Безуглая Нинель
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая мастерская» для детей 6–7 лет
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Рассмотрено и одобрено на заседании
педагогического совета МБОДО СЮТ
Протокол от 30 августа 2018 года № 1
Председатель педагогического совета
___Л. С. Кондрико Утверждаю
Директор МБОДО СЮТ
___ Л. С. Кондрико
Приказ
от 01.09.2018 года № 63
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Веселая мастерская“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВЕСЕЛАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Уровень - базовый
Срок реализации – 1 год (72 часа)
Возрастная категория - от 6 до 7 лет
Вид программы - модифицированная
Автор-составитель:
Безуглая Нинель Уткировна,
педагог дополнительного образования
станица Ленинградская, 2018
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая мастерская» (далее-Программа) является программой художественной направленности, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность настоящей Программы обусловлена тем, что у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому нужно удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Программа «Веселая мастерская» направлена на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
Новизна настоящей Программы заключается в том, что она предполагает использование новых технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей.
Педагогическая целесообразность настоящей Программы объясняется тем, что на занятиях большое внимание уделяется развитию личности ребенка, его индивидуальности, развитию творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Kpоме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Отличительная особенность настоящей Программы от уже существующих программ в данном направлении заключаются в построении учебно-тематического плана, в использовании новой литературы.
Адресат Программы.
Настоящая Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет, их численность определяется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации.
Характерные особенности детей 6-7 лет, обучающиеся по данной программе :
- ребенок имеет полноценное физическое развитие;
- проявляет интерес ко всем доступным видам деятельности;
- имеет потребность в физических упражнениях;
- не имеет нервных срывов, негативных эмоций;
- хорошо развита координация движений, ориентировка в пространстве;
- ребенок приучен к культурно-гигиеническим навыкам;
- сформированы способности к самоконтролю.
Уровень Программы – базовый. Настоящая Программа рассчитана на реализацию в течение 36 недель, 9 месяцев, 1 учебного года, при режиме по 2 часа занятий, 2 раза в неделю. Всего 72 часа.
Формы и режим занятий.
Учитывая особенности работы с детьми дошкольного возраста, требования санитарных норм и правил, основы безопасной работы, деятельность кружка строится по следующей схеме:
1. 10 минут – подготовительная работа перед занятием.
2. Занятия с детьми ведутся по группам. Продолжительность занятия: 30 минут.
3. Перерывы между занятиями составляют 10-15 минут. Они используются для проветривания и уборки помещения, подготовки к занятию со следующей группой.
4. Последние 10-15 минут используются для наведения порядка на рабочем месте.
Формы обучения – очная.
Формы организации детей на занятии : групповая, подгрупповая.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, конкурс, экскурсия, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, беседа.
Целью настоящей Программы является развитие творческой активности детей в процессе изготовления поделок из бумаги, бросового и природного материалов.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
Образовательные:
1. Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях в дошкольном учреждении, и способствовать их систематизации.
2. Совершенствовать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
3. Формировать потребность чтения графических изображений, создания мысленного образа в процессе изготовления изделий.
4. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, и декоративно-прикладного искусства.
5. Формировать умения достаточно самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления игрушек и их оформления.
Личностные:
1. Пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства народов Кубани.
2. Воспитывать желание подарить радость близким людям.
3. Воспитывать культуру поведения, умение работать в коллективе, желание оказывать взаимопомощь.
4. Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Метапредметные:
1. Развивать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
2. Формировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности
3. Воспитывать самостоятельность, ответственность, активность учащихся;
4. Научить планировать работу, исходя из имеющегося материала, продумывать этапы работы;
5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
6. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7. Развивать творческий потенциал ребенка, уметь работать не только по образцу, но и по замыслу;
8. Организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
1. 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название раздела
темы Количество часов Формы аттестации и контроля
теория практика всего
1. Вводное занятие. 1 1 Запись в журнале
2. Моделирование из бумаги (оригами) - 12 12 Перечень готовых работ
3. Бумагопластика - 6 6 Перечень готовых работ
4. Новогодние сувениры и игрушки. 1 9 10 Перечень готовых работ
5. Лепка фигурок из соленого теста. - 11 11 Перечень готовых работ
6. Бисероплетение. 1 23 24 Перечень готовых работ
7. Декупаж. - 7 7 Перечень готовых работ
8. Заключительное занятие. - 1 1 Выставка
Грамоты
Всего 3 69 72
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 час)
Знакомство с темами занятий в различных разделах программы. Определение понятия «декоративно-прикладное искусство».
Правильное произношение названий материалов, рабочих инструментов, операций. Правила пользования инструментами, правила безопасной работы.
Знакомство с журналами, книгами по развитию народных промыслов и ремесел, художественного конструирования и декоративного искусства.
Беседы: «Народные промыслы и ремесла».
2. Моделирование из бумаги (12 ч.)
Практика (12 часов).
