Надежда Галушина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Звучалочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Звучалочка» (5-6 лет)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Звучалочка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В настоящее время у многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии и дальнейшие затруднения в подготовке к школьному обучению. В связи с тем возникает необходимость оказывать помощь детям старшего возраста в форме кружка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звучалочка» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она является адаптированной к условиям образовательного процесса МБДОУ детского сада №14 «Красная шапочка» и автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей
Большое значение имеет вариативность содержания Программы, дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Программа предоставляет возможность выбора при выполнении практических заданий и построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями и способностями обучающегося. Новизна данной программы опирается на углубленное использование ИКТ технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, работоспособность, нравственно-волевых качеств и для преодоления речевых нарушений.
Цель Программы: становление и развитие нравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, владеющей правильной литературной речью, в том числе и устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими;
- Обеспечить овладение предметными компетенциями, необходимыми для усвоения дополнительной образовательной программой, направленной на формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольников и звукопроизношения;
- Совершенствование активного словаря детей, грамматического строя речи и связной речи дошкольников, речевых навыков;
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова.
Развивающие:
- Развитие способностей творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения проблемной ситуации в процессе освоения ключевыми и социальными компетенциями;
- Развитие слухового внимания, памяти, дыхания;
- Развитие мелкой и общей моторики;
- Развитие произносительной стороны речи: темпа, дикции, силы голоса.
- Развитие сформированности речевых навыков в стихах, в связной речи, в диалогах, в пересказах текстов, в рассказах.
Воспитательные:
- Воспитание у дошкольников самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков использования универсальных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности;
- Воспитание личности, способной взаимодействовать с социальной средой для выражения своего творческого потенциала;
- Воспитание интереса к художественному слову.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
• принцип системности;
• принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
• принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Содержание:
Раздел 1 «Подготовительный»
Тема 1: «Вводное занятие»
Теория: Ознакомление на доступном уровне с речевым аппаратом. Интеллектуальная беседа: «Почему говорить нужно правильно?», «Почему я хочу научиться все звуки произносить правильно?». Знакомство с интерактивным столом.
Практика: Дидактические игры и упражнения: «Кто сказал?», «Узнай звук» (неречевые звуки, «Откуда слышу звук?».
Форма контроля: опрос
Тема 2: «Путешествие в страну Звуков»
Практика: Дидактические игры и упражнения: «Выбери картинки, в названии которых есть заданный звук», «В этом домике живут…», (с использованием интерактивного стола). Упражнения для пальчиковой гимнастики. Комплекс артикуляционных упражнений.
Форма контроля: тест
Тема 3: «Веселые слова»
Практика: Комплекс артикуляционных упражнений для формирования отсутствующих или искажённых звуков, упражнений для пальчиковой гимнастики. Дидактические игры и упражнения: «Выбери слова, которые поедут в вагончике», «В этом домике живут». Логоигры.
Форма контроля: опрос
Раздел 2 «Звучалочка»
Формирование произносительных умений и навыков
Тема 4-5: «Свистящие звуки С, З»
Практика: Отработка комплексного упражнения «Ветерок свистит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [С], «Комарик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [З]; первичная автоматизация звука в слогах: са,со,су,сы, за,зо,зу,зы Дидактические упражнения «Звук «ветерок» подружился со звуками», «Звук «комарик» подружился со звуками». Логоигры на интерактивном столе.
Теория: правила работы с интерактивным столом, объяснение постановки речевого аппарата.
Форма контроля: опрос
Тема 6-7: «Шипящие звуки Ж, Ш»
Практика: Отработка комплексного упражнения «Гусь шипит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ш]; «Жук жужжит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ж]; первичная автоматизация звука в слогах: ша,шо,шу,ши,жа,жо,жу,жи. Дидактические упражнения «Звук «Спустить шину», «Песенка жука». Логоигры на интерактивном столе.
