Пошлова Светлана Александровна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально – педагогической направленности
«Шахм аты»
Уровень программы : ознакомительный
Срок реализации программы : 1 год (36 часа)
Возрастная категория: от 6 до 7 лет
Вид программы : модифицированная
Автор-составитель:
Пошлова Светлана Александровна
Воспитатель
2020
ВВЕДЕНИЕ
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Новизна программы заключается в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.
Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Адресат программы учащиеся дошкольного возраста 6 – 7 лет мальчики и девочки. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора, не зависимо от способностей и уровня общего развития. Группы формируются из одновозрастных учащихся не менее 3 человек.
Уровень программы, объё м и сроки реализации:
Программа «Шахматы» имеет ознакомительный уровень, который предполагает обеспечение учащихся общедоступными и универсальными формами знакомства с шахматами, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение знаний и умений и формирование познавательного интереса.
Срок обучения по программе «Шахматы» предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 25 минут, рассчитана программа на 1 год обучения.
Форма обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Шахматы» очная, занятия имеют игровой практический характер.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Особенности организации образовательного процесса: для реализации программы формируются постоянная группа учащихся. Занятия по данной программе имеют различные формы:
-Традиционные
-Комбинированные
-практические занятия
-игры, конкурсы
Методы:
-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный ( С помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).
Цель программы :
-Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основными задачами программы обучения детей дошкольного возраста являются:
Образовательные:
-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д. ;
-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии;
-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
-формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
-поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
-наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1 Знакомства с шахматами 1 1 Опрос
2 Знакомство с шахматной доской 4 4 Раскрашивание шахматной доски. Аппликация
3 Шахматные Фигуры 3 3 Рисование фигур. Дидактические игры
4 Пешка 1 1 Дидактические игры
5 Куда идёт Король 1 1 Дидактические игры
6 Слон 1 1 Дидактические игры
7 Кони черные и белые 1 1 Дидактические игры.
8 Я -Ладья 1 1 Дидактические игры
9 В гостях у Ферзя 1 1 Дидактические игры
10 Начальное положение 5 5 Дидактические игры
11 Ответь как в сказки сам без подсказки 2 2 Викторина
12 Шахматные часы 1 1 Дидактические игры
13 Шах 3 3 Дидактические игры
14 Бить или не бить 2 2 Дидактические игры
15 Мат 3 3 Дидактические игры
16 Защита от шаха, пат 1 1 Дидактические игры
17 Шахматная партия 2 2 Самостоятельная работа
18 Закрепления пройденного материала 3 3 Дидактические игры. Шахматный турнир.
Итого часов
36 36
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Знакомства с шахматами
Практика
Знакомство детей с игрой историей ее возникновения. Формирование у детей интереса к игре в шахматы.
Формы контроля: Опрос
Раздел 2. Знакомство с шахматной доской
Практика
Знакомство с понятием шахматная доска, белые черные поля, центр шахматной доски. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование чёрных и белых полей.
Формы контроля: Раскрашивание шахматной доски. Аппликация
Раздел 3. Шахматные Фигуры
Практика
Формирование первоначальных представлений о понятии: пешка и фигура; развитие слухового и зрительного восприятия. Знакомство с названием и положением фигуры на доске. Объяснение того что в игре два вида фигур белопольные и чернопольные. Закрепление знаний детей о шахматных фигурах.
Формы контроля: Рисование фигур. Дидактические игры
Раздел 4. Пешка
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «Пешка». Обучение детей ориентироваться на шахматной доске. Знакомство с правилами перемещения пешки и взятия.
Формы контроля: Дидактические игры
Раздел 5. Куда идёт Король
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «Король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Формы контроля: дидактические игры.
Раздел 6. Слон
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении. Ход слона. Закрепление умения ходить пешкой и королём.
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 7. Кони черные и белые
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальном положении. Ход коня. Обучение детей ориентироваться на шахматной доске. Закрепление умения ходить слоном.
Формы контроля: дидактические игры.
Раздел 8. Я -Ладья
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «ладья». Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Обучение детей новому понятию «Ход фигуры». Закрепление умения ходить слоном и конем.
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 9. В гостях у Ферзя
Практика
Знакомство детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальном положении, как ходит ферзь. Закрепление умения ходить ладьёй и конем.
Формирование логического мышления, умения обдумывать свои действия.
Формы контроля: дидактические игры.
Раздел 10. Начальное положение
Практика
Знакомство детей с новым понятием «Начальное положение или «Начальная позиции». Формирование представления о правильной расстановке фигур перед началом шахматной партии. Обучение детей правилу: «Ферзь любит свой цвет».
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 11. Ответь как в сказки сам без подсказки
Практика
Формирование представления о правильном расположение доски между партнёрами, расстановкой фигур перед игрой. Развитие логики, мышления, умения отвечать на поставленные вопросы.
Формы контроля: викторина
Раздел 12. Шахматные часы
Практика
Знакомство детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партий. Формирование у детей представления такого понятия как шахматные часы, время, отведённое на партию и контроль времени.
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 13. Шах
Практика
Знакомство детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Обучить детей находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Обучение детей тому, как определить объявлен ли шах в том, или ином положении. Закрепление знаний детей о шахе, учить определять из двух возможных - лучший.