Беседа: «Оригами – древнейшее японское искусство». Демонстрация ЦОР «Базовые формы оригами».
Самолет «Кальмар», «Коршун», «Феникс», колокольчик, бабочка, птичка, ракета, золотая рыбка, уточка, львенок, пароход, жираф, лягушка.
3. Бумагопластика (6 ч.)
Практика (8 часов).
Беседа: «Сказочный мир из бумаги».
Конкурс: «Волшебный цветок из бумаги»
Аппликация из бумажных комочков: овечка (по вырезанному силуэту, рябина. Аппликация с использованием витой спирали: солнце, березы. Аппликация с использованием бумажной петли: ежик, лебеди на озере.
4. Новогодние сувениры и игрушки (10 ч.)
Теория (1 час)
Беседа: «Пришла волшебница зима» (разгадывание кроссворда)
Практика (9 ч.)
Конкурс: «Самая красивая снежинка. Поздравительная открытка, ажурные снежинки, сувенир «Дед Мороз», подвески из бумаги, рождественская звезда, фонарики-подвески, зимний лес, рождественский венок из ткани и гофрированной бумаги, орешки, украшение, «Композиция со свечами», «Рождественский веник».
5. Лепка фигурок из соленого теста (11 часов).
Практика (11 часов).
Беседа: «История соленого теста». Демонстрация ЦОР «Лепка объемных фигурок из теста».
Объемные фигурки из теста: лягушка, весенний журавлик, ангелочек, мишка, фрукты, овощи,
плетеная подковка, клубничка, расписывание фигурок.
6. Бисероплетение (24 ч.)
Теория (1 час)
Беседа: «Бонсай из бисера». Демонстрация ЦОР «Плетение цветов из бисера».
Практика (23 ч.)
Змейка из бисера, большая рыбка, рыбка-бычок, стрекоза, паучок, составление композиции из сплетенных насекомых, объемные цветы, цветущее дерево, бусы из крупного бисера.
7. Декупаж (7 ч.)
Практика (7 часов).
Подсвечник, нарциссы (картинка, баночка для подарка, разделочная доска, рамочка для фото, вазочка.
8. Заключительное занятие. (1 ч.)
Теория (1 час).
Подведение итогов работы кружка за учебный год. Проведение итоговой выставки детских работ в кружке, лучшие работы отбираются для выставки в СЮТ.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.5.1. Предметные результаты.
В результате обучения учащийся должен знать и уметь:
• иметь представление в области композиции, формообразования, цветоведения;
• расширит представление о народном декоративно-прикладном искусстве;
• научится самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных поделок (выбор материала, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
• овладеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование;
• как работать с ножницами, клеем, кисточкой, салфеткой;
• научится работать с нужными инструментами и приспособлениями;
• уметь в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании поделок;
• уметь изготавливать более сложные поделки из природного, бросового материала, бисера;
• уметь пользоваться техникой аппликации для создания коллективных панно;
1.5.2. Личностные результаты.
В результате обучения учащийся должен знать и уметь:
• выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
• участвовать в групповой работе при создании коллективного панно
• продумывать этапы работы, распределять работу, принимать общие решения;
• доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке в своей группе.
1.5.3. Метапредметные результаты.
В результате обучения учащийся должен знать и уметь:
• конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
• проявлять изобретательность и творчество при изготовлении поделок из природного, бросового, и другого материала;
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально-техническое обеспечение программы.
В уголке объединения имеется стенд, где представлены работы, выполненные разными способами, а также выставочный стол, где стоят лучшие работы учащихся.
Успехи детей на занятиях в объединении во многом зависят от того, какими материалами они пользуются. Материал, с которым ребенок занимается, должен быть доступным ему по физическим возможностям и приятным для работы. Инструменты и оборудование, используемые для занятий должны соответствовать технологическим требованиям: ножницы легко раскрываться, кисточки с хорошим густым ворсом, аккуратные салфетки и клеенки, хорошо заточенные карандаши, густой и качественный клей, стеки.
В целях охраны жизни и здоровья детям не предлагают мех, бархатную бумагу, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, коробки из-под сигарет, папирос, булавки, кнопки, скрепки, баллоны от аэрозолей.
В работе с детьми прежде всего создается обстановка ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием. Нельзя стремиться подавлять детскую инициативу неосторожным замечанием или авторитарным предложением. При совместной работе с детьми нужно стремиться предварять детские замыслы, идти немного впереди: то, что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он уже делает самостоятельно. Как и в любой другой деятельности в конструировании нельзя обойтись без анализа. Делать это надо тактично и доброжелательно, заинтересованно и дружески. Тут важен прежде всего личный пример взрослого.
Важно, чтобы дети не только овладели простейшими навыками конструирования, но и почувствовали, что они изготавливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям, взрослым, сверстникам.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Административной проверки усвоения материала учащимися не предполагается. Для отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы в течение всего года ведется мониторинг оценки результативности по следующей форме:
Ведомость учета знаний и умений учащихся
объединение___
за ___ полугодие___уч. года___группа
педагог___
№ Ф. И. О.