Теория: правила работы с интерактивным столом, объяснение постановки речевого аппарата
Форма контроля: опрос
Тема 8-9: «Сонорные звуки Л, ЛЬ»
Практика: отработка комплексного упражнения «Самолётик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Л], «Колокольчик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ль]; первичная автоматизация звука в слогах: ал,ол,ул,ил, ыл, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю, ли-ли-ли. Дидактические упражнения «Звуки подружились» (с мячом); Игры на формирования общего и речевого дыхания.
Теория: объяснение постановки речевого аппарата
Форма контроля: опрос
Тема 10-11: «Сонорные звуки Р, РЬ»
Практика: Отработка первичных комплексных упражнений: «Моторчик» (произнесение звука [Р] в составе звукосочетания – др-р-р, «Трещётка» (произнесение звука [Р] в составе звукосочетания – тр-р-р,; отработка изолированного звука [Р] – первичного комплексного упражнения «Собака рычит»; [Рь] – первичного комплексного упражнения «Дрель» (длительное произнесение изолированного звука: рь-рь-рь…; первичная автоматизация звука [Р]в слогах: ар,ор,ур,ир, ыр, [Рь]в слогах: аь,орь,урь,ирь, ырь. ; Дидактическое упражнение «Звуки подружились» (с мячом).
Теория: объяснение постановки речевого аппарата.
Форма контроля: опрос
Тема 12-13: «Шипящие /аффрикаты Ч, Щ»
Практика: Отработка комплексного упражнения «Поезд» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ч], отработка комплексного упражнения «Листья шелестят» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Щ]; первичная автоматизация звука в слогах: ач,оч,уч,ич, ащ,ощ,ущ,ищ. Дидактическое упражнение «Звуки подружились» (с мячом). Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Теория: объяснение постановки речевого аппарата.
Форма контроля: опрос
Тема 14: «Дифференциация звуков»
Практика: Дидактические игры «Узнай звук» (с погремушкой, «Хлопни в ладоши», «Слоговые дорожки» (с погремушкой, «Будь внимательным», «В каких словах спрятался звук?», «Постучи кулачками». Игры на формирования общего и речевого дыхания. Логоигры на интерактивном столе.
Форма контроля: опрос, тест
Тема 15: «Дифференциация звуков»
Практика: Дидактические игры «Сигнальный флажок», «Сколько звуков – столько фишек», «Построй домик для звуков» (дети соединяют пальцы обеих рук в виде крыши домика, «Сколько слогов– столько грибов», «Флажок», «Сигнальщики». Игры на интерактивном столе. Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Форма контроля: опрос, тест
Тема 16: «Звукоразличительные навыки»
Практика: Дидактические игры «Узнай звук» (с погремушкой, «Сколько звуков – столько фишек», «Слоговые дорожки», «Постучи кулачками», «Сколько слогов– столько цветов». Квест на интерактивном столе. Игры на формирования общего и речевого дыхания.
Форма контроля: опрос
Тема 17-18: «Автоматизация звуков»
Практика: Звуки: [С], [З], [Ш], [Ж], [Сь], [Зь], [Ль] – автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных (закрытых) и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Дидактические игры и упражнения «Слоговые дорожки», «Перейди через мостик», «Будь внимательным», «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись» и др. Игры на интерактивном столе. Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Форма контроля: опрос
Тема 19-20: «Автоматизация звуков»
Практика: Звуки: [Ц], [Ч], [Щ], [Л]– наоборот автоматизируются сначала в обратных (закрытых, затем в прямых слогах и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Дидактические игры и упражнения «Слоговые дорожки», «Перейди через мостик», «Будь внимательным», «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись» и др. Логоигры на интерактивном столе. Игры на формирования общего и речевого дыхания.
