Ирина Шикина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светлые эмоции»
▼ Скачать +Заказ
Содержание
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на создание условий для развития творческих способностей детей, формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Актуальность программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Светлые эмоции“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светлые эмоции» предполагает использование в работе педагога-психолога метода рисования песком, что дает возможность не только направленно и бережно работать с личностью ребенка, уделяя внимание эмоциональным состояниям и развитию, но и создает условия для приобретения ребенком важных знаний и навыков, способствует формированию психологической культуры ребенка-дошкольника.
Актуальность предлагаемой программы определяется требованиями ФГОС ДО, который рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.
Опрос родителей воспитанников старшего дошкольного возраста МБ ДОУ «Детский сад № 259» показал востребованность для таких детей особой организации психолого-педагогической поддержки и помощи в решении задач позитивной социализации и индивидуализации, создании условий, открывающих возможности для проявления инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Особая роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу.
Поэтому была разработана ДООП «Светлые эмоции» с использованием технологии рисования песком для решения обучающих, развивающих и коррекционных задач. Рисование песком или на песке - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Работая с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, формируется умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Основным положительным моментом использования песка, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Отличительные особенности программы
Для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Светлые эмоции» были использованы методические рекомендации Зейц М., Никитиной О. Н., Тупичкиной Е. А., Сосниной М., Шевченко И. А.
Программа сочетает в себе педагогическое (художественно-творческое) и арттерапевтическое направления, что позволяет использовать ее, в том числе, в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Программа «Светлые эмоции» ориентирована не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Кроме того, каждое занятие включает игры на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. Сюжетная форма построения занятий позволяет поддерживать высокую речевую и познавательную активность, распределять внимание, активизировать память, образное мышление, поддерживать интерес к деятельности, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое.
Адресат программы
Программа адресована детям 6-7 лет.
Для обучения принимаются все желающие дети.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светлые эмоции» составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на 1 год обучения, 24 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (1 академический час, наполняемость группы 6-10 человек.
Уровень освоения программы
Программа имеет стартовый уровень.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, оборудованном световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью с кварцевым песком.
Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие творческого воображения, инициативы и творческих способностей в процессе взаимодействия песком, создания композиций и построек, разыгрывания сюжетов и сценок на стеклянной поверхности. Важным является оборудование места. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. Световой планшет располагается на столе, высота которого обеспечивает комфортные условия для работы детей. При этом столешница значительно больше планшета, чтобы на ней свободно размещались вспомогательные материалы и были организованы места для занятий с песком. Доступ свободный. В этом случае дети могут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
Материалы, которые в данный момент не используются детьми, убираются в специальный ящик. Вспомогательные материалы (цветная бумага, гофрированный картон, голографическая пленка, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке, фигурки для обыгрывания, палочки или кисточки для рисования) могут быть размещены в маленьких корзинках или ящичках на уровне глаз ребенка. С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования на планшете.
Бросаться песком нельзя. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. Перед началом занятий с песком дети моют руки – таковы гигиенические нормы.
Периодически планшет нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый). После занятий планшет рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Формы работы:
1. Сюжетные игры.
2. Рисование песком.
3. Дидактические игры-упражнения.
4. Рассказывание сказок.
5. Инсценирование.
6. Игры-забавы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с СанПиН. Занятия организуются 1 раз в неделю по 1 учебному часу из расчета 1 академический час (30 минут) для детей 6-7 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной, динамической гимнастики, смены статических поз, проведения физкультминуток в том числе и с речевым содержанием, упражнения для коррекции мелкой моторики. Соотношение динамической и статической нагрузки на занятии: 20% - 80%.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: повышение эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста, развитие индивидуальных творческих способностей, воображения посредством использования метода рисования песком.
Задачи:
- познакомить детей с искусством песочного рисования, базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах;
- развивать тактильную чувствительность, как основу «ручного интеллекта»;
- развивать творческие способности ребенка;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния;
- совершенствовать навыки позитивной детской коммуникации;
- воспитывать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, любознательность.
1.3. Содержание программы
Тема 1. «Чувствительные ладошки» (диагностическое занятие) (1 час)
Теория. Беседа «Песочная страна».
