Галина Лыкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Букварики»
▼ Скачать
1. Пояснительная записка.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Букварики»
социально-педагогической направленности.
Актуальность программы.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Букварики“» размещена в разделах
Актуальность разработки программы «Букварики» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы. Предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и грамоте на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Л. А. Венгер и С. В. Мухина утверждали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Овладевая навыками чтения, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв, означающих звуки речи. Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе, ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи.
Сформировать у детей навык чтения, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей и целью кружка по обучению детей чтению, который мы назвали «Букварики».
Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и даже подвижные игры, ведь именно в игре развиваются творческие способности личности.
Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением. Уделяя большое внимание звуковому восприятию слова, формируется фонетический и речевой слух ребёнка.
Дополнительное образование по обучению чтению – одна из форм предшкольной подготовки детей.
Отличительные особенности программы :
Программа направлена на гармоничное развитие личности ребенка (речевое, социально-коммуникативное, познавательное); учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста (возраст, уровень развития психических процессов, гендерные различия); обеспечение эмоционального благополучия (создание ситуации успеха, эмоционального комфорта и т. п.); предполагает внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду (речевые дидактические игры, магнитная азбука, сюжетные картинки, и т. п.); взаимосвязь процесса развития, обучения и воспитания (развитие психических процессов, обучение грамоте и чтению, воспитание желания учиться и т. п.).
Адресат программы : дети 5-8 лет (дошкольники старших, подготовительных групп).
Объём и срок освоения программы.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы «Букварики» - 2 учебных года.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников. Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника проходит, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от возможностей и фантазии.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В дополнительной образовательной программе “АБВГДЕЙ-КА” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур, предложений (слова – иллюстрации, составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации, Л – лиса, В – волк, А – автобус,
Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы : Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий.
Занятия с детьми старшей группы проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю. Длительность занятия 25 минут.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.
Итого – по 70 занятий в год в каждой возрастной группе.
Цель дополнительной общеобразовательной программы «Букварики»
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Основные задачи программы :
Образовательные:
формировать умение читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
определять место звука в трёх позициях (в начале, середине и в конце слова);
определять количество слов в предложении и составлять предложения;
формировать умение называть слова с заданным звуком, слогом;
формировать умение читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова;
развивать умение ориентироваться на листе бумаги в линию;
закреплять умение проводить звуковой анализ;
закреплять умение интонационно выделять любой согласный звук в слове;
Развивающие:
обогащать словарный запас;
развивать речь детей;
развивать фонематический и речевой слух;
развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
развивать умение различать на слух гласные, твёрдые и мягкие согласные;
развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
Воспитательная:
Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
2. Учебный план.
Первый год обучения
Продолжительность образовательной деятельности Периодичность
в неделю Всего в год Количество
часов в год Форма промежуточной аттестации
25 мин 2 раза 70 70 часов Мониторинг (Тестовые задания)
Второй год обучения
Продолжительность образовательной деятельности Периодичность
в неделю Всего в год Количество
часов в год Форма промежуточной аттестации
30 мин 2 раза 70 70 часов Мониторинг (Тестовые задания).
3. Учебно - тематический план.
Первый год обучения
№ Тема занятия Содержание Количество часов Дата
планируемая фактическая
1 Знакомство: Слыш Термины «звук», «буква» 2
2 Знакомство: Буковка Термины «звук», «буква» Буквы русского алфавита. 2
3 Встреча Слыша и Буковки Термины «звук», «буква» 2
4 Звук и буква «А» Умение писать букву по образцу
2
5 Звук и буква «У» Умение писать букву по образцу
2
6 Сочетание «АУ» Умение отвечать на вопросы полным ответом.
2
7 Сочетание «УА» Умение отвечать на вопросы полным ответом.
2
8 Звук и буква «О» Графический облик букв, обведение букв по точкам, 2
9 Звук и буква «И» Умение называть слова с заданным звуком.
2
10 Сочетание «ИА» Умение отвечать на вопросы полным ответом.
2
11 Звук и буква «Ы» Умение различать понятия «звук», «буква», «слово».
2
12 Звук и буква «Э» Умение различать понятия «звук», «буква», «слово».
2
13 Звук и буква «М» Умение называть слова с заданным звуком.
2
14 Звук и буква «Б» Умение называть слова с заданным звуком.
2
15 Звук и буква «П» Первый звук в слове. 2
16 Звук и буква «Ф» Умение чётко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов, слышать в слове интонационно выделенный звук и называть его.
2
17 Звук и буква «В» Первый звук в слове. 2
18 Звук и буква «Т» Умение называть слова с заданным звуком 2
19 Звук и буква «Д» Умение называть слова с заданным звуком 2
20 Звук и буква «Н» Умение называть слова с заданным звуком 2
21 Звук и буква «К» Умение писать букву по образцу 2
22 Звук и буква «Г» Умение называть слова с заданным звуком.
2
23 Звук и буква «X» Умение чётко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов 2
24 Звук и буква «С» Умение называть слова с заданным звуком.
2
25 Звук и буква «3» Умение писать букву по образцу 2
26 Звук и буква «Ш» Умение чётко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов 2
27 Звук и буква «Ж» Умение называть слова с заданным звуком.
2
28 Звук и буква «Ч» Умение писать букву по образцу 2
29 Звук и буква «Ц» Умение чётко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов 2
30 Звук и буква «Щ» Умение читать слоги.
2
31 Звук и буква «Л» Умение читать слоги.
2
32 Звук и буква «Р» Умение читать слоги. Умение различать и называть все буквы русского алфавита.
2
33 Звук и буква «Й» Умение находить заданную букву в тексте. Умение различать и называть все буквы русского алфавита.
2
34 Буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю» Умение находить заданную букву в тексте.
2
35 Буквы «Ь» и «Ъ» Умение находить заданную букву в тексте.
2
Итого 70
Второй год обучения
№ Тема занятия Содержание Количество часов Дата
планируемая фактическая
1 Тема. Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука
в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное
обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву».
Из содержания программы
Слог, количество слов в слоге. 2
2
Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка,
арбуз, кенгуру.
Определение количества слогов в словах.
Дидактическая игра «Телеграф».
Соотнесение произносимых и составленных слов из разрезной
азбуки большого формата со слоговой схемой.
Составление слогов 2
3 Тема. Гласный звук О, буква О.
Составление слогов 2
4 Тема. Согласный звук М (М’, буква М. Определение места
звука в словах мак, сумка, альбом. Анализ, составление из
разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.
Составление и чтение слогов. 2
5 Тема. Согласный звук С (С, буква С. Определение места звука
в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком.
Составление и чтение слогов. 2
6 Тема. Звук X (X’, буква X. Определение слоговой структуры
слов мох, муха. Составление одного-двух предложений со слова-
ми сухо, сыро.
Составление и чтение слогов. 2
7
Тема. Звук Ш, буква Ш. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ. Составление
их из букв наборного полотна большого формата. Закрепление
звука и буквы Ш.
Составление слов из слогов 2
8 Тема. Сопоставление звуков С и Ш. Узнавание согласных
звуков. ( Признак согласного звука: выдыхаемый воздух встречает
во рту преграду.)
Составление слов из слогов 2
9
Тема. Согласный звук Л (Л’, буква Л.
Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым
таблицам. Чтение повествовательных предложений из двух-трех
слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в
начале предложения. Составление схемы предложения Чтение составленных слов 2
10 Тема. Гласный звук Ы, буква Ы. Место звука в двух позициях — в середине слова и на конце. В русском языке нет слов,
которые начинались бы с буквы Ы.
Чтение составленных слов 2
11
Тема. Согласный звук Н (Н’, буква Н.
Звуковой анализ слова нос. Восклицательный
и вопросительный знаки в конце предложения.
Чтение составленных слов 2
12
Тема. Звук Р (Р’, буква Р, р.
Написание большой
буквы в именах людей.
Чтение составленных слов 2
13
Тема. Звук Л (Л’, буква Л, л.
Сопоставление звуков Р и Л.
Составление и чтение словосочетаний 2
14 Тема. Звук К (К’, буква К.