Форма контроля: опрос
Тема 21-22: «Автоматизация звуков в слогах»
Практика: Звуки: [Р], [Рь]-автоматизация в звукосочетании и вырабатывание вибрации. Дидактические игры и упражнения «Перейди через мостик», «Будь внимательным», «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись» и др. Игры на интерактивном столе. Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Форма контроля: творческая работа «Слоговые дорожки»
Тема: 23-25 «Автоматизация звуков в словах»
Практика: Закрепление и автоматизация звуков в словах. Логоигры на интерактивном столе. Игры на формирования общего и речевого дыхания.
Дидактические игры и упражнения: «Словоговорки», «Слово за словом», «Цепочки слов», «Путаница», «Лесенка», «Посели в домик слова на заданный звук (слог)», «Вагончик», «Запомни слова и повтори» и др. Дифференциация звуков С]- [З], [С]- [Сь], [С]- [Ц], [С]- [Ш], [Ж]- [З], [Ж]- [Ш]. Игра-инсценировка.
Форма контроля: тест
Тема: 26-28 «Автоматизация звуков в предложениях»
Практика: Автоматизация звуков в предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, в небольших рассказах. Дифференциация звуков [Ч]- [Сь], [Ч]- [Т], [Ч]- [Щ], [Р]- [Л], [Р]- [Рь], [Рь]- [Ль], [Рь]- [Й], [Л]- [Ль]. Игры на интерактивном столе. Игры на развитие общей и мелкой моторики. Викторина.
Форма контроля: творческая работа «Юный чтец»
Тема: 29-30 «Автоматизация звуков в спонтанной речи»
Практика: Автоматизация звуков в диалогической речи, в играх. Логоигры на интерактивном столе. Игры на формирования общего и речевого дыхания. Упражнения по лексическим темам.
Форма контроля: опрос
Раздел 3 «Говоруша»
«Совершенствование фонематического восприятия параллельно с коррекцией звукопроизношения»
Тема 31-32 «Звуковой анализ слова»
Практика: Звуковой анализ 1-3-х –сложных слов, в том числе со стечением согласных звуков. Дидактические игры, упражнения, ребусы: «Собери слово из слогов», «Продолжи слово» и др. Игры на интерактивном столе «Раздели и забери». Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Форма контроля: тест «Заколдованные слова»
Тема 33-34 «Деление слов на слоги»
Практика: Деления слов на слоги, правильного произнесения слов с разной слоговой структурой, в том числе многосложных слов и слов со стечением согласных звуков. Дидактические игры, упражнения: «Будь внимательным», «Повтори, не торопись, да, смотри, не ошибись», «Телеграф», «Оттопай», «Отхлопай», «Отстучи» и др. Логоигры на интерактивном столе «Живые буквы». Игры на формирования общего и речевого дыхания.
Форма контроля: опрос
Тема 35 «Фонематическое восприятие»
Практика: Дифференциация звуков. Звуковой анализ 1-3-х- сложных слов, в том числе со стечением согласных звуков. Деления слов на слоги. Дидактические упражнения «Буря в бутылке», «Загони мяч в ворота», «Подуй на вытянутый широкий язык», Игры «Какое из двух слов длиннее, короче?», «Хлопни в ладоши», «Найди первый (последний) звук в слове», «Назови гласные». Игры на интерактивном столе. Дыхательная гимнастика.
Форма контроля: Творческая работа «Литературные этюды»
Тема 36: «Итоговое занятие»
Практика: Проверка правильного произношения звуков, связной выразительной речи.
Форма контроля: Литературный фестиваль «Говоруша».
1.4. Планируемые результаты:
По окончанию обучения у дошкольников:
будет сформирована мелкая и общая моторика;
будут сформированы навыки устной речи на основе овладения литературным языком, созданы условия для речевого общения с окружающими;
будет развита произносительная сторона речи: темп, дикция, сила голоса;
будет сформировано фонематическое восприятие и звукопроизношение, навык звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова;
будет в достаточной мере развито внимание, память, моторика артикуляционного аппарата, дыхание;
будут сформированы речевые навыки в стихах, в связной речи, в диалогах, в пересказах текстов, в рассказах;
будет воспитана самостоятельность, инициативность, ответственность, навыков использования универсальных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности;
будет воспитана потребность личности, способной взаимодействовать с социальной средой для выражения своего творческого потенциала;
будет воспитан интерес к художественному слову.