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Диагностические задания. Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 1)
Тема 2. «Знакомство с песочным человечком» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Песочный круг». Творческое задание «Рисуем настроение». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 2)
Тема 3. «В гостях у Песочной феи» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Игра-упражнение «Песочные прятки». Упражнение «Песочный дождик». Упражнение «Победитель злости». Упражнение «Узоры на песке». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 3)
Тема 4. «Осень в Песочной стране» (1 час)
Теория. - Рассказ Песочного принца
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Осенние фантазии». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 4)
Тема 5. «Путешествие золотой рыбки» (1 час)
Теория. Рассказ Песочного принца о золотой рыбке
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Рыбка». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 5)
Тема 6. «Солнечный мальчик» (1 час)
Теория. Рассказ Песочного принца о Солнечном мальчике
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Мир счастья в песочной стране». Упражнение «Вверх по радуге». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 6)
Тема 7. «Следы на песке» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Необыкновенные следы». Упражнение «Геометрические фигуры». Игра-упражнение «Песочное солнце». Упражнение «Релаксация». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 7)
Тема 8. «Сказочная страна» (1 час)
Теория. Рассказ песочного принца о «Заколдованной стране»
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Психогимнастика. Творческое задание «Сказочная страна». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 8)
Тема 9. «Город игрушек» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Город для матрешек». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 9)
Тема 10. «Пироги пекла лиса» (1 час)
Теория. Беседа «Волшебники»
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Пироги пекла лиса»
Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 10)
Тема 11. «У солнышка в гостях» (1 час)
Теория. -
Практика. Игра «Прогулка». Игра «Солнышко и дождик». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 11)
Тема 12. «Город веселых музыкантов» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Веселые музыканты». Творческое задание «Музыкальные инструменты из песка». Пальчиковая игра «По клавишам стучим».
Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 12)
Тема 13. «Путешествие к гномам в горы» (1 час)
Теория. Рассказ песочного принца о Гномах
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Гора и камешки». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 13)
Тема 14. «Приключения Квака» (1 час)
Теория. Знакомство с Кваком
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Урок на лугу». Творческое задание «Сказка про Квака». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 14)
Тема 15. «Сказка об умном мышонке» (1 час)
Теория. Чтение отрывков сказки «Сказка об умном мышонке»
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Игра «Жмурки с колокольчиком». Упражнение «Мамин голос». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 15)
Тема 16. «Мы - волшебники» (1 час)
Теория. Беседа «Песочная страна»
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Упражнение «Игры с песком». Упражнение «Шар из песка». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 16)
Тема 17. «Путешествие золотой рыбки» (1 час)
Теория. Рассказ песочного человечка о путешествии Золотой рыбки
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Путешествие Золотой рыбки». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 17)
Тема 18. «Звуки леса» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Пальчиковая гимнастика «Дождик» (звуковая). Релаксационное упражнение «Прогулка в лес». Творческое задание «Рисование под звуки музыки». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 18)
Тема 19. «В гостях у песочных человечков» (1 час)
Теория. Рассказ Песочной феи
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Волшебный листок». Творческое задание «Клякса-проказница». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 19)
Тема 20. «Как медвежонок играл в песочнице» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «В гостях у медвежонка». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 20)
Тема 21. «Грамматика в Песочной стране» (1 час)
Теория. Сказка о волшебной стране Грамматика
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Творческое задание «Буквы «Ж», «Ш» в Песочной стране». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 21)
Тема 22. «Путешествие в страну «А» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Словесные игры со звуком «А». Творческое задание «Буква «А» в Песочной стране». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 22)
Тема 23. «Путешествие в страну «О» (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Словесные игры со звуком «О». Творческое задание «Буква «О» в Песочной стране». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 23)
Тема 24. «Песочная планета» (диагностическое занятие) (1 час)
Теория. -
Практика. Ритуал «входа» в Песочную страну. Выполнение диагностических заданий по сказке «Планет радости». Рефлексия занятия. Ритуал «выхода» из Песочной страны (Конспект занятия 24)
1.4. Планируемые результаты
1. Может овладеть базовыми техниками получения изображения на песочном световом планшете.
2. Умеет работать кистями и пальцами обеих рук, координирует их работу.
3. Может выполнить творческое задание (по условию, самостоятельно, использует для этого различные дополнительные материалы.
4. Имеет представление об эмоциях, может понимать и назвать эмоциональное состояние свое и других детей.
5. Может работать в подгруппе детей, общаться с ровесниками и взрослыми в совместной творческой деятельности.
6. Проявляет любознательность, активность в процессе экспериментирования с песком.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
№ Год обучения Объем учебных часов Всего
учебных недель Количество учебных дней Режим работы
1 2021-2022 24 24 24 1 занятие в неделю по 1 академическому часу (30 минут)
Начало занятий – первая неделя ноября (2 ноября, окончание занятий – четвертая неделя апреля (26 апреля).
2.2. Условия реализации программы
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Для достижения положительного результата развития воспитанников при реализации программы следует соблюдать требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть:
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся возможностей и интересов детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (расстановка мебели, расположение дидактического материала, использование переносных, передвижных модулей, маркеров пространства) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, дидактическим пособиям;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям безопасности их использования (санитарно-гигиенические правила, правила пожарной безопасности).
Кадровое обеспечение
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Светлые эмоции» должен обладать следующими компетенциями:
- обеспечивать эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительно относиться к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;
- поддерживать индивидуальность и инициативность детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- строить вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым (зона ближайшего развития) через создание условий для овладения культурными средствами деятельности и организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития;
- оценивать индивидуальное развитие детей;
- взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка;
- иметь необходимые знания в области работы с дошкольниками.
2.3. Формы контроля
Для проверки результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Светлые эмоции» используется психолого-педагогическая диагностика. Она проводится в начале и конце учебного года. Для этого используется:
1. Методика «Дорисовывание фигур» Дьяченко О. М.
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
2. Методика «Паровозик» Велиева С. В.
Цель: определение особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде.
3. Проективный тест «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: определение уровня тревожности ребенка.
4. Диагностика мелкой моторики пальцев рук.
5. Диагностика сформированности коммуникативных навыков, навыков позитивного взаимодействия детей друг с другом, развития эмоциональной сферы проводится в рамках реализации ООП ДО (педагогическая диагностика по направлению «Социально-коммуникативное развитие»).
2.5. Методические материалы
Используются следующие методы реализации программы:
1. Практический метод (исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения, выбор приема рисования, графические игры и упражнения, пальчиковые игры, самостоятельное рисование песком на световом планшете).
2. Игровой метод (игровая деятельность, обыгрывание построек, песочных рисунков с использованием дополнительных материалов, обыгрывание ситуаций с элементами театрализации).
3. Словесный метод (беседы, рассказ, комментирование педагогом процесса выполнения приема рисования песком, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядный метод (рассматривание картин, иллюстраций, показ игрушек и способов рисования).
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы являются итоговое занятие; открытые занятия для родителей.
Программа «Светлые эмоции» включает в себя три цикла:
1–й начальный – знакомство с «языком» песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая) и рисование предметов на основе простейших геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник);
2-й - сюжетное рисование, развитие воображения;
3-й - самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (Ритуал «входа» в занятие, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие, развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния воспитанников).
Также занятия предусматривают «минутку» свободного рисования, когда предполагается создание изображений на песке по желанию ребенка.
Заключительная часть включает:
- рефлексию (анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников, определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ;
- мотивацию на самостоятельную художественную деятельность (детям предлагается в свободное время просмотреть, используя сеть интернет, мультфильмы, выполненные в песочной технике);
- «Ритуал выхода» из занятия (различные варианты прощания с песочной средой).
2.6. Список литературы
Литература для педагогов
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Уробина. – Санкт-Петербург: «ПИТЕР», 2007. – 214 с.
2. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010. – 74 с.
3. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: «Златоуст», 1998. – 218 с.
4. Горлова, Н. А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития / Н. А. Горлова // Специальное образование: Науч. -метод. журнал. - 2013. - № 2. – С. 30.
5. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко. - Москва: 1996. - 68 с.
6. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80 с.
7. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница / М, Зейц. - Москва: ИНТ, 2010. – 94 с.
8. Никитина, О. Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике / О. Н. Никитина. – Санкт-Петербург, - 2013. – 45 с.
9. Сапожникова, О. Б., Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
10. Соснина, М. В. Метод «Sand-art». Ресурсы рисования песком / М. В. Соснина. – Санкт-Петербург, - 2012. – 54 с
11. Тупичкина, Е. А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-art» / Е. А. Тупичкина - Москва: АРКТИ, 2016. – 112 с.
12. Федосеева, М. А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии / М. А. Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2014. – 111 с.
Литература для родителей
1. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница / М, Зейц. - Москва: ИНТ, 2010. – 94 с.
2. Тупичкина, Е. А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-art» / Е. А. Тупичкина - Москва: АРКТИ, 2016. – 112 с.