Закрепление знаний об ударном слоге. Работа над предложением.
Составление и чтение словосочетаний 2
15 Тема. Звук П (П, буква П.
Составление и чтение словосочетаний 2
16 Тема. Согласный звук Т (Т’, буква Т.
Составление предложений без предлогов 2
17 Тема. Гласный звук И, буква И.
Чтение слогов по магнитной азбуке (в сравнении) с договариванием до целого слова. Показать, что
этот звук образует слог (например : И-ра) и может быть отдельным
словом.
Составление предложений без предлогов 2
18 Тема. Согласный звук 3 (3’, буква 3, обозначающая этот звук.
Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Сопоставление звуков 3 и С.
Чтение слоговой таблицы и слов. Составление предложений с предлогами 2
19 Тема. Звук В (В’, буква В.
Чтение слогов с договариванием до целого слова. Составление предложений с предлогами 2
20 Тема. Согласный звук Ж, буква Ж.
Сопоставление Ж
Ш. ; ЖИ — ШИ.
Составление предложений с предлогами 2
21 Тема. Звонкий согласный звук Б (Б’, буква Б, б. Сопоставление звуков Б и П.
Чтение коротких предложений, понимание осмысленного 2
22 Тема. Звук Г (Г’, буква Г.
Сопоставление звуков Г и К.
Чтение коротких предложений, понимание осмысленного 2
23 Тема. Звук Д (Д’, буква Д.
Сопоставление звуков Д и Т. Орфография и орфоэпическое чтение (садик — сад, рады — рад и др.).
Чтение короткого текста. 2
24 Тема. Звук Й, буква Й.
Сопоставление звуков И и Й.
Чтение короткого текста. 2
25 Тема. Буква Ь — показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный.
Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. Знаки препинания в конце предложения. 2
26 Тема. Звук Е, буква Е, е.
Тема. Гласный звук Ё, буква Ё, ё.
Чтение слов, составленных на фланелеграфе из букв большой разрезной азбуки.
Знаки препинания в конце предложения. 2
27 Тема. Гласный звук Я, буква Я.
Гласный звук Ю, буква Ю.
Чтение коротких текстов с соблюдением знаков препинания 2
38 Тема. Глухой согласный звук Ц, буква Ц. Тема. Глухой согласный звук Ч, буква Ч.
Чтение коротких текстов с соблюдением знаков препинания 2
29 Тема. Звук Щ, буква Щ.
Чтение коротких текстов с соблюдением знаков препинания 2
30 Тема. Глухой согласный звук Ф (Ф’, буква Ф, ф.
Чтение коротких текстов с соблюдением знаков препинания 2
31 Тема. Гласный звук Э, буква Э. Чтение коротких текстов с пониманием осмысленного 2
32
Тема. Разделительный твердый знак — буква Ъ. Чтение коротких текстов с пониманием осмысленного 2
33 Тема. Разделительный мягкий знак.
Чтение коротких текстов с пониманием осмысленного 2
34 Тема. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Чтение коротких текстов с пониманием осмысленного 2
35 Мониторинг Тестовые задания 2
Итого 70
4. Содержание изучаемого курса.
1-й год обучения (5-6 лет) :
Развитие фонематического слуха. Термины «звук», «буква», «слово». Первый звук в слове. Заданный звук. Темп речи, сила голоса, речевое дыхание. Нормы литературного произношения.
Знакомство с буквами. Буквы русского алфавита. Графический облик букв, обведение букв по точкам, письмо букв самостоятельно. Буквы в тексте. «Зеркальное» письмо. Слоги. Чтению слогов.
Развитие речи. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи.
Развитие графических навыков. Рисование вертикальных, горизонтальных линий, округлые линии. Виды штриховки.
Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук). Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
К концу первого года обучения по данной программе основным результатом должно стать формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения, развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих, развитие звуковой культуры речи, общеучебных умений, мышления, внимания, памяти. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1. Умение различать понятия «звук», «буква», «слово».
2. Умение называть слова с заданным звуком.
3. Умение чётко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов, слышать в слове интонационно выделенный звук и называть его.
4. Умение различать и называть все буквы русского алфавита.