Формы контроля: дидактические игры.
Раздел 14. Бить или не бить
Практика
Обучение детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит перед боем, не подставлять свою ладью под удар. Уточнение того что королей в шахматах не бьют, но и под шах их тоже ставить нельзя, нужно подбирать для короля неатакованные поля. Объяснение того что если король нечаянно встанет под бой ему разрешается переходить, уважая шахматного владыку, игроку разрешают исправить ошибку.
Формы контроля: дидактические игры.
Раздел 15. Мат
Практика
Знакомство с новым понятием «мат». Обучение детей находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Объяснение детям того что в шахматах выигрывает тот кто побьет неприятельского короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будит побит это и есть мат. Закрепление полученных знаний посредством индивидуальных заданий, обучение детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно решать её.
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 16. Защита от шаха, пат
Практика
Обучение детей защищаться от шаха. Объяснение детям того что если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат это почетная ничья.
Формы контроля: дидактические игры
Раздел 17. Шахматная партия
Практика
Закрепления умения играть самостоятельно. Развитие внимательности. Закрепление полученных данных.
Формы контроля: самостоятельная работа
Раздел 18. Закрепления пройденного материала
Практика
Повторение пройденного материала.
Формы контроля: Дидактические игры. Шахматный турнир.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умеют формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
2. Умеют планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий
3. Развито образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Личностные:
1. Умеют целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Метапредметные:
1. Развит познавательный интерес, мотивация к обучению, радость творчества.
2. Развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Увеличен объем внимания и памяти.
4. Развито мышление, речь, сформирован познавательный интерес, коммуникативные умения и творческие способности.
Обучающиеся имеют представление:
- об истории шахмат
- о правилах игры в шахматы
- о правильном расположении фигур на доске.
- о правильном расположении доски м/у партнерами.
Знают: :
- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
Умеют:
- самостоятельно организуют игру и умело используются знания в процессе игровой практики.
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску м/у партнерами
Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»
Условия реализации программы : Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- отдельное помещение для занятий, хорошо освещённое (естественным и электрическим светом, оборудованное необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами.
Перечень оборудования:
- Настольные шахматы разных видов;
- Демонстрационная настенная доска с комплектом шахматных фигур;
- Дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- цветные, простые карандаши;
- клей;
- Цветная бумага.
Информационное обеспечение:
- в учебном помещении необходимы специальные современные технические средства обучения (компьютер, колонки, монитор или телевизор, флеш -карта с презентациями по темам программы, литература, карточки демонстрационные.
Кадровое обеспечение:
Педагог должен обладать коммуникативными качествами, стремится к партнёрским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской программы, умением использовать в своей деятельности инновационные технологии, самостоятельно переосмысливать теоретические знания, переводить их на язык практических действий, находить наиболее эффективные способы в решении возникающих педагогических проблем, способность доступно передавать знания.
Формы аттестации:
По окончании ознакомительного уровня аттестация не предусмотрена, по окончании программы проводится итоговая диагностика.
Формы контроля: опрос, практическое задание.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: табель посещаемости, аналитическая справка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: шахматный турнир.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля:
1. текущая диагностика (в течение всего учебного года);
2. итоговая диагностика (май).
Увидеть результаты каждого обучающегося можно по итогам проведения наблюдений, мониторинга и анализа выполненных самостоятельных работ.
Диагностика результативности освоения учебной программы
Время
проведения Цель проведения Формы диагностики
В течении всего учебного года Текущая диагностика
Определение степени усвоения учебного материала; определение готовности воспитанников к восприятию нового материала. обсуждение и анализ выполненных работ;
май Итоговая диагностика
Определение степени усвоения учебного материала и самостоятельное применения полученных знаний.
Шахматный турнир
Оценочные материалы
Для определения результатов обучения воспитанников применяются различные диагностические материалы:
- задания для практической работы.
- самостоятельные задания;
Методические материалы
Образовательный процесс в детском саду на дополнительном образовании построен на очном обучении.
При реализации программы используются различные методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические, игровые, проблемные… Педагог свободно общаясь с учащимися на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие учащихся и, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает учащихся к творчеству. В воспитательном процессе используется метод поощрения, упражнения, убеждения, мотивации, стимулирования.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения, когда внимание педагога сосредоточено не только на передачу своих знаний детям, но и на творческий потенциал каждого воспитанника в отдельности;
- игровые технологии с учетом возрастных особенностей дошкольников – это игра, в процессе которой дети самостоятельно определяют проблему и предлагают пути её решения
- применение здоровье сберегающей технологии происходит посредством упражнений физ. минуток, подвижных игр.
- технология группового обучения, которая помогает за короткий срок справится с проверкой всей группы, такой метод позволяет ребёнку самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.
Алгоритм учебного занятия:
- Структура занятия:
- организационный момент;
- постановка проблемы, сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок и т. д. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. В ходе занятий проводятся тематические физ. минутки, пальчиковые гимнастики, подвижные игры.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Список литературы
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М. : ФиС.
2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М. : Просвещение.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М. : ГЦОЛИФК.
4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М. : Просвещение
5. И. Г Сухин «Шахматы полный курс для детей».
6. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М. : ФиС