214с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
4. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. - 214 с.
5. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова. — М. : Детство-пресс, 2007. - 203 с.
6. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина. — М. : Перспектива, 2008. — 248 с.
7. Ануфриев, Е. А. Национальная идея и воспитание патриотизма Е. А. Ануфриев. — М. : Просвещение, 1998. - С. 52-54.
8. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - М. : КАРО, 2004. - 224 с.
9. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков - М. : Просвещение, 2006. - 314 с.
10. Возлинский, Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине / Г. М.
11. Дыбина, О. В. Люби и знай свой Отчий край / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина,. Киреева Т. И. - Тольятти : Изд-во ТФ Сам ГПУ, 2001
12. Соловьева, Е. В. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре учебно-методическое пособие / Е. В. Соловьева. - М. : Дрофа, 2010