5. Умение писать букву по образцу
.6. Умение находить заданную букву в тексте.
7. Умение читать слоги.
8. Умение выразительно читать стихотворения.
9. Умение отвечать на вопросы полным ответом.
10. Умение рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, закрашивать контуры предметов, заштриховывать предметы, используя различные виды штриховки.
2-й год обучения (6-8 лет) :
- читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно формировать у него осмысленное чтение.
- от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа сформировать у ребенка в полной мере осмысливать прочитанное.
- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
- формировать умение "читать" знаки препинания: ребенок совершенствует умение осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты первого года обучения (старший возраст)
Результатами освоения учебного курса является формирование следующих знаний и умений:
• Знать буквы
• читать слоги:
• сочетание двух гласных;
• сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
• сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
• односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
• двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
• двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
• понимать прочитанное.
Планируемые результаты учебного курса (второй год обучения)
• Результатами освоения учебного курса является формирование следующих знаний и умений:
• К концу второго года обучения дети должны уметь:
• читать односложные слова со стечением согласных;
• простое двусоставное предложение без предлога;
• простое предложение с предлогом;
• доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
• отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется очно.
Методы обучения.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);
- практический (игра, упражнения).
в воспитании:
- метод формирования личности;
- метод стимулирования поведения;
-метод организационной деятельности.
Формы организации образовательного процесса:
1. Фронтальная (работа со всей группой).
2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).
3. Индивидуальная.
Формы организации учебного занятия.
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игровой практикум, творческое задание, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
Педагогические технологии.
Здоровьесберегающая технология.
Технология проблемного обучения.
Исследовательская технология.
Игровые технологии.
Игры: «Волшебные палочки», «Веселая мозаика», «Волшебная коробочка», игры-ребусы, изографы, кроссворды, «Речевой серпантин», «Мои первые слова», «Дополни слог», «От звука к слову», «Буквенный конструктор».
Составлении сказки по данному началу : «Жил – был звук…» или «Однажды звук отправился в путешествие…».
Рисование букв нитками, на крупе, на песке, выкладывание букв конструктором, изображение букв лёжа на ковре.
Пластилиновая азбука – метод Железновых знакомства детей с буквами и обучению чтению по слогам.
Алгоритм учебного занятия.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
изучение нового материала;
закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
проверочные занятия (в конце полугодия);
комплексные.
Занятия по обучению грамоте структурно выглядят так:
организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
постановка цели занятия;
организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
анализ деятельности детей;
подведение итогов занятия.
Дидактический материал.
Дидактические игры:
«Кто внимательный?»
«Кто больше»
«Слоговое лото»
«Дополни слог, слово»
«Перевёртыши»
«Узнай звук»
«Слоговой аукцион»
«Найди слово в слове»
«Третий лишний»
«Напиши кружочками»
«Слушай хлопки»
«Что общего»
«Кто так говорит, делает?»
«Назови одним словом»
«Волшебный мешочек»
«Крылатое слово»
«Один – много»
«Пишущая машинка»
«Звуковая цепочка»
«Чего не стало»
««Рифмы»
«Чей голосок?»
«Подбери пару»
«Кто что подарил?»
«Наоборот»
«Сигнальщики»
«Рассыпанное слово»
«Узнай по описанию»
«Синий – зелёный»
«Расшифруй слово»
«Повтори, не ошибись!»
«Заколдованные слова»
«Найди букву»
«Назови ласково»
«Измени слово»
«Придумай слово»
«Доскажи словечко»
«Звук заблудился»
«Закончи слово, предложение»
«Анаграммы»
«Читаем сами»
«Звуковая цепочка»
«На какую букву»
«Мамины помощники»
«Сказки»
«Обобщающие понятия»
«Что к чему?»
«Кто где живёт?»
«Наоборот»
Дидактический материал:
подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
магнитная азбука (демонстрационная);
касса букв и слогов (раздаточный материал);
рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (2 части, раздаточный материал);
индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки;
карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;
плакаты «Алфавит»;
индивидуальные карточки: каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;
таблицы со слогами и словами;
наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.
Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.