Кадровое обеспечение
Занятия по реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звучалочка» проводит специалист ДОУ: учитель-логопед.
Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: опроса, теста и творческой работы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, аудиозапись.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: литературный фестиваль «Говоруша».
Оценочные материалы
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии в форме опроса, предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС ДО).
Итоговый - проводится в виде литературного фестиваля. Воспитатель выявляет уровень речевого развития ребенка, владение правильной литературной речью.
Диагностический инструментарий:
Лексическая сторона речи
1. Назвать по 4-5 имён существительных по предложенным темам: мебель, овощи, фрукты, птицы, ягоды, насекомые, животные, транспорт.
2. Назвать части тела и части предметов по картинкам (ноги, руки, глаза,
уши, живот, грудь, спинка стула, ножки стула и т. д.).
3. Назвать одним словом, обобщить предметы и объекты, изображённые
на картинке:
Мяч, кукла, машина -…игрушки
Рубашка, платье, шорты -…
Стул, стол, шкаф-…
Огурец, помидор, морковь-…
Муха, комар, бабочка-…
4. Глаголы.
Как передвигаются птицы? (летают)
Врач лечит, а что делает учитель?
5. Имена прилагательные.
-назвать предъявленные цвета, назвать форму.
Состояние грамматического строя речи
1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (стол-столы, рот-рты).
2. Употребление имён существительных в косвенных падежах (чего нет у мальчика? мяча).
3. Согласование прилагательных с существительными единственного числа (по картинкам): красный мяч, голубая бабочка).
4. Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит воробей? На дереве.).
5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными (два кота, пять котов).
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик).
7. Образование названий детёнышей животных (у кошки-котёнок).
Исследование фонетической стороны речи
1. Исследование звукослоговой структуры слова (повторить за педагогом слова разной слоговой структуры (кот, вода, стук, банка, ступенька, самолёт, погремушка);
2. Исследование звукопроизношения.
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений. Прочитать стихотворение.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Организация образовательного процесса строится на дифференцированном подходе. Он необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. Занятия включают в себя речевые упражнения и коммуникативные тренинги для развития навыков общения, речевого дыхания и развития речи дошкольников, дидактические игры и упражнения, компьютерные логоигры, игры на интерактивном столе, игры на развитие общей и мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата.
В работе используются методы обучения:
1. Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; объяснение назначения предмета; использование педагогом нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами c интерактивных технологий; поручения, предполагающие ответ действием.
2. Методы и приемы активизации словаря: поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.
3. Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно); музыкально-ритмические упражнения; словесные игры.
4. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: артикуляционные упражнения; мимические упражнения; упражнения на звукоподражания; использование звуков - «песенок»; словесные игры; упражнения для развития речевого дыхания.
5. Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание стихов и потешек; имитационные упражнения, сопровождаемые речью; сюжетные игры с игрушками; рассматривание картин с последующей беседой; игры с сюжетными картинками; упражнения на различение звуков речи и другие.
Используются следующие интерактивные методы обучения:
Метод дивергентного речевого развития;
Метод фантазирования;
Морфологичесмкий анализ.
Алгоритм учебного занятия:
На каждом занятии используется дополнительный материал: стихотворения, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения;
Подготовка к занятию (установка на работу);
Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
-повторение названия базовой формы;
-повторение действий прошлого занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, интерактивная игра, открытое занятие, квест, викторина, литературный фестиваль, конкурсы.
Педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ и др.
Дидактические материалы: раздаточные, задания, упражнения и др.
Список литературы
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М. : Издательство ГНОМ и Д
2. Нищева Н. В. Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.
4. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Москва 2009 г.
7. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с.
8. Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
Рекомендуемый список литературы для родителей:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с.
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь С Пб. 2004 г.