учащихся Итогова оценка
по теме: Количество работ по теме: Уровень подготов-ленности
теория практика всего оценка на
выставку отмечено грамотой
Критерии оценки: по уровням
1. Знание теории.
Высокий (В.) : дается полный ответ на поставленный вопрос.
Средний (С.) : знание в основном теоретического материала, допускаются незначительные ошибки.
Низкий (Н.) : ответы на вопросы не даются.
2. Выполнение практических заданий
Высокий (В.) : правильное выполнение задания полностью.
Средний (С.) : выполнение работы, с незначительными ошибками.
Низкий (Н.) : задание не выполнено.
3. Оценка выполненных зачетных работ.
Высокий (В.) : работы соответствуют всем разработанным критериям.
Средний (С.) : работы в основном соответствуют разработанным критериям.
Низкий (Н.) : работы не соответствуют разработанным критериям или не выполнены.
Критерии оценки за выполненные работы: эстетичность, аккуратность, правильность, оригинальность.
Педагог должен создавать на занятиях ситуацию успеха, а также атмосферу доброжелательности и творчества. Педагог отмечает хорошую сторону выполнения работы, обращает внимание на ошибки и недоработки.
Результатом усвоения учащимися программы являются : устойчивый интерес к занятиям, сохранность контингента на протяжении всего обучения, результаты достижений в соревнованиях, выставках и конкурсах внутри объединения, муниципальных и краевых конкурсах-выставках.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях учащихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие методы:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ;
-педагогический мониторинг;
-начальная или входная диагностика;
-текущая диагностика;
-промежуточная диагностика;
-итоговая диагностика.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Документальные формы:
- определение уровня обученности, с занесением результатов в ведомость учета знаний и умений обучающихся (в начале года, в середине года, в конце).
Не документальные формы:
- организация выставок по окончании каждой темы;
-итоговые работы (к концу каждого полугодия);
-открытые занятия.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Формы, методы и технологии, используемые в программе. При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные. В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседу, лекцию, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные. Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т. д.). Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.
Практические. Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Структура проведения занятия
План занятия
1. Тема
2. Цель занятия
3. Оборудование и материалы
4. Место проведения
Ход занятия
1. Организационная часть (отметить присутствующих, провести краткую беседу о событиях дома и в детском саду, сообщить тему и цель занятия).
2. Содержание занятия:
а) беседа (изложение новой темы);
б) рассматривание образца, определение способа изготовления;
в) пальчиковая гимнастика;
в) изготовление поделки, отработка практических навыков и умений;
г) упражнения для отдыха глаз;
д) индивидуальная работа с воспитанниками.
3. Подведение итогов занятия:
а) провести викторину (для обобщения изученного);
б) разобрать типичные ошибки, отметить лучших воспитанников; ответить на вопросы; провести выставку готовых работ (сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание).
Методические пособия для педагога: литература, справочные материалы, конспекты занятий и бесед к занятиям, методические разработки бесед, конкурсов.
В работе с детьми используется разнообразный материал: бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, соленое тесто. Дидактический материал: схемы, картины, фотографии, технологические карты, раздаточный материал, аудиозаписи, образцы разложены в специальных уголках по ручному труду, где имеются шкафы и полки.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
2.6.1. Основная литература:
1. Большая энциклопедия поделок. Москва «Росмэн», 2004.
2. Бондарева Н. И. Цветы из бисера. Серия «О, кей». Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.
3. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Газета «Мистер Самоделкин», № 5, 7, 8, 9. Н. Новгород, 2015.
5. Гирнд С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2004.
6. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
7. Журнал «Коллекция идей», № 1, 8,11,14,15, 23, 2008 г., № 5, 8, 15, 17, 19, 2009 г., № 8, 9, 14, 21, 22, 2010 г.
8. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Ростов н/ Д: Изд-во «Учитель», 2007.
9. Каченаускайте Л. Аппликация. - М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.
10. Кузьмина Т. А. Декупаж. - М. : ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2011.
11. Ляукина М. В. Фигурки из бисера за полчаса – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.
12. Моргунова К. Фигурки животных из природных материалов. - М. : Эксмо, 2011.
13. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки. - Мн. :ООО «Харвест», 2005.
14. Сержантова Т. Б. Оригами. Лучшие модели. – М. : Айрис-пресс, 2013.
2.6.2. Дополнительная литература :
1. Сборник авторских программ лауреатов и дипломантов областного этапа IX Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей в номинациях «Научно-техническая»и «Спортивно-техническая». Часть 1.- Ростов-на-Дону, - ООП ГОУ ДОД ОЦТТУ, -2010.
2. Мастера декоративного творчества Кубани. Справочное издание. Первый выпуск. - ООО РИА «АлВи-дизайн» : г. Краснодар.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
4. Использованные ресурсы: